Найти в Дзене
Красный бархат

"Ариадна на Наксосе", опера Рихарда Штрауса, Мариинский-2

Не раз видела "Ариадну" в афише Мариинского, но все в концертном исполнении и в КЗ. "Да когда уже сделают постановку с костюмами и декорациями!" "Джоконду" вот также в концертном показали пару раз, и все. Однако у "Ариадны" более счастливая сценическая судьба. Если читать либретто, то сюжет кажется довольно запутанным. В основе - древнегреческий миф об Ариадне, дочери критского царя Миноса и Пасифаи. Ее единоутробным братом был Минотавр, которого поместили в лабиринт и ежегодно посылали ему дань из семи юношей и семи девушек, чтобы успокоить чудовище и оградить город от напасти. Тесей был послан в лабиринт, чтобы убить Минотавра. Ариадна помогла ему выбраться из лабиринта, дав ему волшебный клубок, и по нити он смог найти путь на свободу. После, Ариадна и Тесей сбежали на остров Наксос, где провели некоторое время. Тесей разлюбил Ариадну и оставил ее одну на острове. Ариадна безутешна. Этот миф был взят за основу для оперы неким юным композитором. Его покровитель - богатый господин. На

Не раз видела "Ариадну" в афише Мариинского, но все в концертном исполнении и в КЗ. "Да когда уже сделают постановку с костюмами и декорациями!" "Джоконду" вот также в концертном показали пару раз, и все. Однако у "Ариадны" более счастливая сценическая судьба.

Если читать либретто, то сюжет кажется довольно запутанным. В основе - древнегреческий миф об Ариадне, дочери критского царя Миноса и Пасифаи. Ее единоутробным братом был Минотавр, которого поместили в лабиринт и ежегодно посылали ему дань из семи юношей и семи девушек, чтобы успокоить чудовище и оградить город от напасти. Тесей был послан в лабиринт, чтобы убить Минотавра. Ариадна помогла ему выбраться из лабиринта, дав ему волшебный клубок, и по нити он смог найти путь на свободу. После, Ариадна и Тесей сбежали на остров Наксос, где провели некоторое время. Тесей разлюбил Ариадну и оставил ее одну на острове. Ариадна безутешна.

Этот миф был взят за основу для оперы неким юным композитором. Его покровитель - богатый господин. Настает вечер премьеры в доме господина. Тут объявляют, что после премьеры оперы в программу вечера поставили номер варьете - комедийные танцульки в духе кабаре. Пока юный композитор-идеалист и примадонна сетуют на такое бесчестие, им приходит новость, что господин опять передумал - и теперь и опера, и кабаре-варьете должны происходить на сцене одновременно, не важно как. После стенаний, пр., композитор переписывает сценарий. В итоге зрители видят представление, где оперные арии перемежаются с номерами варьете. Трагичный финал (Ариадна умирает от горя одна на острове) заменяют на счастливый (на остров приплывает бог веселья и вина Бахус (Дионис) и забирает Ариадну с собой).

Для Штрауса как классического композитора, и для публики того времени (премьера оперы состоялась в 1912-м году) подобная игра с хорошо знакомым мифом и музыкальными жанрами должна была быть очень новаторской, возможно даже возмутительной. Смешение высокого оперного искусства с бродвейским ревю казалась недопустимой консерваторам. Но также стоит помнить, что начало 20-го века было временем поиска новых форм и жанров, развенчивания привычных понятий. "Ариадна на Наксосе" таким образом является театром в театре, игрой с жанрами.

В 21-м веке, и, может быть, из-за декораций и костюмов, разница в жанрах не так сильно бросается в глаза. В центре сцены - другая сцена, слева от нее - лестница, ведущая в гримерные. Сцена вращается, открывая зрителю разные грани. Зеркальная стена за лестницей отражает вращения сцены, зрительный зал весь в бриллиантовых отсветах. Ариадна в превосходном пунцовом вечернем платье с крыльями. А костюм Бахуса! Да это же референс на Людовика 14-го, короля Солнце. И он также возносится в воздухе в сверкающем дожде.

Постановка комичная - на фоне печальных арий Ариадны происходит какая-то возня и шуточки артистов. При этом вокальное исполнение - в лучших традициях классической музыки. А какой состав! Жанна Домбровская (Ариадна) - не так часто видим ее в афише Мариинского, как хотелось бы, но тем более ценно ее появление на сцене. Роскошный, глубокий, насыщенный голос, королевская стать. Дива!

Михаил Векуа в представлении не нуждается. Превосходный тенор, специализирующийся на Вагнере ("Тристан и Изольда", "Кольцо Нибелунга", "Тангейзер", "Мейстерзингеры"...), и любопытно было увидеть его в Штраусе. Но это по-прежнему немецкая опера с её особой, металлической экспрессивностью и глубоким драматизмом. Однако ж здесь он подшучивает на своим героем, таким образом ловко сочетая патетику и комизм.

Дарья Рябоконь нередко появляется в мужском костюме и партии. Чистый, нежный голос, полный отваги - как и подобает доблестному юноше.

"Ариадна на Наксосе" - праздничная, нарядная опера со счастливым концом. И она про поиски нового жанра. Особенно интересна как промежуточный этап в истории музыки.

Исполнители

Дирижер – Хаожань Ли

Ариадна – Жанна Домбровская

Цербинетта – Кристина Гонца

Композитор – Дарья Рябоконь

Бахус – Михаил Векуа

Мажордом (разговорная роль) – Александр Олешко

Фото спектакля - с официального сайта Мариинского театра. Составы могут отличаться.

https://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2025/7/20/2_1300/

20.07.2025