Найти в Дзене

Каждый пятый россиянин обратился к юристу в 2025 году: исследование СберПраво и Rambler

Оглавление

Недвижимость, долги и защита прав потребителей — самые частые поводы для консультации с юристом. Вместе с Rambler&Co мы выяснили, как именно россияне решают правовые вопросы, что влияет на выбор специалиста и готовы ли люди доверять юридическим ИИ.

С какими вопросами идут к юристу?

В первой половине 2025 года каждый пятый россиянин хотя бы раз обращался за юридической помощью, причём 10% делали это дважды или чаще. Так показало совместное исследование юридического сервиса СберПраво и медиахолдинга Rambler&Co, в котором приняли участие более 47 тысяч человек в возрасте от 18 до 55 лет.

Пол респондентов
Пол респондентов
Возраст респондентов
Возраст респондентов

Наибольшее количество запросов касалось вопросов недвижимости и имущества — эту тему назвали 27% участников исследования. Второе и третье места заняли проблемы с возвратом долгов (15%) и защита прав потребителей (11%). Также респонденты обращались к юристам по семейным вопросам (9%), в спорах, связанных с автомобилями (6%) и при банкротстве (6%). В меньшей степени затрагивались налоговые (4%) и трудовые (3%) темы.

Главные темы, с которыми россияне чаще всего обращаются за юридической поддержкой
Главные темы, с которыми россияне чаще всего обращаются за юридической поддержкой

Причём 10% респондентов сообщили, что за полгода обращались к юристу дважды или чаще. Это говорит не только о росте юридической грамотности, но и о том, что правовые ситуации стали неотъемлемой частью повседневной жизни.

Частота обращения за юридической помощью
Частота обращения за юридической помощью

Репутация важнее цены

При выборе юриста россияне в первую очередь ориентируются на опыт специалиста. Его как основной критерий отметили 53% опрошенных. Почти каждый четвёртый (26%) выбирает юриста по рекомендациям друзей или коллег. Цена услуг оказалась важна только для 16%, а на отзывы в интернете ориентируются всего 5%.

Что важно при выборе юриста
Что важно при выборе юриста

Большинство респондентов — 52% — оценили результат оказанной юридической помощи как «хороший», ещё 20% поставили оценку «отлично». Недовольными остались 28%.

Уровень удовлетворённости работой юриста
Уровень удовлетворённости работой юриста

Где ищут юристов и как относятся к технологиям

Россияне в основном находят юристов по «сарафанному радио»: 60% обратились к специалисту по личной рекомендации. 19% предпочитают искать специалистов онлайн, 8% — через специализированные сервисы, 6% — через соцсети и мессенджеры. Оставшиеся ориентируются на рекламу: 4% — в интернете, 3% — в офлайне.

Как россияне ищут юриста
Как россияне ищут юриста

Нейросети всё чаще появляются и в юридической сфере. Но пока отношение к ним неоднозначное. 37% респондентов признались, что не готовы доверять свои вопросы искусственному интеллекту.

Отношение к юридическим консультациям от ИИ
Отношение к юридическим консультациям от ИИ

Тем не менее, каждый четвёртый (25%) готов попробовать гибридную модель, где ИИ помогает, но под контролем профессионального юриста. Ещё 24% заявили, что это зависит от конкретной темы обращения. А 14% и вовсе отнеслись к новым технологиям позитивно.

Новый стандарт юридической помощи

Как отмечает управляющий директор — начальник управления «Проектный офис» Правового департамента ПАО «Сбербанк» Кирилл Заневский, технологии помогают делать юридическую помощь доступнее:

«Право на качественную юридическую помощь должно быть доступно каждому – быстро, удобно и без лишних барьеров. В СберПраво мы активно внедряем современные технологии, включая ИИ-агентов, которые помогают нашим юристам работать эффективнее, точнее отвечая на запросы клиентов. Это не просто инновации – это новый стандарт юридического сервиса, где технологии служат людям»

Юридические услуги становятся всё более востребованными, а ожидания клиентов — выше. Исследование подтверждает: россияне ценят опыт, надёжность и персональные рекомендации, но также готовы пробовать технологичные решения, если за ними стоят реальные профессионалы.

Такой подход становится основой нового уровня доверия в юридической сфере — и именно на этом строится работа сервиса СберПраво.