Госдума дополнила Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) статьей
13.53 - «Поиск заведомо экстремистских материалов и получение доступа к ним, в том
числе с использованием программно-аппаратных средств доступа к информационным
ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым
ограничен».
Итак, сбывается Библейское пророчество: ЗНАНИЕ ПРЕУМНОЖАЕТ СКОРБЬ.
Или по современному (по Думски) – запросил материал, признанный экстремистским,
получай штраф.
Разберем за что именно вводится новая ответственность?
«Умышленное осуществление поиска в информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет» заведомо экстремистских материалов, включенных в опубликованный
федеральный список экстремистских материалов или указанных в пункте 3 статьи 1 ФЗ
от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», и
получение доступа к ним, в том числе с использованием программно-аппаратных средств
доступа к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям,
доступ к которым ограничен, влекут наложение административного штрафа на
граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей».
Итак, как мы видим ответственность вводится именно за сам поиск, а, даже не за
прочтение/просмотр, а тем более не за распространение экстремисткой информации.
За распространение возникает административная ответственность на основании ст.
20.29 КоАП РФ «Производство и распространение экстремистских материалов» или
уголовная ответственность ст. 280 УК РФ, ст. 282 УК РФ.
Какую же такую экстремистскую информацию нельзя даже искать?
Согласно статье 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О
противодействии экстремистской деятельности» экстремистскими материалами
признаются предназначенные для распространения либо публичного демонстрирования
документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению
экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие
необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей
национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии,
выступления, изображения руководителей групп, организаций или движений, признанных
преступными в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и
наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала),
выступления, изображения руководителей организаций, сотрудничавших с указанными
группами, организациями или движениями, публикации, обосновывающие или
оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику
совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное
уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной
группы.
Перечень таких материалов утвержден Минюстом.
В нем содержатся 5,5 тысяч запрещенных позиций, среди которых песни, книги, видео,
интернет-ресурсы, информационные материалы, изображения, фильмы, музыка, лозунги, веб-
сайты, картинки.
Таким образом, начал поиск запрещенных материалов – стал пособником
экстремистов, получай штраф за это.
Возникает вопрос: насколько новый закон соответствует Конституции РФ?
«Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и
распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений,
составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом»
(п. 4 ст. 29 Конституции РФ).
Конституция РФ гарантирует право свободно искать, получать информацию.
Безусловно, эта свобода может быть ограничена, при условии, если она создает угрозу
личным, общественным и/или государственным интересам.
Что же формирует административную ответственность? Вина за совершение
общественно-опасного деяния.
В чем заключается общественная опасность при получении доступа информации
исключительно для личного пользования без агитации и/или распространения этой
информации?
Превентивная система антизомбирования населения?
Думцы хотят влезть в голову избирателей и профильтровать людям мышление?
А не много ли на себя берут господа законодатели?
Пункт 1 статьи 29 Конституция РФ, гарантирует свободу мысли и слова.
Замысел законодателя понятен: оградить граждан от вражеской пропаганды.
Однако, как говорилось в выше цитируемой Библии: благими намерениями устлана
дорога в ад.
Законодательная новелла представляется очевидным перегибом, стремлением оградить
людей от информации, уверенностью, что без законодателя граждане не разберутся, что такое
хорошо, а что такое плохо.
Уже прозвучали ожидаемые комментарии инициаторов законопроекта – привлекать к
ответственности будут не всех подряд, а только злостных сторонников экстремизма, вину
которых придется доказывать в судебном порядке с соблюдением процессуальных
требований и при наличии железной доказательной базы.
Однако, практикующие юристы знают насколько несовершенная судебная практика и,
что часто судебные акты выносятся исходя не из буквы закона, а из соображений «высшей
целесообразности» и «общественной необходимости».
Не хотелось бы возвращаться к временам, когда считалось правильным выражать
мнение об информации таким образом: «Пастернака не читал, но осуждаю».
Ограничение на поиск под угрозой штрафа, это только первый шажок, после которого
залезть в голову, в мысли могут захотеть поглубже. Покопаться там, отредактировать. А затем
несогласных отправить туда, где валят лес не за деньги, а за похлебку и круглосуточную
охрану.
Насколько мы справедливы в данных размышлениях?
Суд покажет. Конституционный. Как только закон вступит в силу, мы планируем
поинтересоваться мнение высшей судебной инстанции.