Найти в Дзене
Записки паломницы

Прозорливый старец Антипа (Оборин).

Эпоха богоборчества, отмеченная разрушением храмов, репрессиями против духовенства и мирян, явила миру не сломленных духом исповедников, а сокрытых в молитве столпов веры. Имена этих героев веры, долгое время остававшиеся в тени, сегодня возвращаются к нам, напоминая о силе духа, способной преодолеть любые препятствия. Они – живое свидетельство того, что вера Христова непобедима, а подвиг молитвы и любви вечен. Сегодня, 24 июля 2025 года исполняется 20 лет со дня кончины одного из таких подвижников, продолжателей подвижнических традиций своих старцев митрополита Зиновия (Мажуги) и глинского старца схиархимандрита Виталия (Сидоренко)- схиархимандрита Антипы (Оборина). Александр Григорьевич Оборин появился на свет 12 сентября 1925 года в деревне Денисята, расположенной в Верхне-Муллинском районе Пермской области. Семья будущего священника отличалась глубокой религиозностью, что подтверждается необыкновенной кончиной его отца Григория Оборина, которому было предсказано время смерти. Попр
Схиархимандрит Антипа (Оборин)
Схиархимандрит Антипа (Оборин)

Эпоха богоборчества, отмеченная разрушением храмов, репрессиями против духовенства и мирян, явила миру не сломленных духом исповедников, а сокрытых в молитве столпов веры.

Имена этих героев веры, долгое время остававшиеся в тени, сегодня возвращаются к нам, напоминая о силе духа, способной преодолеть любые препятствия. Они – живое свидетельство того, что вера Христова непобедима, а подвиг молитвы и любви вечен. Сегодня, 24 июля 2025 года исполняется 20 лет со дня кончины одного из таких подвижников, продолжателей подвижнических традиций своих старцев митрополита Зиновия (Мажуги) и глинского старца схиархимандрита Виталия (Сидоренко)- схиархимандрита Антипы (Оборина).

Александр Григорьевич Оборин появился на свет 12 сентября 1925 года в деревне Денисята, расположенной в Верхне-Муллинском районе Пермской области. Семья будущего священника отличалась глубокой религиозностью, что подтверждается необыкновенной кончиной его отца Григория Оборина, которому было предсказано время смерти.

Попросив прощения у родных, он, держа в руках свечу, лег на лавку, произнес молитву «Святый Боже…» и мирно отошел в мир иной.

Этот эпизод оказал неизгладимое влияние на формирование духовного мировоззрения юного отрока. Атмосфера благочестия, царившая в доме, укоренила в нем глубокую веру и стремление к служению Богу. Подобный пример благочестивой кончины отца, осознанное приготовление к переходу в вечность, запечатлелся в его памяти как образец христианской жизни.

Религиозное воспитание, полученное в семье, стало прочным фундаментом для его дальнейшего духовного развития. Он впитывал в себя традиции православной веры, изучал Священное Писание и жития святых. Именно этот духовный багаж, приобретенный в родительском доме, предопределил его жизненный путь. Видя пример отца, который не страшился смерти, а встречал ее с молитвой на устах, он почувствовал в себе призвание посвятить свою жизнь Богу и служению людям. Семена веры, посеянные в детстве, проросли в нем сильным желанием стать священником и нести свет Христовой истины в мир.

Получив шестилетнее образование, Александр поступил в ремесленное училище №4, после чего трудился слесарем на заводе имени Дзержинского. Затем проучившись два года в Ленинградской духовной семинарии, он, еще не завершив обучение, получил разрешение на священнический сан.

28 августа 1954 года Александр Оборин был рукоположен в диаконы и направлен на служение в город Чусовой. 5 марта 1955 года архиепископ Иоанн (Лавриненко) возвел его в сан иерея. После этого он служил в Добрянке (около двух с половиной лет), Кизеле и Лысьве (семнадцать лет).

В период служения в Пермской епархии отец Александр скрывал у себя дома глинских старцев, с которыми поддерживал связь на протяжении всей своей жизни. За преданное служение церкви отец Александр постоянно испытывал преследования со стороны местных властей. Ему пришлось столкнуться с давлением КГБ с целью принуждения к сотрудничеству, от которого священник твердо отказался. Получив благословение от владыки Зиновия (Мажуги) он, не имея при себе документов, в 1981 году перебрался в Краснодарскую епархию, стремясь избежать пристального внимания спецслужб. Там его принял владыка Владимир (Котляров), несмотря на отсутствие у него необходимых бумаг. После переезда отец Александр начал свою службу в Псебае, где прослужил семнадцать с половиной лет. В 2002 году после перенесенного инфаркта он ушел за штат и переехал в Дивеево. На что, несомненно, была воля Божия. Ранее, получив благословение владыки Зиновия, батюшка принял тайный монашеский постриг с именем Анания, который совершил схиархимандрит Виталий (Сидоренко). Незадолго до смерти, 24 апреля 2005 года, в Лазареву субботу он был пострижен в схиму с именем Антипа в честь священномученика Антипы Пергамского.

