Начинается всё с носа. Или с бородавки. Или с надписи «Чаян» в углу листа. Потому что, если на карикатуре герои с глазами-блюдцами, носами-картошками и непередаваемым выражением «ну ты понял», а внизу мелькает метка «chayan-journal», — значит, велика вероятность, что это работа Юрия Кухаренко.
Да, он один из тех художников, кто до сих пор держит марку классической школы — не эпатажной, не крикливой, а ироничной, человеческой, почти родственной.
Вы наверняка заметили, что сегодня юмор как жанр разросся во все стороны. Есть черный, с привкусом табу и шока, есть женский, ироничный, психологичный. Есть ситуационный, который строится на бытовых наблюдениях. Есть такой, где вся шутка в одном слове. А есть всё в одном взгляде.
И именно к последним, к этим однопанельным философиям с острым, но добрым юмором и относятся карикатуры Кухаренко. В сегодняшнем выпуске вас ждёт жизненный юмор. Без перегибов, без морали, но со смыслом.
Карикатура как зеркало повседневности
О самом Юрии Кухаренко известно не так много. Он работает в журнале «Чаян», издании с характером, историей и своим зрителем. В этом журнале нет места случайным авторам. Тут, как на старой эстраде, чтобы выйти на сцену, надо не просто уметь нарисовать, но и быть наблюдательным, точным, живым.
Карикатуры Кухаренко — это как если бы вы взяли городской анекдот, вырезали из него всё лишнее и оставили только главное. Его герои обычные люди, которых мы все видели. Не в кино, а в очереди за талоном. Не в ТикТоке, а в маршрутке.
Там тётка с вечно поджатыми губами. Тут — доктор с уставшим лицом и вечной папкой в руках. Вот женщина в халате с таким выражением, что даже если она молчит, ты уже чувствуешь себя виноватым.
Но главное не в этом. Главное в точности и подаче. Потому что этот юмор не рвётся на сцену с криками и фанфарами. Он, как старый сосед, приоткрывает форточку и говорит: «Глянь, смешно же, а?» И ты глядишь — и правда.
Что за стиль? Почему смешно? И как работает этот эффект?
Первое, что бросается в глаза — живые персонажи. Они будто на грани гротеска, но не проваливаются в клоунаду. Их лица не вымышленные, а собирательные. Это делает юмор узнаваемым, ты не просто видишь смешную сцену, ты видишь в ней кого-то знакомого. Возможно, самого себя.
Рисовка нарочито ручная, выразительная, без графического вылизывания. Иногда кажется, что в ней есть неряшливость, но это обман. На самом деле — это очень точный, выверенный жест.
Там, где у современных комиксов всё блестит и переливается, тут живой, шероховатый, «теплый» рисунок. Это как сравнивать стерильную упаковку с бабушкиной сковородкой может, не глянцевая, зато в ней блинчики вкуснее.
Юмор Кухаренко строится не на удивлении, а на узнавании. Он не придумывает невероятное, он замечает обыденное. Иногда это медицинская тема, больничная палата, медсестра с большим сердцем и голосом, от которого уходит температура.
Иногда — семейный быт, где фраза «больному нужен уход» приобретает новый смысл, если рядом стоит жена с чемоданами наготове. А иногда — автомобильная тема, в которой свечи зажигания превращаются в настоящие восковые. Абсурд? Возможно. Но такой, в который легко поверить.
А что делает этот юмор взрослым?
Во-первых, двойное дно. Например, карикатура «Из комы вышел — и снова зашёл» — это не только шутка о счёте за лечение. Это про современную медицину, про страхи, про абсурд нашей жизни. Это смешно, но под смехом есть слой грусти. Не морали, не поучений, а мягкой, человеческой горечи.
Во-вторых, точка зрения. Художник не заигрывает с аудиторией. Он не подмигивает «ну вы поняли, я такой же хейтер». Он наблюдает со стороны, как хороший рассказчик. Дает повод для размышлений, но не указывает в каком направлении мыслить.
Композиция, цвет, текст — всё работает на эффект
В отличие от моды на минимализм, Кухаренко не прячет текст. Напротив — фраза здесь главный двигатель шутки. Это афористичный, точно подобранный монолог, который звучит, как реплика из народной комедии.
Взять хоть его карикатуру «Я косметолог от Бога — отштукатурю, не сотрёшь!» и уже не важно, как нарисованы губы клиентки. Всё понятно, образ собран мгновенно.
Цвета — не слишком яркие, но живые. Преобладают пастельные, акварельные тона, создающие ощущение старого доброго анекдота. Такой подход не отвлекает, а усиливает содержание.
Композиционно Кухаренко часто работает в однопанельном формате. Это сложно: всё должно уместиться в один кадр, одна сцена, одна эмоция. И у него получается. Причём получается без шаблонов и повторов — каждый рисунок самостоятельный, с законченным смыслом.
Кому это может быть интересно?
Тем, кто вырос на анекдотах и «Крокодиле», тем, кто помнит, как выглядели медсестры советского образца и свечи в автомобилях. Тем, кто ценит не «приколы ради приколов», а шутки со смыслом.
Тем, кто устал от шумного и агрессивного юмора и хочет чего-то чуть мягче — но не тупее. И, конечно, тем, кто просто любит порисованное, но сделанное с душой.
Мы в телеграмм: https://t.me/mir_comicsov