Найти в Дзене

Взаимодействие Сознания человека со сферами Сверхсознания и Подсознания. Александр Белов 24. 07.2025 г.

u Как известно, Ленин в своей работе «Материализм и эмпириокритицизм» попытался сформулировать теорию отражения, на которой в последствии было выстроено здание марксистско-ленинской философии. u Материалисты верят в эволюцию форм от простых до сложных и трактуют появление сознания с этих позиций. Они исходят из тезиса, что материя первична, а сознание вторично. u ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ ОТРАЖЕНИЯ И ПОЯВЛЕНИЕ СОЗНАНИЯ u 1. Согласно этой концепции исходной формой отражения является раздражимость, т.е. способность живого существа реагировать на раздражитель. Способность к раздражению является отличительной чертой живого, в отличие от не живого. u 2. По мере эволюции, у живых объектов появляется нервная ткань, с ее помощью животные получают возможность не просто разражаться, а чувствовать и ощущать. Такая способность является первичной психикой. u 3. По мере дальнейшей эволюции, у животных появляется способность к восприятию, которая позволяет им отражать множественные связи, существующие вокруг ни

u Как известно, Ленин в своей работе «Материализм и эмпириокритицизм» попытался сформулировать теорию отражения, на которой в последствии было выстроено здание марксистско-ленинской философии.

u Материалисты верят в эволюцию форм от простых до сложных и трактуют появление сознания с этих позиций. Они исходят из тезиса, что материя первична, а сознание вторично.

-2

u ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ ОТРАЖЕНИЯ И ПОЯВЛЕНИЕ СОЗНАНИЯ

u 1. Согласно этой концепции исходной формой отражения является раздражимость, т.е. способность живого существа реагировать на раздражитель. Способность к раздражению является отличительной чертой живого, в отличие от не живого.

u 2. По мере эволюции, у живых объектов появляется нервная ткань, с ее помощью животные получают возможность не просто разражаться, а чувствовать и ощущать. Такая способность является первичной психикой.

u 3. По мере дальнейшей эволюции, у животных появляется способность к восприятию, которая позволяет им отражать множественные связи, существующие вокруг них в окружающем мире.

u 4. И, наконец, у эволюционирующего человека появляется способность избирательности восприятия. С помощью такой способности он может не только пассивно отражать окружающий мир, но и активно воздействовать на него, преобразуя действительность при помощи понятийного мышления.

-3

u Как нетрудно увидеть, эта ленинская концепция отражения базируется на вере в эволюцию. Она лишь должна легитимизировать и «доказать» эволюцию форм от простейших до человека. Формы специально расставлены по степени нарастания сложности и способность к реакции на внешние изменения рассматривается у них исключительно с позиций якобы имеющегося усложнения этих форм в процессе эволюции.

-4

u Логическим продолжением теории отражения является теория функциональных систем П.К. Анохина. Являясь учеником Павлова, он предложил объяснение функционирования психики человека и животных, удовлетворяющее одновременно и психическим и физиологическим факторам. Мозг в данном случае выступает в качестве биологической нейромашины, продуцирующей мысли и способной предсказывать ситуацию, сообразно имеющемуся опыту, хранящемуся в памяти.

-5

u В полным согласием ленинской теории отражения Анохин предложил свою теорию функциональных систем. Он выделил три компонента, которые должна учитывать биологическая система (человек, например). Первое – мотив – чего хочет система. Второе – сканирование внешней среды (можно ли добиться желаемого в предложенной обстановке). Третье – извлечение из памяти следов прошлых возбуждений и попыток достичь желаемого (успешных и не успешных). В результате сличения этих трех компонентов осуществляется афферентный синтез, на основе которого и принимается решение «Что делать».

-6

u В связи с тем, что дело Ленина в современном мире перестает жить и побеждать как прежде, с учетом новых реалий, требуется переосмыслить и ленинскую концепцию отражения. В этой связи можно вернутся к опыту предшественников Ленина, с коими он активно перебранивался в книге «Материализм и эмпириокритицизм», а можно попытаться создать новую концепцию сознания на чистом месте, исходя из собственного эмпирического опыта. Автор этого текста решил пойти по этому последнему пути.

-7
-8

u За основу можно взять концепцию Павла Васильевича Симонова о трехчастной структуре сознания «Подсознание, Сознание, Сверхсознание». Эту концепцию Симонов предложил ссылаясь на реформатора тетра К.С. Станиславского. Тот, в свою очередь, в своей известной системе, при работе над ролью, предлагал актерам избавляться от штампов, занимаясь на сцене самоисследованием, отыскивая в себе черты того или иного персонажа, образ которого они показывают на сцене. Именно тогда, по мысли Станиславского, создаваемый актером образ будет живым и притягательным.

-9

u Станиславский призывал актеров, работающих на ролью, сосредоточено думать над образом сценического персонажа: исходить из логики его переживаний и мыслей. Тогда актерская игра будет приносить внутреннее удовлетворение. Тогда актер будет играть всякий раз по-новому, все более и более открывая для себя свою роль. Умение перевоплощаться и подчинить всего себя сценическому персонажу Станиславский называл способностью войти в сферу Сверхсознания. Актер не должен играть, он должен жить на сцене ту жизнь, которую в реальности мог бы жить его персонаж.

