«Всё закончится на нас» – чудесный фильм, поднимающий важную и, к сожалению, широко распространенную тему домашнего насилия, и при этом оставляющий в сердце надежду.
Кто не смотрел – сначала посмотрите, потом читайте обзор (поверьте, оно того стоит)
Фильм начинается с того, что главная героиня Лили Блум приезжает в отчий дом на похороны своего отца. Встречающая её мать, тут же разражается тревожными восклицаниями: «да как же мы без него будем!». Однако, Лили не может написать даже 5 приятных качеств своего отца для траурной речи. Вскоре мы понимаем, что покойный был домашним тираном: он бил жену и держал в страхе дочь.
Становится ясно, что мать Лили – воплощение созависимости. Не смотря мерзкое поведение мужа, она не представляет без него жизни! Ещё ни раз в фильме мы видим, что миссис Блум считает себя беспомощной, не способной справиться без покойного мужа даже со сборкой детской кроватки. Свои тревоги она пытается переложить и на дочь – говоря ей, что открытие цветочного магазина рисковое дело, и ей стоит остановиться. К счастью, эту тревогу Лили удается оставить матери. Но, к сожалению, семейный сценарий – нет.
Накануне открытия своего магазина Лили встречает (божественно красивого) нейрохирурга Райла. И встречает вот при каких обстоятельствах: он влетает на крышу, где сидит Лили, и начинает бить мебель. Как тут не влюбиться, правда? В ходе знакомства, он рассказывает историю, что не смог спасти маленького мальчика, в которого случайно выстрелил брат. Ближе к концу фильм мы узнаем, что эта история произошла с ним самим – в возрасте 6 лет он случайно застрелил брата из оружия отца. Был ли в его практике идентичный случай, разбередивший воспоминания, или он просто рассказал незнакомке свою самую тяжелую историю – остается загадкой.
А вот что совершенно не загадочно, так это то, что у Райла – расстройство личности. Скорее всего, нарциссическое. По каким признакам мы можем это предположить?
- Отсутствие способности испытывать истинные чувства. Райл в фильме часто плачет, злится, радуется – но все это фальшь, потому как имеет под собой определенные цели. Умеющий искренне сочувствовать человек никогда не спустит с лестницы жену, и уж точно не будет убеждать её после в том, что ничего не было!
- Манипулятивность. Райл не чувствует, но хорошо «считывает» чувства других, используя их в своих целях. Обратите внимание, что всякий раз, когда он выкидывает что-то гадкое, извиняется… Лили. Лили просит прощения после того, как он впервые поднимает на неё руку, после того, как он устраивает драку в ресторане… да всякий раз он так перекручивает ситуацию, что извиняется она!
А сколько «тонких» манипуляций он вворачивает в общение с самого начала! Вообще-то, почти каждая его фраза – это крючок, уловка для других. «Что же ты не сказала, что твоя мама приезжает?» - спрашивает он обиженно-приказным тоном у Лили, с которой едва начал встречаться, и она опять… извиняется.
- Ну и конечно же, грандиозность. Райл – нейрохирург, к тому же красивый, и богатый – и он напоминает об этом своей жене. Что же он любит в ней? Переносицу и складку кожи между большим и указательным пальцем. Как романтично! Это как бы сразу говорит: «ты настолько ужасна, что нужно выискать в тебе то, что можно полюбить, но я настолько особенный и великолепный, что выискал таки!»
Кстати, об особенности. Как вы думаете, почему Райл, предпочитавший проводить с женщинами только одну ночь, вдруг предлагает Лили встречаться? (Заметьте, предлагает в присутствии своей сестры, и как бы в пику её речи о том, что он не для серьезных отношений. И точно также он делает Лили предложение). А думается мне потому, что, во-первых, она не сразу показывает, что заинтересована. Она настроена к нему с симпатией, с большой симпатией, но не торопится давать свой номер или идти на свидание. Это его цепляет – это поле для очередного самоутверждения. А во-вторых, и это главная причина – они чуют друг друга. Нарцисс и созависимый – идеальное сочетание. Не зря ведь я упомянула, что при знакомстве Райл бьет мебель – это могло бы оттолкнуть, но не отталкивает – Лили видит в нем привычное, родное, что уже хорошо знает. А он – в ней.
Их отношения – внешне идеальные как картинка – держат в напряжении каждую секунду. Каждое слово, взгляд, жест Райла как натянутая струна. И струна срывается – он бьёт Лили по лицу, а затем падает руками на стекло. Он тут же делает вид, что это случайность. И Лили тут же сама себя в этом убеждает.
За ужином на следующий день сестра Райла и её муж обсуждают эту «случайность». Он все им рассказал. Как бы подчеркивая, что стыдиться ему нечего, вплетая больше доказательств в пользу того, что это недоразумение. Однако, в этот момент в игру вступает первая любовь Лили, который в юности защищал свою маму от бивших её ублюдков, и оказался из-за этого бездомным. Атлас, так зовут героя, тут же понимает, что стоит за этим «несчастным случаем». Он по-своему пытается защитить всё ещё любимую женщину, но та оправдывает Райла.
Лили оправдывает его снова, и снова, и снова. Пока не оказывается в больнице – изнасилованной и с прокусанной ключицей. После этого она переезжает к Атласу. Который, хочу заметить – рядом, но не вмешивается. Он дает ей право выбирать самой, даже если выборы приводят к таким плачевным последствиям. И делает он это не из такта, а потому что знает – никто не может вытащить Лили из этого ада кроме неё самой. Вмешаться – всего лишь занять роль спасателя между жертвой и преследователем, получая свою выгоду, и продолжая этот порочный круг.
И всё же таки фильм оставляет в сердце надежду. И не только потому, что Лили ломает семейный сценарий, уходит от мужа, несмотря на все его уговоры и обещания (и рождения их общей дочери). А потому – что это показано довольно реалистично. Лили не просто с самого начала говорит Райлу «нет», потому что он очевидно не здоров. Лили не просто уходит, испугавшись судьбы матери, после первого удара. Нет – она «ведется» на его нарциссическую игру, на его внешнюю идеальность, его уверения, что она особенная, и на то, что «это было случайно». Она не обходит капкан, она попадает в него и отгрызает себе ногу.
И это заставляет меня верить в силу человеческого духа.
Авторка: Елизавета Арефьева