22 июля из жизни ушел Оззи Осборн, через 17 дней после того, как отыграл свой прощальный концерт, появившись на сцене вместе со своими коллегами, участниками коллектива Black Sabbath.
Осборн и группа "Черная суббота" стояли у истоков хэви-металла, заложив основы этого музыкального направления и дав толчков развития многим другим. Но Black Sabbath знают единицы, имя же Оззи Осборна известно практически всем. Вспоминая "принца тьмы" (или "князя тьмы"), хочется вновь поразмышлять о том, что делает человека легендарным еще при жизни, и практически канонизирует после смерти, ведь нет никаких сомнений, что имя и наследие Осборна будет жить долгие годы, ставя его в один ряд с другими известнейшими личностями, такими как Курт Кобейн, Майкл Джексон или Дэвид Боуи.
Порой мне кажется, что один из ключевых секретов создания чего-то поистине глобального - это принятие. Принятие себя, принятие своего образа, даже если изначально он казался навязанным. Я делю эти понятия, так как в случае известных личностей редко возможно точно сказать, что было имиджем, а что своим стилем, какие образы были естественными, а какие полностью выдуманными. Но принятие своей уникальности и ее гиперболизация - это один из фундаментальных шагов формирования личного бренда.
Даже если вы никогда не следили за творчеством Оззи Осборна, вы наверняка легко назовете по крайней мере несколько фактов о нем: носил длинные волосы и распятия, откусил голову голубю, снимался в реалити-шоу о своей семье и, как ни странно, был хорошим отцом.
Однако образ Оззи сформировался далеко не сразу. Даже когда Black Sabbath уже сменили название и более менее определились с жанром своей музыки, создав нечто уникальное, внешний вид участников коллектива еще был далек от того, с чем мы привыкли ассоциировать Осборна или тяжелый рок.
Будучи революционерами Black Sabbath активно придерживались своих идей. Но нужно понимать, что речь идет о 70-х годах, и то, что сейчас кажется нам привычным и не вызывает шока, тогда было поистине скандальным. В основе хэви-металла лежал блюзовый рок-н-ролл: "музыка о законах подлости и невезении". Само создание концепции "Черной субботы" не было совершенно непродуманным. Барабанщик группы Билл Уорд заметил зарождающийся интерес публики к фильмам ужасов и решил создать аналог, только в музыкальной сфере. Это был поиск своего лица и изучение спроса. В итоге Black Sabbath стали отражением свое среды: мрачности провинциального, индустриального мира, мира наркотиков и отсутствия свободы, которой могла наслаждаться лондонская элита.
Но Black Sabbath были больше именно о музыке, их стиль, их уникальность были именно в их необычном звучании и внешность музыкантов в начале их пути далеко не всегда отражала мрачность композиций. И в образе Black Sabbath легко угадывалось влияние другой легендарной британской четверки, ливерпульской.
Группа не скрывала ни своего порой дикого поведения, ни пристрастия к наркотикам, им, к примеру, раз за разом приходилось опровергать предположения журналистов о том, что они были сатанистами.
Гениальный маркетинг
Переломным моментом для Осборна стал уход из Black Sabbath и сближение с Шэрон Арден. Любому творческому гению необходим менеджер, который бы взял на себя решение всех проблем и продвижение проекта. Для Оззи таким человеком была его жена. Шэрон дочь менеджера Black Sabbath, и, судя по всему, гениальный маркетолог и пиарщик. Именно ее идеи и влияние сделали Оззи Осборна тем, кем мы его знаем сейчас.
В первую очередь, Шэрон убедила Оззи, который после ухода из Black Sabbath ничем не занимался, сформировать новый коллектив. Однако его музыка не вызывала особого интереса у звукозаписывающих компаний. При этом, во многом благодаря Black Sabbath, интерес молодежи к мрачной тематике и тяжелой музыке рос, чем и решила воспользоваться Шэрон.
Одним из ключевых событий, сформировавших образ Оззи Осборна, стала его печально известная выходка с голубем.
По официальной легенде, у Оззи была запланирована встреча с руководителями CBS, чтобы продемонстрировать мирный и позитивный настрой, а также впечатлить представителей компании, в какой-то момент встречи Оззи должен был вытащить пару голубей и выпустить их. Однако Оззи был не особо заинтересован происходящим на встрече, которая шла не слишком гладко, ему надоело слушать то, что ему говорили, и, ко всему прочему, он был сильно пьян. Поэтому одного голубя он выпустил, а второму откусил голову, выплюнув ее на стол. Это вызвало шок у представителей компании, которые выгнали Оззи и сказали, что если подобное повторится, то дел с ним иметь никто больше не будет. На встрече присутствовал фотограф, который запечатлел момент, благодаря чему о нем стало известно широкой общественности.
