Давненько я уже ничего не писал в свой канал на Дзене, а за это время уже успело накопиться несколько тем, по поводу которых я решил записать свои личные рассуждения. Начну с самой свежей:
В России Верховный суд признал «Международное движение сатанизма» экстремистской организацией и запретил его деятельность на территории России, сообщают корреспонденты ведущих СМИ РФ.
Запрет замечательный, и мне, как православному христианину, казалось бы, остаётся только радоваться. Но есть и небольшая «ложка дёгтя». В чём же она?
Читая комментарии к новым нормативам от различных экспертов, я с удивлением обнаружил, что они (эксперты) предостерегают о знаменитом жесте, который используется исполнителями и любителями рок-музыки. Речь, конечно же, идёт про всем известную «козу» — иными словами, рокерскую распальцовку.
«…под запретом теперь не только «черные мессы» и ритуалы — даже жест «коза» может стать поводом для вопросов», — говорит адвокат Константин Ерохин.
А вот с этого момента, как говорится, давайте поподробнее. Что означает жест «коза» именно у рокеров, а также где он встречается ещё и, естественно, что означает? Посмотрим на то, как символ «козы» появился в музыке и вокруг неё.
Откуда в музыку пришла «коза» и точно ли у неё «чёртов» смысл? А может совсем наоборот?
Возможно, первыми, кто начал использовать жест «коза», была нью-орлеанская джазовая группа «New Orleans Owls*». Ещё в 1927 году, задолго до того, как жест «козы» стал массовым, «New Orleans Owls» использовала его на своих концертах. Этот музыкальный коллектив, развившийся из «The Invincibles» и записавший 23 грампластинки с лейблом «Columbia*» в 1925–1927 гг., даже дал одной из своих джазовых композиций того года название «Throwin' the Horns», что явно отсылало к их характерному жесту.
После них символом «козы» сопровождали своё исполнение музыкальных произведений Айк Тёрнер* (во время исполнения блюза Хаулин Вулфа «How Many More Years») в 1951 году и Марлон Брандо* (во время исполнения песни «Luck Be a Lady» в фильме 1955 года «Парни и куколки»).
К началу 1970-х фанаты музыкального коллектива «Parliament-Funkadelic*» окрестили жест «коза» термином «P-Funk». Лидеры группы Джордж Клинтон* и Бутси Коллинз* использовали его как пароль для доступа на «Материнский корабль» — значимый элемент «мифологии Parliament». Фанаты же отвечали тем же жестом, выражая музыкантам поддержку. Позже Коллинз увековечил символ, появившись с надписью «P-Funk» на обложке своего сольного альбома 1977 года*.
Массовое распространение знак «козы» с использованием вскидывания рук вверх среди любителей рок-музыки жест «козы» получил через использование его Ронни Джеймсом Дио*.
Легендарный вокалист популяризировал в тяжёлом роке жест «коза», по его же словам, переняв его у своей итальянской бабушки-католички, использовавшей старинный знак, направленный против «сглаза и дурного глаза», также призванного в народных традициях некоторых стран отпугивать нечистую силу (malocchio).
В Средиземноморье, особенно в Италии, жест «козы» (corna) с пальцами, повернутыми вниз и от себя — распространенный защитный ритуал. Его применяют против сглаза (malocchio) и для отведения неудач при их упоминании или возникновении проблем. По своей защитной функции он эквивалентен русскому обычаю стучать по дереву, плевать через левое плечо или говорить «чур меня».
Придя в «Black Sabbath*» (1979), Дио хотел найти свой жест общения с фанатами, альтернативный «знаку мира» своего предшественника Оззи Осборна. Выбор пал на традиционный семейный знак защиты от напастей и нечисти, который мгновенно прижился у поклонников тяжёлого рока, быстро распространившись затем и на всю остальную рок-тусовку.
То есть исходный смысл рокерской «козы» — это неприятие и отвержение всего нечистого, а также физически и духовно опасного. И именно такой смысл несёт знак «козы» при использовании его в современной рок-музыкальной среде.
А где встречается ещё?
Кроме того, знак этот — многозначный. Символ использовался в субкультурах криминальных группировок для обозначения членства или принадлежности к «Mara Salvatrucha*» (международная преступная группировка 1980-х годов). «Коза» употребляется в виде оскорбительного жеста в ряде средиземноморских и латиноамериканских стран (Колумбия, Греция, Италия, Португалия, Испания и Мексика) и широким кругом разнообразных спортивных болельщиков. Используется он также в классическом индийском танце (знак льва), в буддизме (один из символов Будды Гаутамы), встречается в даосизме времён династии Сун и даже на множестве христианских икон, на которых означает старинный символ призыва аудитории к вниманию (пришёл из античного учения об ораторском искусстве).
Связан ли знак «козы» с бесовщиной? Да, связан. Безумный Ла Вей, создавая «церковь» поклонения «Обезьяне Бога» (с 1966 года, Сан-Франциско), присвоил жест «козы» своей символике и использовался адептами в качестве традиционного приветствия как в неформальной обстановке, так и в ритуальных целях.
Это один и тот же жест?
По форме – да, по исходному смысловому наполнению нет. Естественно, за исключением тех музыкальных групп, которые напрямую ассоциируют себя со всякой чертовщиной, но там и без «козы» чёрной символики и текстов хватает, если честно.
Отдельно стоит, пожалуй, напомнить о старинной русской потешной игре «Идёт коза рогатая за малыми ребятами», хотя о значениях и символизме рогов рассказывать можно очень долго.
Так что с запретом жеста или его изображения?
Так что с запретом жеста и символа этого жеста (именно «козы») у нас на Руси? Я очень надеюсь, что смыслы (даже законодательные) будут всё больше превалировать над формой. Иначе мы, борясь с негативом, начнём рушить и тот позитив, который у нас есть и который мы должны беречь. Наизнанку можно вывернуть любые смыслы и цели, в первую очередь, благие.
Любому думающему и разумному человеку должно быть понятно, что не символ определяет смысл, а совсем даже наоборот – человек привносит смыслы в любую символику.
Ну а если возникнет у кого-то желание порассуждать о том, что рокерская «коза» символизирует именно символику чертей (отныне, слава Богу, запрещённую в стране), то давайте внимательно оглянемся вокруг и посмотрим на рубиновые пятиконечные звезды на башнях Кремля и капище-мавзолей в сердце страны с хранящейся в нём мумией, и беспристрастно разберём также значение этой символики и её глубинных смыслов.
Примечание*
Часть гиперссылок, использованных в статье, ведут на сайт англоязычной Википедии, иностранный владелец которой нарушает закон РФ.