Так как вирус, вызывающий гепатит B, был открыт сравнительно недавно, история профилактики этой болезни началась только в 1970-х годах. Первой была получена сыворотка из крови хронических больных, которую инактивировали нагреванием. В 1974 году Пауль Келер доказал, что донорские антитела к поверхностному белку вируса достоверно снижают развитие инфекции у детей, родившихся у матерей-носителей гепатита B. В начале 1980-х годов на Тайване было проведено исследование, показавшее, что 71% таких младенцев будут защищены от болезни, если сразу же после родов им ввести антитела. Тем не менее подобная защита является пассивной и длится менее месяца, поэтому не является решением проблемы распространения гепатита B.
Донорские антитела или иммуноглобулины — это очищенные и концентрированные сыворотки; в них содержится высокая доля антител.
Понимая важность профилактики гепатита B, НПО «Микроген» разработало новый специфический иммуноглобулин против этой инфекции. В основу разработки легла собственная запатентованная технология компании по получению высокоочищенных и вирусобезопасных иммуноглобулинов класса G. Это ноу-хау позволяет создавать препараты из плазмы крови с характеристиками, соответствующими последнему поколению иммунобиологических средств.
В процесс производства включены дополнительные стадии очистки, в том числе хроматография. Это обеспечивает высокую степень безопасности в отношении вирусов, которые могут находиться в плазме донорской крови, и снижает вероятность развития нежелательных реакций у пациентов. В отличие от препаратов предыдущего поколения, новый иммуноглобулин вводится внутривенно, что обеспечивает более выраженный терапевтический эффект.
Этот препарат рекомендован в первую очередь младенцам, рожденным от матерей-носителей вируса гепатита B, для профилактики передачи инфекции. Также он показан пациентам с повышенным риском заражения этой болезнью: перед хирургическими операциями, при повторных гемотрансфузиях, гемодиализе, а также при органной и клеточной трансплантации.
— рассказал «Биомолекуле» cоветник по науке холдинга «Нацимбио» Госкорпорации Ростех, д.м.н., профессор Игорь Никитин.
Благодаря сыворотке появились и первые вакцины: выделенные из нее неинфекционные частицы, содержащие поверхностный белок HBsAg, стали использовать для производства плазменных вакцин, которыми в общей сложности привили около 5 млн человек из групп риска. Они показали высокую эффективность (95–98%) у детей и молодых взрослых, но вызывали ряд редких побочных эффектов и имели меньшую эффективность у пожилых людей и младенцев. К тому же они были дороги в производстве, ведь для них требовались большие запасы высокоочищенной сыворотки больных, количество которых, благодаря профилактике, стало снижаться. Использование продуктов крови также внушало опасения, что они могут быть онкогенными, вызывать аутоиммунные реакции или содержать цельные вирусные частицы (чтобы избежать этого, сыворотку обрабатывали ферментами, разрезающими белки: формальдегидом и мочевиной, однако этого могло быть недостаточно). Подобные подозрения стали наиболее актуальны, когда началась эпидемия ВИЧ, поэтому в начале 1980-х годов с помощью недавно появившейся технологии генной инженерии началась разработка вакцин следующего поколения.
Крупные фармацевтические компании MSD и Smith Kline Beecham (сейчас GSK) «заставили» клетки пекарских дрожжей синтезировать HBsAg. С помощью векторов (об этой технологии читайте в моей статье «Гонка во спасение: безопасны ли вакцины против коронавируса?») они вводили в дрожжи ген, кодирующий образование этого белка. Полученный HBsAg не был на 100% идентичен натуральному, однако в экспериментах на животных, а потом и среди тайских младенцев от матерей-носителей вируса такая вакцина показала высокую эффективность (графики вакцинации, принятые в нашей стране, см. на рис.).
Таким образом в 1986 году появилась первая рекомбинантная вакцина против гепатита B Engerix B. Она была настолько эффективной и безопасной, что к 2004 году в мире было привито более 700 млн доз! Количество больных в развитых странах стало стремительно уменьшаться.
