Найти в Дзене
Светлана Ахмедова

Немецкий Первомай в России. Статья из газеты 1904 года.

В 94-ом первомайском номере Пермских губернских ведомостей от 1904 года корреспондент Мельковский изложил историю появления традиции празднования 1-го Мая в Российской империи и в Перми в частности. Давайте вместе почитаем этот весьма любопытный материал, ведь исходя из него Первомай оказывается был привнесен из Германии. Что, в целом, не удивительно, так как, например, в Пермском крае 1-го мая зачастую еще достаточно холодно, а вот для более южных пруссаков - самое то. Да и кто не знает Софию Августу Фредерику Ангальт-Цербстскую, известную, как Екатерина Алексеевна II, в царствование которой и был привит новый обычай вместе с оспой. Название «Май» перешло к нам от Византии (по церковному Маiй, как и до сих пор пишут многие старики). В древней Руси май назывался «Травный», у малороссов – «Травень». По-польски maj значит зелень. Среди народных поговорок про май очень много довольно характерных, как например: «Захотел ты у мужика да в мае перепутья». Другими словами, у крестьянина в ма

В 94-ом первомайском номере Пермских губернских ведомостей от 1904 года корреспондент Мельковский изложил историю появления традиции празднования 1-го Мая в Российской империи и в Перми в частности.

Давайте вместе почитаем этот весьма любопытный материал, ведь исходя из него Первомай оказывается был привнесен из Германии. Что, в целом, не удивительно, так как, например, в Пермском крае 1-го мая зачастую еще достаточно холодно, а вот для более южных пруссаков - самое то. Да и кто не знает Софию Августу Фредерику Ангальт-Цербстскую, известную, как Екатерина Алексеевна II, в царствование которой и был привит новый обычай вместе с оспой.

Название «Май» перешло к нам от Византии (по церковному Маiй, как и до сих пор пишут многие старики). В древней Руси май назывался «Травный», у малороссов – «Травень». По-польски maj значит зелень.
Среди народных поговорок про май очень много довольно характерных, как например:
«Захотел ты у мужика да в мае перепутья». Другими словами, у крестьянина в мае не разживешься (хотя бы съестным).
«Май холодный – год хлебородный».
«Коли в мае дождь, будет и рожь».
«Апрель с водою, май с травою».
«Майская трава и голодного кормит».

С давних времен народами установлены были празднования в честь возрождающейся природы. Древние воззрения впоследствии были приурочены к 1 мая.

Особенно выделяются они у населения Германии, где и до сих пор во многих местах хранится обычай «майского дерева», «майских костров», «майских королей» и т.п.

Майское дерево - украшенное дерево или высокий столб, который по традиции устанавливается ежегодно к первому мая. Вокруг него водили хороводы и устраивали состязания.

В ночь на 1-е мая дерево похищается. Его не редко выкупают за пиво, которое пострадавшие владельцы дерева и его похитители выпивают вместе. В Альпах же существует традиция взбираться на майское дерево, прям как у нас на Масленицу, но вместо новых сапог, с майского дерева парни срывали ленты с именем понравившейся девушки.

Оно по весне-то, конечно, сапоги нужнее у нас будут, а личную жизнь налаживали после сельскохозяйственных работ, где-нибудь на Троицу. Пока суть да дело, к январю-февралю и свадьбу гуляли. В Прикамье - не в Германии, с погодой не забалуешь )))

На Руси весенние праздники не были приурочены в 1-му мая. Таковы праздники Ляли (Лели) в Белоруссии, праздники в честь Овсеня (в Литве Усень), Ярилы, а также Семик. Эти дни празднуются в разное время, но 1-е мая в древней Руси ничем не отмечалось.
Только впоследствии, чуть ли не в начале 18 столетия, празднование 1-го мая было занесено в Россию. Занесли его немцы. Так, в Москве, известное гуляние 1-го мая в Сокольничьей роще носит в простонародье название «немецких станов».

Народное гулянье в Сокольниках 1 мая. Гравюра XIX в. Источник: Википедия.
Народное гулянье в Сокольниках 1 мая. Гравюра XIX в. Источник: Википедия.
Затем в то же, должно быть, время праздники 1 – го мая начали справляться в училищах, куда они проникли из Латвии и Польши через киевскую академию. Эти праздники назывались «маевками». В Петербурге одно время в большой моде было «екатерингофское гуляние» 1-го мая, которое теперь утратило свой характер.

Что касается Пермской губернии, то традиционного первомайского обычая автор не обнаружил, только отметил, что здесь ярко выражена традиция заготовки пельменей.

В пику Перми Мельковский пишет о соседней Вятке, где длительное время соблюдается особый вид ярмарки – «Свистунья». Она длилась несколько дней и все это время от стара до млада свистели в свисток, расхаживая по улицам. То еще испытание, надо сказать.

Все же на дворе стоял 1904 год и многие в Перми на «маевку» отправлялись за Каму. После 1917 года будут писать, что выходной 1-го мая использовался, как нелегальное собрание революционно настроенных рабочих.

Поехать «за Каму» - любимое развлечение низшего и среднего класса городского населения. Рабочие, ремесленники, приказчики, торговцы, мелкие чиновники каждый праздник направляются «за Каму» с чадами и домочадцами, захватив с собою всякой снеди. Так, на лоне природы проводится время «с приятностью», чему не мало способствует и живительная влага.

Мельковский. Пермские губернские ведомости № 94 (1 мая) от 1904 года.

Сегодня за Каму почти никто не ездит. Вместо этого профсоюзы устраивают митинги, шествия, народные гуляния. Многие отправляются на дачу жарить шашлыки. Заодно приколотить что-нибудь, да забор поправить - как-никак Праздник Весны и Труда.