Найти в Дзене
potestas (est)

Роман «Станцуй на моей могиле» и фильм «Лето’85»

Захотелось включить что-то летнее. Порылась в своем списке фильмов и нашла «Лето 85» режиссера Франсуа Озона. Пока смотрела, мне что-то покоя не давало. И точно, уже под конец вспомнила, что это фильм по роману Эйдена Чемберса «Станцуй на моей могиле». С утра взялась за книгу. История начинается с газетной статьи под заголовком «Осквернитель могилы». Вчера в суде Саутэнда по делам несовершеннолетних 16-ти летнему Генри Робинсону было предъявлено обвинение в осквернении могилы и нанесении преднамеренного ущерба. Подросток отказался что-либо говорить в свою защиту и объяснять свои действия. Слушанье отложено до момента, когда будет подготовлен отчет соцслужб. Оскверненная могила принадлежит Барри Горману, который на днях разбился на мотоцикле в возрасте 18-ти лет. Известно, что Генри дружил с Барри и подрабатывал в магазине семьи Горман. Социальная работница обращается за помощью к учителю литературы Генри, и по его настоянию он записывает свои воспоминания. История, как довольно быстро

Захотелось включить что-то летнее. Порылась в своем списке фильмов и нашла «Лето 85» режиссера Франсуа Озона. Пока смотрела, мне что-то покоя не давало. И точно, уже под конец вспомнила, что это фильм по роману Эйдена Чемберса «Станцуй на моей могиле». С утра взялась за книгу.

История начинается с газетной статьи под заголовком «Осквернитель могилы». Вчера в суде Саутэнда по делам несовершеннолетних 16-ти летнему Генри Робинсону было предъявлено обвинение в осквернении могилы и нанесении преднамеренного ущерба. Подросток отказался что-либо говорить в свою защиту и объяснять свои действия. Слушанье отложено до момента, когда будет подготовлен отчет соцслужб.

Оскверненная могила принадлежит Барри Горману, который на днях разбился на мотоцикле в возрасте 18-ти лет. Известно, что Генри дружил с Барри и подрабатывал в магазине семьи Горман. Социальная работница обращается за помощью к учителю литературы Генри, и по его настоянию он записывает свои воспоминания.

История, как довольно быстро становится понятно, о первой влюбленности двух подростков, несколько шаблонной и сентиментальной. Читатель знакомится с фрагментами записей Генри, в которых он пытается запечатлеть на бумаге роман с Барри, пережить его смерть и найти для себя исцеление.

Действие романа происходит в курортном городе Англии. Генри просит называть себя Хэл, т.к. ему не нравится собственное имя. Он увлечен культом смерти, а еще с детства хотел обрести наперсника. С возрастом он пытается исследовать свою сексуальность, думая о многих своих друзьях детства вот так: «Эх, был бы ты девчонкой». Вдруг Хэл натыкается в Библии на пример идеальной дружбы Давида и Ионафана. Ионафан заключил с Давидом союз, ибо полюбил его, как свою душу, а Давид в момент смерти Ионафана воскликнул: «Любовь твоя была для меня превыше женской!».

-2

Однажды Хэл выходит на лодке друга в море и переворачивается. К нему на помощь приходит Барри: с этого момента и начинается их дружба. Барри предлагает заключить сделку: кто бы из них не умер первым, другой дает слово станцевать на его могиле.

Их роман длился семь недель, и заканчивается также быстро, как и начинается. Хэл трепетно подсчитывает проведенное вместе время: мы прочитали 8 книг и посмотрели 4 фильма; вместе поели 119 раз; проехали на мотоцикле 800 миль; 12 раз выходили в море на «Калипсо»; спали вместе 23 раза в буквальном смысле и 55 раз в той или иной форме иносказательно. Но однажды Барри склеивает девушку, как когда-то склеил Хэла, и жизнь Хэла рушится.

Роман затрагивает и тему взросления. С помощью подруги Хэл осознает, что Барри был для него наставником, старшим братом, боссом и любовником. Барри доставляло удовольствие нравится людям, привязывать их к себе, но когда человек привязывался – самое интересное оставалось позади, ему становилось скучно и тогда он бросал этого человека. Хэлу не хватает не самого Барри, а его представления о Барри. Хэлу снова не на кого опереться, некому о нем заботиться. Он опять один, отвечает сам за себя и сам принимает решения.

Роман был издан в 1982 году. Читается очень легко, хотя повествование местами сумбурное, рваное, с вставками из отчетов соцработника. Ощущение, что читаешь черновик писателя с пометками «ПОВТОР» и «См. фрагмент 27), а его герой Хэл иногда так и говорит – здесь я поразмышляю о птичках, если вам не интересно, переходите к фрагменту 5.

Фильм почти дословно повторяет книгу. Франсуа Озон перенес действие из Англии во Францию на побережье Нормандии. Генри стал Алексисом, Барри – Давидом, норвежка Кари – англичанкой Кейт. Музыкальный магазин Горманов стал магазином для рыбалки. Сокращены пару сцен. Вот, пожалуй, и все различия. Фильм очень красочный (ну что за пейзажи, что за морюшко!), актеры потрясающе вжились в роли (такая химия между ними! Исполнение ролей «охотник-жертва» просто уф!). Божественно передан дух восьмидесятых посредством костюмов, декораций и музыки.

-3

Я считаю, экранизация удалась на славу, лучше сделать было невозможно. При этом фильм умеренно пестрит постельными сценами, в отличие от крайне целомудренного романа. Также в книге прямо разжевано для читателя отношение Барри к Хэлу, что лично для меня плюс. Еще в романе больше рассказано про детство Генри и больше обоснована злость миссис Горман на Генри за смерть сына.

Не ждите от фильма страстей и головокружительной первой любви. Есть истории более душещипательные (хотя бы «Назови меня своим именем»). Если любите подобные жанры литературы и кино – можете ознакомиться. Лично мне фильм пришелся по душе больше книги, возможно потому, что я читала роман после, а сюжет повторяется один в один.

Больше обо мне – t.me/potestas_est