Найти в Дзене
Колёса плюс

Передок от «шестёрки», фонари от «тройки». Как выглядел первый ВАЗ-2105 и почему его сочли провалом

Когда дизайнеры АвтоВАЗа пробовали рестайлинг, но в итоге выкатили почти новый автомобиль. Если вы считаете, что ВАЗ-2105 — это просто слегка угловатая «копейка», то у меня для вас новости. На самом деле всё было куда интереснее. Как и любой долгожитель, «пятёрка» родилась не сразу, и первое время выглядела… скажем так, странно. Настолько странно, что если бы вы увидели её опытные образцы, скорее всего подумали бы: «Что за Москвич с чужим паспортом?» История «пятёрки» — это не просто про смену дизайна. Это про то, как АвтоВАЗ учился делать рестайлинг, а в итоге — случайно изобрёл новую модель. Всё началось, конечно, с неё — с легендарной ВАЗ-2101. Та самая «копейка», собранная в Тольятти в 1970-м, по сути, была советской версией Fiat 124. Да, она была простой, как табуретка в сельском клубе, но зато надёжной, дешёвой и доступной. Успех был оглушительным: в 1973 году с конвейера сошло почти 380 тысяч «копеек». Для СССР это был практически айфон, только на колёсах. Но ничто не вечно
Оглавление

Когда дизайнеры АвтоВАЗа пробовали рестайлинг, но в итоге выкатили почти новый автомобиль.

Если вы считаете, что ВАЗ-2105 — это просто слегка угловатая «копейка», то у меня для вас новости. На самом деле всё было куда интереснее. Как и любой долгожитель, «пятёрка» родилась не сразу, и первое время выглядела… скажем так, странно. Настолько странно, что если бы вы увидели её опытные образцы, скорее всего подумали бы: «Что за Москвич с чужим паспортом?»

История «пятёрки» — это не просто про смену дизайна. Это про то, как АвтоВАЗ учился делать рестайлинг, а в итоге — случайно изобрёл новую модель.

Читайте также:

Откуда растут колёса: «копейка» как мать всех Жигулей

Всё началось, конечно, с неё — с легендарной ВАЗ-2101. Та самая «копейка», собранная в Тольятти в 1970-м, по сути, была советской версией Fiat 124. Да, она была простой, как табуретка в сельском клубе, но зато надёжной, дешёвой и доступной.

Успех был оглушительным: в 1973 году с конвейера сошло почти 380 тысяч «копеек». Для СССР это был практически айфон, только на колёсах.

Но ничто не вечно. К середине 70-х «копейка» уже начала казаться морально устаревшей. Особенно на фоне более «люксовых» Жигулей типа 2103 и готовящейся 2106. Нужно было что-то свежее, но при этом не слишком сложное. Так родилась идея сделать рестайлинг.

И вот тут начинается самое интересное.

Первый блин — в стиле «почти, но нет»

ВАЗ-2105 в самом начале своего пути был, по сути, той же «копейкой», только с новой маской. Разработчики решили не заморачиваться: зачем строить с нуля, если можно просто освежить перед и корму? Новый пластик на решётке, фары поскромнее, да пара фонарей другой формы — и вроде как машина уже «другая».

-2

Но выглядело это, честно говоря, странно. Фронтальная часть с новой решёткой казалась пришельцем из другого времени, особенно в обрамлении всё тех же дверей, арок, ручек и хромированных колпаков. Что-то вроде того, как если бы старый телевизор просто обклеили модным чехлом.

Указатели поворотов тоже пострадали — их вертикально воткнули на торцы крыльев, как у Renault 16. А задние фонари вдруг стали походить на ВАЗ-2103, но с белой секцией заднего хода — диковинка по тем временам.

-3

Ход мысли: итерации, которые не пошли

К счастью для истории, сохранились фотографии промежуточных вариантов. Один из них — «гибрид» с оптикой от ВАЗ-2106. Смотрелось довольно необычно: фары вроде «шестёрочные», но решётка уже от «пятёрки», а бампер с интегрированными поворотниками — эдакий намёк на будущие «девятки».

-4

Но даже это решение не устроило начальство. Автомобиль выглядел слишком «сборным», а в СССР даже комбинезон с разными пуговицами считался нецелесообразным. Так что концепт с фарами от «шестёрки» отправился туда же, куда и остальные «почти пятёрки» — в историю.

Интерьер: подголовники — революция в СССР

Если снаружи «пятёрку» переделали кардинально, то внутри тоже не забыли поколдовать. В салоне появились такие вещи, как:

  • Подголовники на заднем сидении — редкость даже в премиальных иномарках тех лет.
  • Новая приборная панель — уже не «итальянская», а полностью отечественная.
  • Улучшенная шумоизоляция (хотя это всё ещё относительное понятие).
  • Ручки и кнопки стали немного более цивилизованными. Немного.
-5

Не сказать, чтобы интерьер ВАЗ-2105 был шедевром дизайна, но он хотя бы выглядел современнее, чем «копейка». Своего рода революция в рамках дозволенного.

Что под капотом: не только дизайн

Новая внешность требовала и новых решений в технике. Для «пятёрки» разработали специальный двигатель — более экономичный и чуть тише. К тому же внесли изменения в электрику, тормозную систему и подвеску.

Самым большим новшеством стало зажигание с коммутатором, а в поздних версиях — и вовсе бесконтактное. В условиях советского автопрома это почти как появление электромобиля в деревне под Тулой.

Ходовая часть тоже была переработана: машина стала чуть жёстче, но зато лучше управлялась. Не BMW, конечно, но после расхлябанной «копейки» — шаг вперёд.

Финальный штрих: как родилась серийная «пятёрка»

Первый предсерийный ВАЗ-2105 сошёл с конвейера в декабре 1977 года. Уже в 1978-м были собраны машины для испытаний, а в 1980-м — стартовала полноценная сборка.

С 1980-го по 2010-й, внимание — 30 лет без глобальных изменений. ВАЗ-2105 прошла всё: развал Союза, дикие 90-е, бесконечные гаражные доработки, и дожила до XXI века, словно герой из старого романа, который всё ещё носит костюм с пиджаком, даже когда вокруг уже носят худи и кроссовки.

-6

Всего выпущено более 2 миллионов экземпляров. И каждый, кто хоть раз ездил на «пятёрке», запомнит её навсегда — со всеми её плюсами, минусами и характером.

А теперь представьте, что всё-таки на конвейер встала та самая ранняя «почти пятёрка» — с «копеечными» дверями, странной мордой и фонарями от всего подряд.

Как бы она смотрелась на фоне «шестёрки»? А если бы продержалась до 2000-х?

Скорее всего, она бы стала мемом. Её дразнили бы «пятой с первого дубля», выкладывали бы в TikTok и ставили на учёт ради ностальгии. А возможно, наоборот — она бы получила культовый статус как «самая редкая Жига», и её искали бы коллекционеры по всей стране.

Вывод: слава богу, что всё переделали

История создания ВАЗ-2105 — отличный пример того, как даже в условиях централизованного планирования и дефицита фантазии можно прийти к здравому решению. Да, не с первого раза. Да, через костыли, эксперименты и неудачные прототипы. Но итог получился достойным.

«Пятёрка» не просто рестайлинг — это шаг вперёд. Пусть и сделанный с запозданием, пусть без оглядки на моду, но зато честный. Автомобиль, который стал символом стабильности, надёжности и угловатого советского оптимизма.

А вы бы хотели ту первую «пятёрку»?

Рекомендуем для вас: