Как происходило «отпадение» от православия в ислам
Потомки татар, крещеных в XVI-XIX вв., после присоединения Казани к составу Московского государства называли кряшен. Это всем известный факт.
Но наверняка вы не знали или, может быть, только слышали, о таком явлении как «отпадение» от православия в ислам. То есть в XVIII-XIX вв. группы или даже целые деревни татар, предки которых были насильственно крещены, самовольно возвращались в ислам. Таких было особенно много в Лаишевском и Мамадышском уездах Казанской губернии.
Бывали случаи, когда целые деревни удмуртов, чувашей или марийцев, ранее исповедовавших православие или язычество, по своему желанию принимали ислам. Ислам был распространен среди татар, и разговаривать они начинали на татарском. Поэтому их потомки считают себя татарами.
Из таких примеров можно вспомнить жителей д. Адав-Тулумбаево Буинского района. И сейчас , и раньше, в ней проживали как татары, так и чуваши. Но в начале XX в. часть чувашей этой деревни приняли ислам и стали называться татарами. Интересно, что татары все равно не приняли их в свою умму, поэтому новообращенные мусульмане-чуваши построили там свою мечеть.
Свобода вероисповедания действовала в России не всегда. Только 17 апреля 1905 г. Сие Величеством было разрешено открыто исповедовать ислам.
Что было до того, как в России разрешили открыто исповедовать ислам?
Правительство не представляло, что кто-то может «отпасть» и не хотело этого признавать. «Отпадение» не считалось действительным, были преследования и ссылки в Сибирь. У некоторых отважных татар могли отменить брак по мусульманскому обычаю и отправить жену и детей обратно в свою деревню. А тело его отца или деда, захороненного по мусульманской традиции, перезахороняли в соответствии с правилами православной церкви. Также закрывали и разрушали «тайные» мусульманские культовые здания.
Понятно, что о пропаганде ислама и речи быть не могло. За это можно было отсидеть в дореволюционном обезьяннике или поехать на каторгу в Сибирь с лишением имущества. Даже если ты не предпринял мер по предотвращению «отпадения» члена твоего семьи, ты мог отсидеть «от 3 дней до 3 месяцев».
Наиболее активная фаза борьбы с «отпадениями» во второй половине XIX в. пришелся на 1866–1867 гг., когда в Поволжье отмечался массовый отход крещеных татар из православия в ислам. Несмотря на сложную социальную ситуацию в крае, вызванную отменой крепостного права и позиционированием либерализации внутриполитического курса, правительство предприняло беспрецедентные меры по возвращению в православие «отпавших», имевшие откровенно принудительный характер. Опасаясь превращения массового движения во всеобщий процесс исхода крещеных татар из православия, что подкреплялось мнением местных миссионеров, органы власти, не ограничиваясь широкими возможностями, предоставлявшимися законодательством по судебному преследованию «отступников», стали активно применять административные «меры взыскания». За «отпадение», наряду с лишением всех прав состояния и привлечением к суду, крещеных татар подвергали массовым экзекуциям, аресту, тюремному заключению. Кроме того, вплоть до 1880 г. «неофициальные» мусульмане, как и прочие христиане, должны были вносить деньги на содержание православных храмов, осуществлять другие церковные сборы.
С 1870-х правительство отчасти признало «отпадение». Но если к «новокрещенам» относились снисходительно, то «старокрещен» все еще сильно преследовали. Причиной этого являлась конфессиональная ситуация, сложившаяся в этих группах. В отличие от «новокрещен», «отпадавших» всем сельским обществом, у «старокрещен» в ислам переходило в основном молодое поколение, занятое на отхожих промыслах в татарских селениях. При официальном «отпадении» из православия молодежи в селениях образовывались две самостоятельные религиозные общины – «новых» мусульман и христиан. Чтобы не возникало проблем с разграничиванием территорий правительство всячески стремилось пресекать такие процессы.
Где искать своих предков из "отпавших" татар
С 1870-х гг. стал вырабатываться определенный порядок регистрации «отпавших» в ислам:
- в Самарской губерни эти функции были возложены на местное полицейское правление;
- в Астраханской – на органы сельского управления (сельских старост);
- в Казанской и Вятской – на волостные правления.
Особым указом от 20 декабря 1890 г. во всех губерниях Восточной России регистрацию рождения, браков и смерти данных лиц было поручено вести волостным правлениям (в сельской местности) и полиции (в городах).
С 1887 г. МВД было официально разрешено вносить в посемейные списки некрещеных детей с теми именами, которые были даны родителями, но с отметкой, что эти дети не крещены «по упорству родителей».
Несмотря на некоторые послабления со стороны государства, в целом «отпавшие»а ислам вплоть до начала XX в. оставались наиболее бесправной и маргинальной в юридическом отношении группой населения региона. Они не имели возможности свободно соблюдать предписания исламского вероучения, посещать мечети, обращаться для исправления треб к указным муллам, отдавать детей в татарские конфессиональные школы.
Вот такие процессы происходили в татарском обществе в XVIII-XIX вв. Существуют ли в вашей семье предания о подобных процессах?
Источник: Загидуллин И., Исхаков Р. Правовой статус возвратившихся в ислам крещеных татар // История татар. 6 том.
Если вы хотите начать исследование своей родословной, оставьте заявку на консультацию с экспертом на нашем сайте.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы знать больше о генеалогии, истории семьи и получать полезные советы по самостоятельному изучению родословной. Узнайте удивительные истории наших клиентов и почти детективные расследования в глубину веков.
#генеалогия #генеалогическое древо #поиск родственников #поиск родных #родословная #родословное древо #семь поколений #поиск в архивах