Найти в Дзене
Автовод со стажем

Почему новые автомобили лишились запасного колеса? Рассказываю

Если говорить корректно, то проблема хранения запаски существовала во все времена. На первых моделях легковых автомобилей запасное колесо прятали в жёсткий кофр и вешали на задней стороне кузова. Размер колеса практически у всех довоенных автомобилей редко был меньше 20 дюймов. Прятать или хранить такую крупную деталь в салоне было неудобно, поэтому проблему решали наружным хранением. В те времена автомобиль должен был держать марку, так что наличие запаски даже не обсуждалось. Примерно так же хранили и хранят до сих пор запаски на большинстве внедорожников и вездеходов, при том что свободного места внутри автомобиля хватает с лихвой. И что интересно, внедорожники и всякая подобная техника всегда идёт с запасным колесом, домкратом и комплектом ключей. И в целом всё понятно — если повредишь покрышку где-нибудь на бездорожье, то помощи и эвакуатора ждать будет неоткуда. У Нивы Шевроле и Нивы Трэвел колесо висит в боксе на пятой двери. Тут ничего не скажешь — машина небольшая, и свободно
Оглавление

Если говорить корректно, то проблема хранения запаски существовала во все времена. На первых моделях легковых автомобилей запасное колесо прятали в жёсткий кофр и вешали на задней стороне кузова. Размер колеса практически у всех довоенных автомобилей редко был меньше 20 дюймов.

Прятать или хранить такую крупную деталь в салоне было неудобно, поэтому проблему решали наружным хранением. В те времена автомобиль должен был держать марку, так что наличие запаски даже не обсуждалось.

Примерно так же хранили и хранят до сих пор запаски на большинстве внедорожников и вездеходов, при том что свободного места внутри автомобиля хватает с лихвой. И что интересно, внедорожники и всякая подобная техника всегда идёт с запасным колесом, домкратом и комплектом ключей. И в целом всё понятно — если повредишь покрышку где-нибудь на бездорожье, то помощи и эвакуатора ждать будет неоткуда.

Российские примеры

У Нивы Шевроле и Нивы Трэвел колесо висит в боксе на пятой двери. Тут ничего не скажешь — машина небольшая, и свободное пространство нужно экономить. У Нивы Легенды всё размещено под капотом.

BMW
BMW

Недавно удивили остроумием разработчики новенькой «Нивы Спорт». После замены двигателя на более мощную модель места под капотом для запасного колеса не хватило, поэтому оно просто отсутствует в комплектации. Вместо него АвтоВАЗ предлагает тюбик герметика и заплатку. А вообще, если собираешься кататься по каменистым склонам, то будь добр, думай сам о своих колёсах.

Глобальная тенденция

И в целом тенденция отказа от запасного колеса — это не изобретение АвтоВАЗа. Разработчики новых автомобилей давно присматривались к нише для запаски. Свободного пространства в багажнике не так много, а необходимость в такой нише огромная.

Тут и баллоны для битопливных моторов, и качественная акустическая система, и увеличенный в объёме бензиновый бак, и место под аккумуляторную батарею для «мягкого» гибрида.

Эволюция решений

Лет двадцать назад размеры ниши просто попытались сделать меньше. Машины вместо полноценного пятого колеса стали получать «докатку». Они меньше, легче стандартного колеса, его отлично видно со стороны во время движения как инспекторам, так и рядовым водителям. Естественно, на «докатке» быстро не поедешь, да и сцепление почти изношенной резины оставляет желать лучшего.

F90
F90

Но всё равно это лучше, чем покрышка, наспех заклеенная заплаткой и герметиком, которая может преподнести сюрприз в любой момент времени. Обычно свежая заплатка легко отлетает на «лежачем полицейском», на яме или просто при резком маневрировании на перекрёстке.

Технология RunFlat

Затем возникла идея дорогие модели вообще не комплектовать запасками. Покупателя просто уговаривали использовать известные «ранфлеты». На RunFlat можно было ехать просто с повреждением покрышки, практически на спущенном колесе. Причём на резине нормального качества можно проехать почти сотню километров. Для Подмосковья это решение проблемы, а для Новосибирска или Екатеринбурга это очень мало.

Естественно, установка «ранфлетов» экономит нервы и силы, а главное — время на переобувание в случае прокола, а заодно не требуется место для хранения хотя бы «докатки» с домкратом и инструментом. Выигрыш очевиден, вне всякого сомнения. Но только для компании-автопроизводителя.

Недостатки современных решений

Отремонтировать «ранфлет» в половине случаев не удаётся, и не спасает даже полноценная наварка резиновых заплаток. В общем, там, где обычный автолюбитель обойдётся несколькими сотнями за материалы и клей, владельцам жёстких «ранфлетов», видимо, придётся покупать новую резину.

Причины отказа от запасок

Так почему компании-производители не комплектуют новые модели хотя бы докатками? Ответ прост — желание снизить вес автомобиля и вписаться в заявленные характеристики по динамике разгона или экономичности. И ещё одно — современные машины, а это в основном седаны и кроссоверы «C» класса, давно выросли.

-3

Это когда-то на ГАЗ-24 колёса 14 дюймов казались огромными. Сейчас минимальный размер — 15 дюймов, а рекомендованный — на размер или даже два больше. И надо сказать, что диск на 16–17 дюймов с нормальной резиной весит от 25 до 35 кг. А это уже немало, если пересчитать на ежедневные расходы по топливу.

Также рекомендую к прочтению:

Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!

С уважением, Владимир Воробьёв

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рад, если поставите лайк и подпишитесь на канал - удачи на дорогах!