О служении старца.

Отец Александр Оборин. В алтаре. Лысьва, 1971 год.
Отец Александр Оборин. В алтаре. Лысьва, 1971 год.

В храм отец Антипа (Оборин) приходил задолго до рассвета, в три часа ночи, чтобы помолиться и подготовиться к Литургии. Его служение было проникнуто глубоким благоговением и духовной сосредоточенностью.

Старец посвящал многие часы чтению синодиков, доставшихся ему в наследство от владыки Зиновия (Мажуги) и духовного отца схиархимандрита Виталия (Сидоренко). Он вынимал тысячи поминовений, вознося молитвы за каждого, чье имя было вписано в эти священные книжечки.

После поминовения живых и усопших батюшка принимал исповедь у прихожан, внимательно выслушивая их покаянные слова и наставляя на путь истинный. Затем он начинал служить Литургию.

Богослужение отца Антипы отличалось особой одухотворенностью. Он произносил слова молитв с трепетом и любовью, вкладывая в них всю свою душу. Особенно трогательным было видеть его во время Евхаристического канона. Лицо старца преображалось, и слезы текли из его глаз, несмотря на все его старания скрыть их от окружающих.

Казалось, что присутствие других людей сдерживает порыв батюшки, и он хотел бы плакать еще сильнее, полностью отдавшись своим переживаниям. Чувствовалось, насколько глубоко он переживал каждое слово молитвы, насколько близко принимал к сердцу страдания мира и нужды каждого человека. Служение отца Антипы было настоящим подвигом любви и самоотречения, примером истинного пастыря, готового отдать себя без остатка служению Богу и людям.

Этот факт подтверждают воспоминания священника Сергия Голованова об отце Александре:

- Я познакомился с отцом Александром в 1993 году в период подготовки к принятию сана. После рукоположения, стремясь перенять его опыт служения, я попросил направить меня на новый приход в станице Андрюковской, недалеко от Псебая. Там я служил три года и почти каждый день общался со старцем, который был моим наставником.

Он строго, но справедливо наставлял меня во всем, требовал неукоснительного соблюдения устава. Никогда не повышал голоса, но его замечания были настолько меткими, что вызывали сильное чувство стыда. Он просыпался в полночь и совершал молитвенное правило перед богослужением. Уже в три часа ночи он находился в алтаре. Он поминал всех: и тех, кого знал по прежним приходам в Перми, и тех, кого крестил. У него всегда была большая стопка помянников. Он вынимал частички за каждого, проводя за этим занятием около пяти часов, с утра до восьми.

Узнав по радио о стихийных бедствиях, таких как ураганы или землетрясения (телевизора у него не было), он сразу же ставил свечу. Теракты, войны, катастрофы - в таких случаях он незамедлительно направлялся в храм со свечой.

«Он был великий молитвенник, в совершенстве владел умной молитвой. Даже когда перед смертью он впал в бессознательное состояние, пальцы его продолжали перебирать четки…", – вспоминает протоиерей Алексий Державин, свидетельствуя о глубокой и непрестанной связи старца с Богом. Умная молитва, о которой упоминается, подразумевает сосредоточенное сердечное обращение к Богу, требующее усердия и постоянства. Владение ею в совершенстве – это результат многолетних трудов, духовного подвига и самоотречения.

Бессознательное перебирание четок – это не просто механическое действие, а проявление глубоко укоренившейся духовной практики, которая продолжалась даже за пределами осознанного контроля. Этот факт говорит о том, что молитва стала частью самой природы отца Антипы, его сущностью, не просто обязанностью, а способом существования, не прекращающимся даже в преддверии смерти.

О прозорливости и чудесах по молитвам старца.

Протоиерей Алексий Державин делится воспоминаниями: "Мой товарищ, начинающий священник Андрей Ардашев, проходил практику в Курганинском соборе. Однажды во время крещения он перепутал сосуды и помазал крещаемого сначала святым миром, а затем святым елеем, хотя порядок должен быть обратным. Он поделился со мной этой оплошностью с большим сожалением.

Вскоре после этого он отправился к отцу Александру для духовной беседы. Духовник намекнул ему на его ошибку, сказав: «Иногда встречаются священники, которые не утруждают себя тем, чтобы по запаху определить содержимое сосуда, хотя мир и елей имеют различные ароматы!».

