Найти в Дзене

Среди льдов

В июле 1960 года Арктика стала свидетелем необычного зрелища – к ее ледяным просторам выдвинулась целая эскадра из семи советских ледоколов. Во главе похода шел ледокол «Ленин» – первое в мире гражданское судно с атомной энергетической установкой. Остальные ледоколы, включая легендарные «Ермак» и «Красин», сопровождали атомоход в его первой навигации для подстраховки. Однако их помощь новому судну не потребовалась. Первое плавание построенного в рекордные сроки атомного ледокола прошло без происшествий. «Ленин» ознаменовал новый этап в освоении Северного морского пути. Создание атомного ледокола стало инженерным триумфом и историческим достижением Советского Союза. Покорители Арктики Для нашего государства освоение Крайнего Севера стало одним из приоритетов. «Да здравствуют победители Арктики» – так звучал девиз того времени. Покорять Арктику пытались двумя путями. Первый – Великий Северный железнодорожный путь, но от него отказались уже в 1931 году из-за сложности и экономической неце

Принят первый в мире атомный ледокол «Ленин»

В июле 1960 года Арктика стала свидетелем необычного зрелища – к ее ледяным просторам выдвинулась целая эскадра из семи советских ледоколов. Во главе похода шел ледокол «Ленин» – первое в мире гражданское судно с атомной энергетической установкой. Остальные ледоколы, включая легендарные «Ермак» и «Красин», сопровождали атомоход в его первой навигации для подстраховки. Однако их помощь новому судну не потребовалась. Первое плавание построенного в рекордные сроки атомного ледокола прошло без происшествий. «Ленин» ознаменовал новый этап в освоении Северного морского пути. Создание атомного ледокола стало инженерным триумфом и историческим достижением Советского Союза.

Покорители Арктики

Для нашего государства освоение Крайнего Севера стало одним из приоритетов. «Да здравствуют победители Арктики» – так звучал девиз того времени. Покорять Арктику пытались двумя путями. Первый – Великий Северный железнодорожный путь, но от него отказались уже в 1931 году из-за сложности и экономической нецелесообразности. Второй – Великий Северный морской путь, позднее просто Северный морской путь, или Севморпуть, – кратчайший морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком. Однако навигация по нему была возможна лишь в течение одного-двух месяцев в году, и даже в этот период его преодоление могло стать невыполнимой задачей. Ярким примером стала ситуация 1937 года, когда из-за экстремальных ледовых условий 27 судов, включая пароходы и ледоколы, оказались в ледовом плену, а пароход «Рабочий» и вовсе затонул.

Навигация по Севморпути была бы невозможной без мощных ледоколов, разбивающих лед и прокладывающих путь другим судам. До конца 1950-х годов главным героем арктических экспедиций оставался ледокол «Ермак», спущенный на воду еще в 1898 году. Однако со временем стало очевидно, что имеющихся мощностей недостаточно. У дизельных ледоколов могло замерзнуть топливо, мог сломаться двигатель, и они не могли плавать долго без дозаправки. Для того чтобы увеличить продолжительность навигации, а в перспективе сделать ее круглогодичной, требовался принципиально новый подход. Тогда и возникла смелая идея использовать силу атомной энергии.

Сломать лед холодной войны

В конце 1950-х годов, в разгар холодной войны между СССР и США, соперничество в области атомных технологий достигло своего пика. Советский Союз решил добиться превосходства, сделав акцент на мирном использовании атомной энергии. Так, в 1954 году в СССР была запущена первая в мире атомная электростанция – Обнинская АЭС. Вскоре страна взялась и за создание первого гражданского судна с ядерной энергетической установкой.

В ноябре 1953 года было принято постановление о строительстве атомного ледокола. Летом 1956 года на Адмиралтейском заводе в Ленинграде состоялась закладка судна, а уже спустя два с половиной года, в декабре 1959 года, его сдали в эксплуатацию. «Наш атомный ледокол «Ленин» будет ломать не только льды океанов, но и льды «холодной войны». Он будет прокладывать путь к умам и сердцам народов, призывая их совершить поворот от соревнования государств в гонке вооружений к соревнованию в использовании атомной энергии на благо человека…» – цитировали газеты Никиту Хрущева.

