Сергей Погодин: «От полученных во время учебы знаний зависит многое, но надо учиться их применять на практике, не бояться трудностей, совершенствоваться ежедневно, ежечасно и не опускать руки, даже если что-то не получается».
Интервью с председателем судебного состава судебной коллегии по уголовным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, кандидатом юридических наук, доцентом Погодиным Сергеем Борисовичем.
– Как прошли Ваши студенческие годы? Какими Вы их запомнили?
– В 1991 году я поступил в Саратовский юридический институт им. Д.И. Курского (ныне – СГЮА) на судебно-прокурорский факультет. В первые дни учебы я познакомился со своими одногруппниками, которые по прошествии лет стали верными друзьями. Учеба поглотила меня с первого же года. Вспоминаю, как в библиотеке академии допоздна зачитывался старинными фолиантами, работами министра юстиции и генерал-прокурора Муравьева Н.В. Порой охватывал трепет, когда осознавал, что эти же книги держали в руках юристы XIX века. Помимо учебной и общественной деятельности, я активно занимался спортом, посещая с товарищами спортзал.
– Кто помогал Вам постигать азы? К кому Вы обращались за помощью? Помните своих наставников?
– С первых дней нашей учебы шефство над первокурсниками взяла заместитель декана судебно-прокурорского факультета Нина Дмитриевна Варламова, которую между собой все называли «мамочка». Действительно, она относилась к нам как к детям, да мы и были детьми. Учеба давалась легко, поскольку у нас преподавали корифеи, а семинарские занятия вели молодые, но перспективные преподаватели, ставшие в настоящее время профессорами и докторами наук: Андрей Алексеевич Воротников, Галина Владимировна Верина, Марина Викторовна Немытина, Татьяна Михайловна Пряхина и многие другие.
Осознание значимости наставника ко мне пришло на последнем курсе, когда я готовил дипломную работу на очень актуальную и тогда, и сейчас тему: «Участие прокурора в суде присяжных», которая в последующем переросла в кандидатскую диссертацию. Моим научным руководителем при написании дипломной работы был доцент кафедры уголовного процесса Александр Федорович Соколов. Именно он привил мне любовь к науке, тягу не только к знаниям, но и к возможности реализовать свой научный потенциал, внести свою лепту в совершенствование законодательства, практику его применения.
– Во время обучения стоит ли уделять научно-исследовательской деятельности, молодежной науке?
– Работа следователя, как и судьи, сложна, но интересна: решается судьба человека, а цена ошибки возрастает в сотни, тысячи раз, так как невиновный не должен быть привлечен к ответственности, а виновный, в свою очередь, должен понести справедливое наказание. Но на протяжении 30 лет работы я всегда имел возможность поделиться своим мнением с другими юристами, со студентами, передать свой опыт, и такую возможность мне дала именно научная деятельность, которой я стал заниматься на последних курсах учебы в академии, а по ее окончании поступил в заочную аспирантуру.
Став кандидатом наук, а в последующем получив и звание доцента, я с уверенностью могу сказать, что наука не только не мешает работе юриста, но и помогает, так как позволяет постоянно совершенствоваться, быть в курсе всех изменений законодательства, существующих направлений научной мысли.
– Расскажите о выборе профессии: как это происходило?
– На последнем курсе мы проходили практику в трех учреждениях: прокуратура, милиция и суд. Четыре года обучения пролетели незаметно, и после государственных экзаменов и защиты дипломной работы 31 октября 1995 года мне вручили диплом. На следующий день, 1 ноября 1995 года, я сдал вступительные экзамены в аспирантуру, а уже 2 ноября 1995 года подписал контракт о прохождении военной службы в органах ФСБ России.
Могу с уверенностью констатировать, что от полученных во время учебы знаний зависит многое, но надо учиться применять их на практике, не бояться трудностей, совершенствоваться ежедневно, ежечасно и не опускать руки, даже если что-то не получается – выход всегда можно найти.
– С какими трудностями столкнулись при переходе от учебы к работе?
– Мне кажется, я до сих пор не перестаю учиться, поэтому как такового перехода от учебы к работе и не было. Единственная извечная проблема – это известный фразеологизм «студент всегда опаздывает». На службе нет места оправданиям, что проспал, несмотря на то что допоздна писал судебный акт.
С первых дней надо понимать, что ты уже не студент. На работе ты несешь ответственность буквально за каждое свое действие. Ошибка в протоколе следственного действия может привести к утрате доказательства, ошибка в процессуальном документе повлечет его незаконность.
Поэтому уже во время учебы надо учиться писать процессуальные документы, независимо от того, кем ты хочешь стать: юристом организации, следователем, прокурором или судьей. Для того, чтобы научиться писать грамотно, формулировать свои мысли, излагать обстоятельства, имеющие значение для дела, надо больше читать, и не только учебники, но и художественную литературу, особенно русских классиков – А.П. Чехова, Л.Н. Толстого.
– Что бы Вы пожелали сегодняшнему поколению студентов и будущим абитуриентам академии?
– Пройдя путь от следователя органов государственной безопасности до председателя первого судебного состава судебной коллегии по уголовным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, мне посчастливилось работать с профессионалами своего дела, людьми, которые, невзирая на все трудности, присущие служению правосудию, всегда оставались верными себе, своим моральным принципам и закону.
Профессия судьи – это не просто работа, это служение обществу, требующее полной самоотдачи и постоянного совершенствования. В руках судей находится важнейший инструмент построения правового государства – справедливое правосудие, без которого невозможно представить современное цивилизованное общество.
Поэтому и абитуриентам, и студентам хочу пожелать одного: учитесь, трудитесь, не бойтесь ставить перед собой амбициозные цели, стремитесь к ним, никогда не останавливайтесь на достигнутом. Жизнь многогранна, и все эти грани надо исследовать, пройти, прожить так, чтобы не сожалеть в последующем о несделанном.
– Какие советы дали бы тем, кто хочет стать успешным юристом, достичь карьерных высот?
– Крылатая фраза «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом» как нельзя лучше применима к любому юристу независимо от его места работы. Всем известно выражение: судейская работа является вершиной юридической карьеры.
Однако знание закона обременяет будущего выпускника юридического вуза грузом ответственности, так как познания в области юриспруденции дают возможность не только пресекать нарушения закона, но и обойти его. Не дать себе преступить закон, какие бы мотивы ни двигали тобой: интересы клиента, корысть, карьерный рост – вот основное в работе юриста. У каждого юриста, в отличие от простого человека, должна быть не только совесть, но и моральная ответственность за полученные и применяемые знания, за судьбы людей, которые, не обладая познаниями в области права, доверяют свои дела, защиту своих интересов.
В этом работа юриста. Этому учат в нашей родной академии, а с полученными здесь знаниями можно стать высококвалифицированным юристом, что и доказывают выпускники нашей альма-матер.