-10

u Кроме того, актер должен не упускать важные технические элементы: он должен встать в поток света, должен понимать, что его хорошо видят и слышат другие актеры, принимающие участие в представлении, а также зрители; избегать опасности свалится в оркестровую яму и т. д. Это не должно быть нарочито, то это должно быть учитываемо. Этот аспект, связанный с подсознанием; с контролированием процессов телесной регуляции.

-11

u Таким образом, Станиславский обозначил две важные сферы сознания: Сверхсознание и Подсознание. Используя эти формулировки, Симонов конкретизировал это таким образом: сфера подсознания связана с телесными переживаниями, с встроенными реакциями организма, как биологического объекта; сфера Сверхсознания связана с интуицией, творчеством, постижением нового.

-12

u Исходя из концепции разделения Сознания на три части: Сверхсознание, подсознание и собственно Сознание - можно предложить авторскую концепцию, основанную на этой трехчастной системе. Подсознание не однородно. Оно содержит в себе несколько источников мыслей, которые так или иначе попадают в сферу сознания и завладевают мышлением индивида.

-13

u 1. Каждый из нас является живым человеком с присущими биологическому телу потребностями в еде, сне, совокуплении и т.д. Эти потребности, по мере необходимости, вторгаются в сферу сознания, заставляя нас действовать тем или иным способом. Так, жажда включает поисковой рефлекс и вызывает потребность найти источник питьевой воды и предотвратить дальнейшее обезвоживание организма, которое чревато неприятными последствиями для здоровья.

-14

u 2. Кроме того, каждый из нас имеет унаследованную от родителей и бесчисленного количества предков генетическую память. Согласно встроенным в наше тело ментальным программам мы начинаем действовать так, а не иначе. Об этом еще писал двоюродный брат Ч. Дарвина Фрэнсис Гальтон в своей книге «Наследственность таланта и характера». Несомненно, генетическая память присутствует у представителей тех или иных антропологических типов (расовых групп).

-15

u 3. Наиважнейшим аспектом психики человека является воспитание. Все мы знаем, что происходит с ребенком, лишенным родительской опеки и обучения со стороны социума. Такой ребенок рискует на всю жизнь остаться социальным олигофреном (социальным Маугли) даже если он рос не в условиях дикого леса, а среди людей. Человек в течение жизни получает от социума информацию (интериоризация) и отдает ее во вне (экстериоризация). Это является нормой для социально ориентированного индивида.

-16

u 4. Сторонники идеализма могут по достоинству оценить еще один источник психических инноваций, которые приходят в голову человеку в виде тех или иных мыслей, порой совершенно неожиданно для него самого. Это ментальный опыт прошлой жизни. Так или иначе он сказывается на мышлении и поведении индивида, ибо, каждый из нас сделал свой выбор, родившись в своем современном теле в определенное время и при определенных обстоятельствах. Мысли из прошлой жизни, а также из посмертного (развоплощенного) состояния между жизнями влияют на наши современные мысли, хотим мы того или нет. У кого-то это выражено больше, у кого-то меньше.

-17

u 5. Кроме того, в сознание могут проникать мысли из Сверхсозания. Для человека характерна способность постоянно вести диалог со своим внутренним «Я». В голову каждому из нас могут приходить совершенно неожиданные мысли, никак не связанные с телесными потребностями, генетической памятью, воспитанием, памятью и опытом, связанным с прошлой жизнью. Они, порой, оформляются в виде инстайтов, интуитивных подсказок и озарений.

-18

u 6. К сфере сознания следует отнести и влияние при помощи мыслей духов-помощников. В числе них могут быть духи умерших родственников, а также ангелы-хранители, которые оберегают человека при жизни, предостерегают от необдуманных и ненужных мыслей и поступков.

-19

u 7. Если есть духи-помощники, а в их существовании сомневаться не приходится, то должны быть и духи-искусители. Они словно бы испытывают человека на прочность. Посылая ему провокационные мысли и идеи. Вообще говоря, можно предполагать, что на том свете существует полная палитра духов. Их устремления, порой, противоположны. Эти духи «топят» за своих воплощенных в телах представителей. Помогают своим, и чинят препятствия тем, кого они считают своими антагонистами и врагами.

-20

u 8. Поскольку эта концепция сознания идеалистическая, то автор исходит из представления, что сознание определяет бытие. Таким образом, человек был создан для познания, и сам Бог наделил его такой возможностью, то было бы очень опрометчиво думать, что, создав человека, Бог решил дистанцироваться от него и больше не принимать в его судьбе никакого участия. Поскольку индивидуальный дух человека это и есть часть духа Бога, то человек регулярно получает от своего создателя весточки в виде неожиданных поворотов в судьбе и ситуаций, через которые человеку надо пройти, чтобы усвоить тот или иной урок. Бог создает такие ситуации, что мышление индивида начинает активизироваться и одухотворяться. Все мы ходим под Богом, и он управляет нашей судьбой.

-21

u Таким образом, психический мир человека можно разделить на три большие категории: Подсознание, Сверхсознание и, собственно, Сознание. Но что же такое Сознание? Эта арена принятия решения. И принимает решения индивидуальный дух. У каждого из нас есть свобода воли. И мы вольны следовать одним мыслям, и игнорировать - другие. В любом случае – решение за человеком. Он сам выбирает себе будущую судьбу своими мыслями, делая их своими или чужими, следуя вслед за ними, или отбрасывая от себя.

-22

https://vk.com/video693652184_456239649