Всем Союзом

Строительство ледокола «Ленин» велось прямо под открытым небом на территории Адмиралтейских верфей. Тогда еще не существовало производственных помещений, способных вместить судно таких гигантских размеров. Для реализации проекта были разработаны две новые марки сверхпрочной стали – АК-27 и АК-28, а также реактор ОК-150, аналогов которому на тот момент не существовало в мире.

-2

В ходе проектирования и строительства специалисты разработали 76 новых типов механизмов, провели испытания более 150 образцов судового оборудования и внедрили около 500 технических новшеств. В создании ледокола приняли участие свыше 500 коллективов проектно-конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов, заводов и предприятий со всего СССР. Научное руководство проектом осуществлял академик Анатолий Александров, а главным конструктором ядерной установки стал Игорь Африкантов.

Наш Ленин – их Саванна

В отличие от других атомных проектов, которые реализовывались в условиях строгой секретности, строительство ледокола «Ленин» активно освещалось в прессе. Более того, на строительной площадке даже проводили экскурсии. Так, в июле 1959 года, когда судно было практически завершено и ожидало монтажа ядерного реактора, его посетили будущий президент США Ричард Никсон и адмирал американского флота Хайман Риковер, получивший свое звание за создание первой атомной подводной лодки США. Риковер тщательно осмотрел корабль и по возвращении в Штаты заявил, что СССР действительно строит атомный ледокол, но ввести его в строй смогут не раньше чем через несколько лет.

Дело в том, что в тот же период в США началось строительство торгового судна «Саванна» с ядерной силовой установкой. Риковер утверждал, что «Саванна» будет готова раньше советского ледокола. Однако он ошибся – «Ленин» был введен в эксплуатацию 3 декабря 1959 года, а «Саванна» начала испытания только в 1962 году. Более того, американский проект и вовсе оказался провальным – уже в 1969 году судно списали из-за нерентабельности.

30 лет на службе Северу

В мае 1960 года атомный ледокол «Ленин» отправился к месту своей постоянной дислокации – в порт Мурманска. Появление первого в мире атомохода позволило продлить навигацию по Северному морскому пути до восьми месяцев, что соответствовало длительности стандартного рейса. Помимо этого одной из ключевых задач судна стала поддержка полярных станций, включая их высадку и эвакуацию.

-3

За три десятилетия службы «Ленин» преодолел 654 400 морских миль, из которых 560 600 миль прошли во льдах, и провел более 3700 судов. Благодаря своей мощности и оптимальным габаритам (134 метра в длину и 28 метров в ширину) ледокол успешно справлялся с ледовыми преградами толщиной до 2 метров. Три атомных реактора обеспечивали судну автономность до 14 месяцев.

Замена реактора

Ядерная установка ОК-150, использовавшаяся впервые, работала в экспериментальном режиме. Две аварийные ситуации и сложности в обслуживании привели к решению о ее замене на более совершенный реактор ОК-900. Процедура демонтажа старого реактора была сопряжена с риском утечки радиации, поэтому инженеры приняли нестандартное решение – реакторный отсек затопили в заливе Цивольки на архипелаге Новая Земля. Для этого в корпусе ледокола вырезали участок длиной 60 метров, а затем с помощью направленных взрывов отделили отсек, который погрузился на дно. После этой операции судно отправили на ремонт в Северодвинск, где установили новый реактор.

Ледокол «Ленин» нередко становился объектом слухов о потенциальной радиационной угрозе. Во время его плавания вблизи Скандинавии за судном внимательно следили самолеты и корабли НАТО. Специальные катера брали пробы воды рядом с ледоколом, чтобы проверить уровень радиации. Однако все подозрения оказались необоснованными – даже в помещениях, расположенных рядом с реакторным отсеком, радиационный фон оставался в пределах нормы.

Вечная стоянка

В 1989 году ледокол «Ленин» вывели из эксплуатации. Позже было принято решение сохранить судно как музей, и в 2009 году он стал частью экспозиции в Мурманске.

Успешная эксплуатация первого атомного ледокола в мире доказала перспективность использования атомной энергии в освоении Арктики. На смену «Ленину» пришли новые, более технологичные атомоходы, такие как «Арктика», «Сибирь», «Урал». В конце 2024 году в Петербурге был спущен на воду самый мощный атомный ледокол в мире «Чукотка». И сегодня Россия остается единственной страной, обладающей флотом атомных ледоколов, способных обеспечивать круглогодичную навигацию в условиях Арктики.