После появления в российском календаре прививок вакцинации против этой болезни (2006 год), заболеваемость резко пошла на спад. Однако влияние охвата прививок у младенцев на носительство не столь очевидна, потому что ежегодно выявляют довольно много хронических больных среди взрослых, которые ранее о своем статусе не подозревали.
Прививки против гепатита B: каверзные вопросы
К сожалению, к вакцинации против этой болезни родители зачастую относятся с недоверием, плохо представляя пути распространения инфекции, механизм действия вакцины, а также ее необходимость. Я постаралась собрать наиболее важные моменты:
- из-за прививки нельзя заболеть гепатитом B: она не содержит вирусных частиц! В нее входит только поверхностный белок, похожий на вирусный, который не может размножаться. К физиологической желтухе новорожденных эта прививка тоже не имеет отношения — не стоит отказываться от нее из-за подобных опасений (причина физиологической желтухи — билирубин, а не поверхностный белок вируса гепатита B).
- Физиологическая желтуха новорожденных не является противопоказанием к прививке против гепатита B. Противопоказанием является тяжелая реакция на введение предыдущих доз вакцины, а также тяжелые аллергические реакции на пекарские дрожжи и другие компоненты состава. В то же время, собранные в США данные по анафилактическим реакциям на эту вакцину показывают, что она несет очень низкий риск тяжелых реакций для лиц с аллергией на перские дрожжи, среди которых, кстати, за 14 лет наблюдений не было новорожденных.
- Длительность защиты курса младенческой вакцинации составляет не менее 30 лет. Если курс был прерван, повторять предыдущие дозы не нужно (если только не прошло очень много времени) — в этом случае минимальный интервал между второй и третьей дозой составляет 8 недель.
Зачем нужна прививка новорожденным? Учитывая особенности инфицирования данным вирусом, вакцинация в роддоме выглядит, мягко говоря, странной…
Гепатит B распространяется не только половым путем или через инъекционные наркотики! В передаче инфекции выделяют три основных пути:
- от матери ребенку во время родов (редкий случай — передача во время беременности);
- при сексуальных контактах;
- при любых незащищенных медицинских манипуляциях.
Анализ на гепатит B, который сдают беременные, не дает гарантии отсутствия заболевания: в течение нескольких недель от начала заражения вирус обнаружить нельзя (по этой причине анализ должны брать дважды, но далеко не все матери сдают его хотя бы один раз). К тому же в некоторых случаях результаты лабораторной диагностики являются ошибочными.
Перинатальный путь передачи ведет к хроническому гепатиту B, который может довольно быстро закончиться циррозом печени и смертью (еще в допрививочные 1932–42 годы детские морфологи Д. Д. Долохов и М. А. Скворцов отмечали, что примерно через год-полтора после всплеска заболеваемости желтухами увеличивается количество смертей из-за цирроза печени). А так как эффективных лекарств, на 100% избавляющих от вируса, пока не существует, нет и гарантии, что младенец выживет вследствие заражения (но даже если бы они были, не стоит забывать о возможной недоступности терапии в данный момент времени в данном месте).
Есть еще один нюанс: довольно много младенцев в первые недели жизни переживают операции и/или переливание крови. Эти процедуры значительно увеличивают риск заражения гепатитом B.
Каким образом можно предотвратить передачу вируса от матери ребенку с помощью прививки?
Вакцинация не предотвращает передачу вируса! Она позволяет иммунным клеткам быстро расправиться с вирусными частицами, пока их еще мало. Так как при естественной инфекции нарастание процесса идет медленно, и организм «замечает» вирус довольно поздно, ему можно «открыть глаза» с помощью прививки. В этом случае есть возможность предотвратить болезнь до перехода в острую фазу. Исследования показывают, что именно вакцинация является наиболее эффективной стратегией защиты.
