Представьте: вы поднялись на строительной люльке на высоту нескольких этажей, сосредоточены на работе, и вдруг… Нет, такого "вдруг" быть не должно! Именно поэтому к тросам, удерживающим платформу со строителями и материалами, предъявляются повышенные требования. Обрыв троса – это не просто задержка в работе, это прямая угроза жизни и здоровью.
Давайте разберемся, как выбирать трос для фасадного подъёмника типа ZLP, и какие параметры нужно учитывать.
Какие тросы «достойны» для использования?
В фасадных подъёмниках ZLP используются тросы, изготовленные из прядей стальной проволоки с сердечником. Они обеспечивают тросам необходимую гибкость. Как правило, сердечники изготовлены из органических материалов. Иногда сердечники пропитывают специальным раствором для уменьшения трения между проволоками и прядями, а также предотвращения процессов гниения самого сердечника.
Для подъёмников ZLP диаметр троса находится в диапазоне от 8,3 до 10,1 мм и должен соответствовать грузоподъёмности люльки (чем больше грузоподъёмность, тем больше диаметр).
Ниже в таблице указаны характеристики тросов в зависимости от модели люльки.
В качестве примера рассмотрим трос 4*31SW+FC, как наиболее распространённый.
Что же означают буквы и цифры в маркировке троса:
4*31 – трос состоит их 4-х прядей, в каждой 31 проволока (см. рисунок ниже)
SW– проволока оцинкованная
FC– органический полипропиленовый сердечник, сухой (без смазки)
Советы при покупке троса: на что обратить внимание?
- Диаметр имеет значение: убедитесь, что диаметр троса соответствует модификации вашего подъёмника.
- Производитель – ваш союзник: доверяйте известным брендам, гарантирующим качество своей продукции (исходя из опыта работы с люльками с 2008 года, однозначно рекомендуем троса фирмы FASTEN).
- Сертификат – знак качества: всегда проверяйте наличие сертификата соответствия.
Самое главное правило эксплуатации: регулярный осмотр тросов.
По правилам безопасной эксплуатации осмотр тросов нужно проводить ежедневно перед началом работы на фасадном подъёмнике.
При возникновении любой из нижеуказанных ситуаций тросы нужно заменить:
1. При 5 обрывах проволок, обрыве одной или нескольких прядей.
2. На тросе имеются явные признаки коррозии, а именно – свободные витки волокон и выемки на поверхности.
3. Номинальный диаметр троса снижен на 7 % или более, даже при отсутствии сломанных волокон.
4. Искажение формы рабочего троса – волнистость каната, как показано ниже.
5. Потеря первоначальной формы троса, например, коррозионная деформация троса, как показано ниже.
6. Сплющивание троса, вызванное спуском под углом.
7. Трос с петлями волокон.
8. Сильное скручивание троса или залом троса.
9. Перегиб троса.
Кроме этого, для подъёмников типа ZLP, согласно нормативной документации, раз в 12 месяцев необходимо проводить инструментальный контроль тросов.
Инструментальный метод контроля представляет собой замеры параметров стального каната (диаметра, износа наружных проволок, геометрических отклонений от прямолинейности и т. д.) с помощью мерительного инструмента. Сделать это можно самостоятельно, либо с привлечением организации, специализирующейся на обслуживании подъёмников ZLP.
И заключительный момент – способ хранения тросов. Ниже на фото показали, как стоит и как не рекомендуется хранить троса.
Подобное хранение приведёт к изгибам и повреждениям троса
Рекомендуемый способ хранения тросов: каждый трос аккуратно смотан, подписана длина
Безопасность – это осознанный выбор.
Подбор троса, его обслуживание и дефектовка – критически важные процессы для безопасности работников люльки. Они строго регламентированы правилами безопасности опасных производственных объектов.
Соблюдайте предписанные правила, это обеспечит безопасность в работе и спокойствие в вашей жизни.