Российские школы с 1 сентября столкнутся с резким падением числа первоклассников — почти на 350 тысяч меньше, чем в прошлом году. Это впоследствии приведет к тому, что тысячи учителей начальных классов останутся не у дел. При этом Минпросвещения предлагает переквалифицировать «лишних» педагогов в предметников или воспитателей. А в Батайске, кажется, уже нашли им применение. Подробнее – в материале «Точки».
В школы 1 сентября этого года пойдут на 346,7 тыс. учеников меньше. Такую информацию со ссылкой на исследование профсоюза «Учитель» приводят «Известия». Эксперты ориентировались на данные о рождаемости.
А дальше снижение пойдет еще сильнее. Например, в учебном году 2026\2027 в первые классы пойдут почти на 430 тыс. детей меньше, чем годом ранее. Еще на 411 тыс. учеников меньше станет 1 сентября 2027 года.
Это происходит из-за того, что готовятся идти в школы дети, матерям которых сейчас около 25 лет.
«То есть эти матери родились в конце 1990-х – начале 2000-х годов, а это самое дно нашей демографической ямы. А раз нет мам, то нет и детей», – пояснила «Известиям» заведующая научной лабораторией «Количественные методы исследования» РЭУ им. Г.В. Плеханова Елена Егорова.
И ведет это все к тому, что необходимость в учителях начальных классов (1-4 классы) скоро сильно пойдет к снижению. В этом году на одного педагога пришлось 20 учеников (по данным Минпросвещения, 17 школьников), отметила оргсекретарь профсоюза Ольга Мирясова, ссылаясь на данные Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ.
«Это означает, что уже в приближающемся учебном году более 17,3 тыс. педагогов начальных классов станут лишними, в 2026-2027 годах высвободятся еще почти 21,5 тыс. учителей «началки», а затем – еще 20,5 тыс. Часть из них может перейти в среднюю школу – после повышения квалификации, где ближайшие три года кадры еще будут востребованы», – поделилась неутешительной статистикой Мирясова.
В основной школе, наоборот, число учеников пойдет в рост. В ближайшие три года их станет больше на 314,5 тыс. человек, поэтому будет необходимо более 13,8 тыс. учителей. А с 2028 о 2031 год начнется снижение таких учеников 5-9 классов – на 1,4 млн.
«В настоящее время прорабатывается вопрос системной переподготовки высвобождающихся учителей начальной школы с целью их сохранения в системе образования на востребованных участках. Важно обеспечить условия для обучения, переподготовки и трудоустройства», – сказали в Минпросвещения.
Учитель информатики и руководитель Ассоциации «СПб городской родительский комитет» Михаил Богданов в своем Telegram-канале напомнил, что в системе образования не хватает, по разным оценкам, от 250 до 500 тыс. учителей – это порядка 30-50% от числа работающих сейчас.
«Минпросвещения, правда говорит о нехватке 2%. При этом каждый первый учитель работает со средней нагрузкой в 1,7 ставки (данные прошлого года, которые озвучивал депутат ГД Олег Смолин) или 1,4 ставки, указанные в «стратегии развития системы образования» (цифра, которую дает само Министерство просвещения). При этом работать на 1,4 ставки министр называет «традицией», – написал педагог.
Он предположил, что у Минпросвещения, вероятно, нет планов привести нагрузки учителя к норме одной ставки при сохранении объема оплаты труда.
«Они, как я понимаю, просто рассчитывают перепрофилировать «высвобождающиеся руки». Интересно – речь идет о такой переориентации сотрудников, примерно так, как это сделали в Батайске? Думаю, многим учителям хотелось бы услышать заранее о планах министерства по этому вопросу, чтобы быть морально готовыми к неожиданным творческим предложениям руководства отрасли», – отметил Богданов.
К слову, о ситуации в Батайске. На днях появилась информация в соцсетях, что почти все воспитатели детсада №9 «Карусель» уволились, пишет ИА ДОН 24. Сделали они это якобы из-за принуждения к участию в общественных работах.
Впрочем, в Управлении образования Батайска постарались успокоить, дескать, проходили встречи с сотрудниками, детально разбирались в ситуации.
«На данный момент один педагог принял решение уволиться по личным причинам. Остальные сотрудники согласно графику отпусков уходят в отпуск и по его окончании приступят к работе», – пишут в Telegram-канале этого ведомства.
По словам Михаила Богданова, интересен сам факт такого удивительного решения местных чиновников.
«Как у них в голове вообще могло уложиться такое: забрать сотрудников садиков на работы по обслуживанию территорий? Со словами «у нас такая традиция хорошая – субботники проводить!» – прокомментировал учитель информатики.
В Минпросвещения предлагают переквалифицировать учителей младших классов в учителей-предметников в основной и старшей школе. А еще нужны воспитатели на «продленке», педагоги допобразования, дефектологи и психологи.
Одни эксперты, вроде профессора Института образования ВШЭ Ирины Абанкиной, предлагают задействовать учителей без работы в крупных образовательных центрах и лагерях; другие, как Елена Егорова, призывает «не переквалифицировать учителей огульно». Она, кстати, напомнила о волнообразном развитии демографической ситуации, ведь в 2001-2003 годах рождаемость начала расти, а значит можно ожидать колебаний и в положительную сторону.
Ранее «Точка» писала о том, что в ОП предложили сократить обучение в школе для повышения рождаемости.
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ
Источник: https://iatochka.news/