Думаю вполне очевидно, что вся эта история кажется надуманной, а ее вариации лишь усиливают сомнения. Например, иногда говорят о двух голубях, а иногда о трех, и головы Оззи откусил то одному, то двум голубям. Также есть версия коллеги Оззи, который вроде как встретил музыканта сразу после этой встречи, тот рассказал ему о том, что случилось, а когда друг заметил, что у Оззи под рубашкой что-то шевелится, тот вытащил третьего, живого голубя, и откусил ему голову, прямо на глазах у друга, отчего тот чуть не задохнулся от ужаса, а Оззи как ни в чем не бывало пошел дальше по своим делам. Иногда говорят, что Оззи сразу начал откусывать головы, а иногда, что он был разочарован тем, что выпуск первого голубя не впечатлил руководство CBS.
Насколько достоверна эта история сложно сказать, но даже если нечто подобное и произошло, это явно была заранее спланированная акция. Шэрон убедила Оззи не бежать от образа, который навязывала пресса его прошлому коллективу, а принять его, сделав ужас и безумие своей фишкой.
Темная аура принца
Выходки Оззи стали одной из ключевых составляющих его скандального имиджа, что вызывало восторг у молодежи и ужас и отвращение у поколения постарше. Причем о многих историях рассказывалось уже годы спустя, и они часто менялись в течение времени.
Продвигая свою книгу, коллега Оззи по Black Sabbath Тони Айомми в 2011 году рассказал, как Осборн через окно затащил в номер отела акулу, которую там же и расчленил, залив все кровью.
Тема с животными вообще была часто повторяемой. Помимо голубей, печально знаменитой была выходка на концерте в Де-Мойн в 1982 году. Фанаты во время концерта стали бросать на сцену различные предметы. Оззи схватил летучую мышь и откусил ей голову. Это вызвало большой резонанс, так как на концерте присутствовало гораздо больше свидетелей, чем на встрече с CBS. И через какое-то время Оззи стал оправдываться, будто решил, что летучая мышь была ненастоящей, и только поэтому он засунул ее в рот. Плюс он жаловался, что ему пришлось ставить прививки от бешенства, что было совсем не круто. Рассказы, опять же, все время менялись. Оззи то говорил, что животное было уже мертвым, то убеждал, что убил его в процессе, то и вовсе добавлял жутких подробностей, вроде крови, хлынувшей ему в рот.
Еще одной его выходкой стало убийство 17 кошек, живших в их доме. Когда Шэрон пришла домой, то обнаружила Оззи в белом костюме, огнестрельным оружием и ножом в руках, сидящим под столом, он, естественно, был под воздействием алкоголя и наркотических средств. Иногда говорится, что котов он убил, а иногда, что только собирался это сделать.
Одним из происшествий, которое не было связано с поступками самого Осборна, но так же частично использовалось как часть пиара, окружающего Оззи мрачной атмосферой, стала смерть его гитариста и композитора Рэнди Роадса. Во время тура коллектив передвигался на автобусе. Во время остановки, Оззи, Шэрон и еще один участник коллектива спали в автобусе, а водитель и остальные ребята пошли прогуляться. Они обнаружили самолет и взяли его попользоваться без разрешения пилота. Рэнди боялся летать, а потом от полета отказался, но когда первый пролет прошел удачно, его все же убедили попробовать, тем более что у еще одной их коллеги было слабое сердце и водитель пообещал, что не будет совершать резких движений. Желая разбудить Оззи, водитель два раза пролетел низко над автобусом, при третьем заходе самолет задел автобус, повредив крышу, и упал, врезавшись в дерево, после чего загорелся. Даже спустя сорок лет Оззи вспоминал об Рэнди как о самом гениальном гитаристе и авторе, которого он когда-либо знал.
Оззи часто мочился на публике. Однажды он сделал это, будучи в зеленом платье Шэрон, на тот момент еще его девушки. Она спрятала его одежду, чтобы он не выходил из номера будучи пьяным. Местом для справления нужды он выбрал Аламо, почитаемую достопримечательность Сан-Антонио. После он говорил, что следующим будет Белый дом, куда его, кстати, тоже пригласили. Правда Джордж Буш младший быстро пожалел о своем решении, так как Оззи с удовольствием пользовался бесплатным баром и отлично проводил время. Буш бормотал, что возможно, пригласить Осборна было ошибкой.
