Найти в Дзене
Русский мир

Врач-сириец, 30 лет работающий в Москве: «Россия – золотая середина между Востоком и Западом»

Мудар Мухъедин со своим портретом, который ему подарила пациентка в знак благодарности
Мудар Мухъедин со своим портретом, который ему подарила пациентка в знак благодарности

В преддверии Дня России московский врач Мудар Мухъедин Абу-Альджадаель получил общественное признание «За существенный вклад в сбережение, развитие и распространение культуры, идеалов и ценностей русской многонациональной цивилизации». Памятную медаль и благодарственную грамоту Мудару вручила в стенах Государственной Думы. Вместе с ним медаль получали еще 24 человека и четыре общественные организации.

«Все награждённые работают каждый на своём месте, без пиара и шума в интересах России и её людей», – говорит Мудар, делясь впечатлениями от прошедшей церемонии награждения.

С того дня прошло больше месяца, однако «поймать» трудоголика и семейного врача для разговора было непросто: каждый день с 10:00 до 20:00 он помогает людям бороться с болезнями, а выходные посвящает своей семье, в которой вместе с супругой воспитали троих детей. Старшие дочери – Дарья и Мария – пошли по стопам родителей и посвятили себя медицине. Младший сын Роман закончил школу и планирует стать юристом или управленцем бизнес-процессов.

Мудар Абу-Альджадаель, сириец по рождению, уже 28-й год лечит москвичей, живущих от Лубянки до Красносельской. Начав работать участковым терапевтом поликлиники № 5, за эти годы врач познакомился с доброй половиной местных жителей. И когда он идет по улицам родного района, складывается впечатление, что он настоящая звезда этих мест: так часто доктору приходится отвечать на улыбки и приветствия прохожих. Человеческие отношения, искусство врачевания не могут заменить ни машинный интеллект, ни другие технологии или протоколы, уверен доктор.

Советский Союз помог воплотить детскую мечту

Сириец Мудар Мухъедин Абу-Альджадаель приехал учиться в нашу страну в далёком 1987 году. Приехал по зову сердца и остался здесь по любви. Мудар с шести лет мечтал стать врачом, а реализовать мечту помог тогда еще социалистический Советский Союз.

Молодой член коммунистической партии Сирии мечтал своими глазами увидеть, как живут люди в первом в мире социалистическом государстве. В тот год он стал одним из нескольких тысяч иностранцев, приглашённых для обучения в вузах Союза. В московской гостинице «Университетская» на площади Махатмы Ганди приехавшие со всего мира будущие студенты прожили три дня. «Со мной в номере жили два африканца и палестинец. Коммунистов среди ребят было не так много, большинство молодёжи состояло в различного рода социалистических партиях разных стран», – вспоминает Мудар. До развала Союза обычной практикой в нашей стране было помогать молодым людям прогрессивных социалистических взглядов из западных и развивающихся стран получать бесплатное высшее образование в Советском Союзе. Сегодня студенты тех лет объединены во Всемирную ассоциацию выпускников высших учебных заведений.

Будущего кардиолога распределили в Махачкалинский медицинский институт.

«Я не знал, где находится Махачкала, Дагестан, но вспомнил стихотворение Расула Гамзатова “Мой Дагестан”, вышедшее в сборнике стихов поэта на арабском языке, – рассказывает Мудар. – Во время учёбы мы ездили по разным городам Союза и по путёвкам, и частным порядком к таким же иностранным студентам. Их было много по всей стране! Так я смог увидеть много городов».

Кроме учёбы студент из Сирии активно занимался общественной работой – был секретарём Координационного комитета арабских компартий. Ему даже предлагали бросить медицину и пойти в партийную школу в Ростове-на-Дону. Но молодой человек не захотел изменять своей мечте. Возможно, для этого появился и другой повод. В одном с ним научном кружке занималась чудесная русская девушка Наталья родом из Обнинска. Её отец, тоже медик, работал заведующим кафедрой и был научным руководителем этого кружка.

«Однажды отец отправил дочь в Минск и попросил меня проводить её до Минеральных Вод, откуда вылетал самолёт. Я её проводил, потом пришёл к отцу просить руку и сердце. По восточной традиции парень сначала должен заручиться согласием отца невесты, а уж потом говорить с ней о любви. Невеста была в шоке и думала около двух недель. Но согласилась», – вспоминает своё сватовство Мудар.

Московский чебурек как знамение судьбы

Судьбу молодой семьи изменил дефолт 1998 года. В Центральной больнице Махачкалы молодой специалист-кардиолог несколько месяцев не получал зарплату, а вскоре и вовсе был сокращён. Тогда семья решила поехать в Москву – терять было уже нечего.

«Я начал обходить городские больницы в поисках работы. И вот в очередной такой день мне подсказали, что на Сухаревской продают очень вкусные чебуреки, недорого. Есть очень хотелось, и я поехал туда. Купил чебурек и сел в скверике на скамейку. Смотрю, пожилые люди идут по тропинке туда – сюда. Там точно есть поликлиника, подумал я, и не ошибся. Однако кардиологи там оказались не так нужны, как участковые терапевты. Я сразу согласился. Мне как семейному молодому специалисту дали служебную квартиру рядом с поликлиникой, где мы живём до сих пор», – рассказывает доктор.

Так московская чебуречная помогла безработному врачу найти своё место служения людям почти на 30 лет. Сириец считает Россию своей второй родиной и никогда не думал о возвращении обратно. Даже во время интервью он всё время употреблял характерное притяжательное местоимения «наши», «к нам» или существительное «домой» в отношении России и россиян. Регулярно бывая в Сирии до 2011 года, он очень скучал по Москве, по своей любимой работе. Ну как же, в Москве мои друзья, в Москве моя зубная щетка, шутит многодетный отец семейства.

По словам Мудара Мухъедина, до 2011 года Сирия была очень спокойной и мирной страной. В один из приездов в 2009 году они с женой путешествовали по Сирии и заехали в горную христианскую деревушку. «Дело было за полночь, но на улицах мы увидели много людей, работали кафе и рестораны, горела иллюминация, жители отдыхали и веселились в прохладе ночи», – вспоминает Мудар. А в 2011 году всё изменилось, и сегодня цветущая когда-то и открытая миру страна превратилась в военную базу радикальных исламистов. Судьбу своей родины Мудар иногда обсуждает со своим другом – экс-представителем Сирии при ООН, бывшим послом арабской республики в России Башаром Альджафари. Их мнения о незавидном будущем Сирии полностью совпадают.

Подводя итог разговору, Мудар объясняет своё отношение к России. «Россия – золотая середина между Востоком и Западом. В ней соединяются ценности восточные – мудрость и традиционные семейные отношения, – и есть аккуратность, прагматичное мышление Запада. Есть осознание того, что ты живёшь в великой, мощной стране. Где ты и твои дети, внуки будут жить спокойно и работать спокойно».