Отец Андрей, вернувшись, выразил мне недовольство, полагая, что я рассказал духовнику о его промахе, ведь он сам собирался исповедаться в этом. Я заверил его, что не был в Псибае и не обсуждал это с отцом Александром. И что самое удивительное, больше никто об этом не знал…

В другой раз, отправившись с отцом Андреем по делам в Краснодарский край, мы запланировали визит к батюшке в Псебае. В то время он уже обдумывал переезд в Дивеево. Такое же стремление было и у иерея Андрея Ардашева. Его теща недавно поселилась в Дивеево, и он ехал к старцу, чтобы получить благословение на смену места жительства. Отцу Александру это не было известно. Однако, как только мы вошли, он почти сразу в полушутливой форме произнес: «Матушка, гляди, отец Андрей прибыл за благословением на переезд в Дивеево…». В настоящее время отец Андрей несет службу в церкви, расположенной в двенадцати километрах от Серафимо -Дивеевского монастыря."

Священник Сергий Голованов вспоминает, как помогал отцу Александру перебраться в Дивеево. Небольшой грузовик оказался слишком мал для всего, что собрали к переезду отец Александр с матушкой Анной. Водитель указал на это священнику. Батюшка, не возражая, удалился в дом и вознес молитву перед иконами. Каким-то образом при погрузке все вещи поместились. Когда они тронулись, проводить батюшку вышел весь поселок. Он благословил водителя и попросил сначала проехать мимо храма. Там священник осенил себя крестным знамением, а затем, уповая на Бога, отправился в путь. Позже водитель с удивлением рассказывал, что их автомобиль с южными номерами, доверху набитый вещами, ни разу не остановили и поломок в пути не случилось. Это настоящее чудо! После этой поездки водитель обрел веру.

Многие обращались к батюшке с просьбой помолиться перед поездкой и по его молитвам путешествия проходили благополучно: машины не ломались и проблем с дорожной полицией не возникало.

Однажды певчей из хора стало нехорошо. В тех краях, говорят, много колдунов. Батюшка подошел к ней и помазал маслом из лампады, горевшей у престола. Девушка внезапно выбежала из храма, ее вырвало, и из нее вышли какие-то волосы. Так она избавилась от сглаза. Местные колдуны боялись батюшку и распространяли о нем ложные слухи, называя его «колдуном». А он всего лишь усердно молился Богу!

О кончине старца.

Митрополит Зиновий (Мажуга) и схиархимандрит Виталий (Сидоренко)
Митрополит Зиновий (Мажуга) и схиархимандрит Виталий (Сидоренко)

За несколько десятков лет до ухода из жизни старец Антипа, тогда еще отец Александр, обратился к своим духовным учителям, владыке Зиновию и схиархимандриту Виталию, с просьбой заранее известить его о приближении смерти. За пять месяцев до кончины старцу явился в видении отец Виталий и предупредил о скором уходе. С того момента жизнь отца Антипы словно утратила земную привязанность. Сохраняя ясность ума, он пребывал в молчании, внимательно слушал, улыбался, но говорил крайне мало.

За два месяца до смерти он поделился с матушкой сном, в котором владыка Зиновий в окружении множества архимандритов возвел его в сан архимандрита. Это видение было невероятно реалистичным! Незадолго до кончины ему было явление Пресвятой Богородицы. Только он удостоился видеть Царицу Небесную, однако все присутствующие в доме ощутили неземной аромат. Его дочь Наталья, проживающая в Краснодаре, однажды спросила отца, действительно ли ему являлся преподобный Серафим, и он подтвердил это.

А вот что вспоминает отец Алексий Державин: "Когда отец Александр навестил меня в Альметьевске, мы совершили поездку в Санаксарский монастырь, чтобы встретиться с известным старцем схиигуменом Иеронимом (Верендякиным). Их встреча была похожа на воссоединение двух старых друзей, знавших друг друга всю жизнь. Отец Иероним тогда сказал отцу Александру в иносказательной форме: «Мне известно об одном священнике, которому суждено дожить до восьмидесяти. Мне это не дано, а ему - да…». Мы сразу поняли, что речь идет о нашем дорогом отце Александре. Это произошло в 2000 году. И всё сбылось! Отец Александр (в схиме Антипа) скончался в возрасте восьмидесяти лет".

Схиархимандрит Антипа
Схиархимандрит Антипа

Последнее причастие схиархимандрит Антипа принял за несколько минут до смерти. Совершил таинство священник Андрей, его духовный сын.

Батюшка отошел ко Господу 24 июля 2005 года в селе Дивеево Нижегородской области. Его тело было предано земле на Дивеевском кладбище после отпевания в Свято-Троицком соборе, находящемся на территории монастыря.

Организацию похорон этого служителя церкви взяла на себя игумения Сергия, настоятельница Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского монастыря. Ведь еще при его жизни в монастырском храме престарелому схимнику отводилось почетное место с другой стороны от игуменского. Так ценили на святой Дивеевской земле этого сильного молитвенника и духовника.

Спасибо, что дочитали! Не забывайте о лайках и комментариях, обратная связь для меня очень важна. Подписывайтесь и не пропускайте новые статьи.