Доставалось от выходок Оззи и его жене Шэрон. По ее словам, однажды она пришла домой и увидела мужа сидящим на диване в странном, очень спокойном состоянии. Посмотрев на нее, он странным голосом сказал, что они решили, что ей пора умереть, после чего он попытался ее задушить. Шэрон дотянулась до тревожной кнопки, вызвав полицию. Но обвинения выдвигать против мужа не стала, так как считала, что он был не в себе из-за наркотиков. Шэрон также пыталась покончить с собой, когда узнала, что Оззи изменял ей на протяжении четырех лет со своей парикмахершей. Однако Шэрон смогла простить Оззи, а тот очень сожалел о своем поступке.
Хотя сложно отрицать, что в молодости Оззи действительно вел крайне нездоровый образ жизни, большинство историй о его выходках казались не больше, чем пиаром. У них редко были документальные доказательства, что было вполне логично для того времени, плюс информация каждый раз была противоречивой.
Видимо, будучи гениальный стратегом, Шэрон также почувствовала, что мир изменился и прежние пиар-ходы переставали работать. А потому в 2002 году мир увидел другого Оззи. Опередив семью Кардашьян на годы, Осборны стали звездами реалити-шоу, посвященному их семье, в котором мир увидел другую версию Оззи.
Само название "Семейка Осборнов" было явной отсылкой к "Семейке Аддамсов". Участвовать в проекте согласились не все дети, их дочь Эми не только отказалась от проекта, но и раскритиковала родителей за эту идею.
Шоу было невероятно популярным, выиграло Эмми, транслировалось во многих странах, и позволило Шэрон и Келли попробовать себя в роли ведущей ток-шоу и певицы соответственно. Возможно, это стало кульминацией творческого гения Шэрон и возможностью для нее превратить отдельные, разрозненные истории в полноценный сценарий их жизни. Скандалы и хаос перемежались моментами искренности и теплоты, что заставляло людей чувствовать свою связь с незнакомыми для них, по сути, людьми, сопереживать им и ждать продолжения истории.
Даже сейчас его уход стал таким же громким и масштабным, как и вся его жизнь. Он принял участие в прощальном концерте за 17 дней до смерти. Планировалось, что он больше не будет выступать на сцене из-за болезни, но продолжит записывать музыку, но это прощание приобрело гораздо более важное значение. На этом же концерте его дочери Келли сделали предложение руки и сердца, что стало красивым и значимым событием, в том числе, от части, для тех людей, кто годами следил за жизнью семьи Осборнов. Якобы разговоры о желании добровольно уйти из жизни, которые опровергла Келли, но подтвердила Шэрон вновь окружили принца тьмы загадочной атмосферой. И хотя для кого-то, возможно, в том числе и для детей, подобные вещи кажутся неприемлемыми, это то, что превращало талантливого человека в легенду. Его жизнь и его смерть, его успехи и проблемы были достоянием общественности, поражающими и восхищяющими одновременно, потому что Оззи всегда выходил за рамки, бросая вызов общепринятым нормам.
Стиль в одежде
Будучи участником Black Sabbath Осборн часто появлялся на сцене в одежде, которая больше подошла бы хиппи, следуя моде 70-х. Светлая куртка с бахромой и улыбка на лице едва ли ассоциируются с принцем тьмы.
Хотя уже тогда группа нередко сочетала джинсы с черными футболками (обычно с логотипами группы) и распятиями.
И все же его стиль сформировался уже позже, когда Осборн стал сольным исполнителем. Он отрастил длинные волосы, а позже часто стал надевать круглые очки, что напоминало об образе Джона Леннона.
Его сценические образы становились более креативными, дерзкими и вызывающими.
А со временем одежда стала отражать статус так называемого принца тьмы. Осборн нередко обращался к викторианскому и дворянскому стилю, благодаря чему стал выглядеть более солидно.
А также не забывал и о гангстерском стиле, что подчеркивало его прозвище "крестного отца хэви-металла".
Причем сам Осборн умел иронизировать над самим собой, и, видимо, относился к своему имиджу с долей юмора.
На своих последних концертах Осборн, которому было уже тяжело ходить, восседал на троне, облаченный в черную одежду.
Его слабость сумели обыграть, еще раз продемонстрировав всему миру, что Оззи Осборн не ослабленный пожилой мужчина, а принц тьмы, икона хэви-металла и настоящая легенда.