Моему ребенку в возрасте 1 месяца делали операцию. К этому времени у него была только одна прививка. Каким образом она защитила его при возможном заражении, если для этого требуются три дозы?
Даже одна прививка обеспечивает защиту 30–55% привитых. Две дозы (по-хорошему, в месяц ребенку должны были привить вторую дозу, а уже потом делать операцию, если она не была срочной) защищают до 75%, три — более 90%. Поэтому даже в российских реалиях, когда перед операцией прививку наверняка отложили, одна доза гораздо лучше, чем ничего.
Насколько высока эффективность вакцинации и бывают ли прорывные инфекции у привитых?
Полный курс прививок защищает более 95% здоровых младенцев, детей и молодых взрослых (небольшое снижение иммунного ответа наблюдается у людей старше 40 лет и маловесных детей). В Китае, где заболеваемость гепатитом B довольно высока, эффективность курса младенческих прививок составляет 84%. Авторы метаанализа Long-term protection provided by hepatitis B vaccine and need for booster dose: a meta-analysis (2010 год) оценивали эффективность вакцинации у привитых 5–20 лет назад (выборка 11 090 человек). Они обнаружили, что даже при заражении (у 0,7% участников был субклинический гепатит B) среди привитых не наблюдалось ни одного случая хронической инфекции. В исследовании Nucleic acid testing to detect HBV infection in blood donors (2011 год), проведенном среди 3,7 млн американских доноров крови, гепатит B был обнаружен у 9 человек (частота: 1/410 540 доноров), при этом шесть из них были привиты. Интересно, что у привитых инфекционный процесс протекал бессимптомно и без поражения печени (у двоих непривитых было отмечено поражение этого органа).
Есть тонкость, связанная с тем, что у вируса гепатита B существуют разные варианты: генотипы A–J, которые делятся на субгенотипы (A1–A7, B1–B5, C1–C15 и так далее). Хотя вакцины нацелены на ставший малораспространенным генотип A, они продолжают хорошо защищать от развития острого заболевания, поражения печени и хронической инфекции при заражении разными генотипами вируса.
Факты о гепатите B, которые надо знать
Вирус гепатита B очень заразен: он может передаваться через любые биологические жидкости (кровь, слюну и т.д.), а также предметы обихода (бритвы, зубные щетки). Сами вирусные частицы не вредят организму — последствия болезни возникают из-за иммунного ответа на их размножение в клетках печени.
Среди всех возрастных групп гепатит B наиболее опасен для детей, особенно для младенцев, у которых он переходит в хроническую инфекцию приблизительно в 90% случаев. Хронический гепатит B — это пожизненное носительство вируса, опасность для окружающих, высокий риск развития цирроза и в некоторых случаях рака печени.
Существуют три основных антигена этого вируса: HbeAg (маркер стадии активной репликации), HbsAg (основной антиген вирусной оболочки) и HbcAg (ядерный белок). Наиболее известный из них — HbsAg, анализ на который сдают перед операцией или во время беременности. Риск передачи инфекции ребенку значительно возрастает у матерей с острой инфекцией (носители HbeAg), поэтому во время беременности им назначают противовирусные препараты, а младенцев не только прививают, но и вводят им иммуноглобулин.
Борьба с гепатитом B — задача не из легких. Согласно статистике ВОЗ, из 400 млн зараженных этим вирусом о своем статусе знает только каждый 20-й. По этой причине в нашей стране постоянно расширяют программы скрининга взрослых. Благодаря младенческой вакцинации заболеваемость гепатитом B снизилась в 16,5 раз по сравнению с 2007 годом. Дети до 17 лет им уже практически не болеют (данные Роспотребнадзора), а острый гепатит B у детей на сегодняшний день полностью ликвидирован. Впрочем, он запросто снова «восстанет», если начнутся массовые отказы от прививок.
Больше о гепатите B вы можете узнать на нашем сайте!