Найти в Дзене

Паника в «Газпроме» - 60 млрд м3 излишков газа! Что с ними делать?

Оглавление

Что делать с излишками газа, которые скопились в России? – именно такой вопрос сейчас один из самых актуальных в стране! Его поднимает в первую очередь сам «Газпром».

В июне этого, 2025, года глава Минвостокразвития Алексей Чекунков на ПМЭФ-2025 заявил, что ситуация в северных регионах, где расположены месторождения «Газпрома», близка к критической точке. Раньше полмиллиарда кубометров газа ежедневно качалось по трубопроводам в Европу, а теперь этого экспорта нет, и «очень насущно стоит вопрос, что с этим газом делать» [1].

А знаете, сколько скопилось остатков и почему такая паника у чиновников и «Газпрома»?

В прошлом году добыча «Газпрома» составила 416 млрд м3, из которых только 355 млрд м3 удалось продать на внешнем и внутреннем рынках. В результате у «Газпром» осталось около 60 млрд м3 нереализованного газа. Много это или мало? Это больше всей годовой добычи газа в ОАЭ и втрое превышает годовое потребление Польши [1].

Возникают сразу 2 критически важных вопроса. Первый - что же делать с этими излишками газа? И второй – как компенсировать «Газпрому» выпадающие доходы от снижения экспорта за рубеж?

Давайте попытаемся ответить сначала на первый вопрос – что делать с излишками газа?

А это уже вопрос из разряда принятия стратегического решения на уровне всей страны. Ведь за счет таких объемов излишков можно сделать очень много полезного для страны и народа.

А что же предлагают сами чиновники?

Предложения чиновников

По словам того же Алексея Чекункова, одним из вариантов может быть использование газа для производства электроэнергии под индустрию искусственного интеллекта и блокчейна, или майнинга криптовалют. Но в Минэнерго считают такой проект нерентабельным: для дата-центров газ слишком дорогой источник энергии, заявил на ПМЭФ замглавы ведомства Павел Сорокин. По его мнению, лишний газ «Газпрома» следует направить на поддержку угольной промышленности, которая получила 200 млрд рублей убытков с начала 2023 года и находится на пороге банкротств. «Мы можем строить (газовые) электростанции у (угольных) шахт», — предложил Сорокин [1].

Павел Сорокин на ПМЭФ
Павел Сорокин на ПМЭФ

Давайте сразу обратим внимание на главные приоритеты для чиновников. Прежде всего это пресловутая цифровизация и внедрение искусственного интеллекта (ИИ). Нет, вы не подумайте – я совсем не против развития научно-технического прогресса. Тем более, что ИИ, порой, я и сам использую в работе для облегчения некоторых операций. Но те способы его использования, которые предлагаются сверху, не очень меня радуют.

Например, разрабатываемая сейчас стратегия развития системы образования до 2040 года предусматривает не просто внедрение ИИ, а фактически замену учителей на ИИ. В будущем вообще предполагается, что все домашние задания будет задавать ИИ, он же будет их делать (фактически – ведь уже сейчас школьники используют его), и тот же ИИ будет проверять. Это же театр абсурда! Об этом я писал в статьях по обзору этой стратегии и о цифровизации в образовании.

Совершенно аналогичный процесс замещения людей предполагается и в здравоохранении. Но если вы думаете, что ИИ заменит только учителей и врачей, то вы глубоко ошибаетесь.

Например, тот же Герман Греф нам сообщал, что в ближайшем будущем ИИ заменит очень многие специальности – не нужны будут юристы, шоферы, программисты, бухгалтера.

Заманчивое будущее? Единственный только вопрос возникает – а зачем тогда нужен человек?

Но это я немного увлекся темой ИИ. Вернемся к вариантам использования излишков газа. На что еще можно их использовать?

Еще Чекунков добавил, что крупные инвесторы все больше внимания уделяют газохимическому сектору.

А давайте теперь просто сами подумаем, на что логичнее всего было бы направить газ. Какие тут возможны варианты? А то нам все что-то непонятное рисуют – блокчейн, искусственный интеллект, дата-центры, добыча угля – мол, якобы для этого в первую очередь можно использовать газ.

Между тем, мне-то, наивному, казалось, что самый явный способ использования излишков газа – это стимулирование развития экономики России и улучшение жизни населения путем снижения тарифов на газ, что автоматически увеличит рост его потребления!

Что самое интересное, это ведь не только мне пришло в голову. Еще в 2022 году об этом сразу начали говорить в экспертной среде. Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин тогда говорил [2]:

«Газ - это отличный ресурс для развития экономики, который лежит у нас под ногами. Заодно сразу расставим точки над «i»: мы вовсе не страна-газозаправка, как думают некоторые недоброжелатели».
-3

Подтверждал это и директор Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики Георгий Остапкович [2]:

«На экспорт идет примерно 25 - 30% газа. Остальное «Газпром» продает на внутреннем рынке по рентабельным для компании ценам. Конечно, цена на внешнем рынке побольше, но даже если перестроиться на внутренний спрос, тоже будет доходно».

Итак, эксперты в один голос говорят о том, что благодаря повышению доли использования газа на внутреннем рынке, можно значительно повысить рост российской экономики. Заметьте, при этом «Газпром» и в накладе не остался бы – ведь цены на внутреннем рынке «рентабельные» для «Газпрома». Но не тут-то было! Почему-то чиновники не идут по такому пути. Может, и вправду предлагаемые направления использования излишков газа невыгодны для страны?

А о каких, собственно, направлениях развития идет речь? Давайте их рассмотрим поподробнее.

Возможные направления развития страны за счет газа

Газификация страны (малых городов и сел)

Газификация страны – вот один из самых масштабных способов реализации излишков газа! Однако и тут некоторые эксперты видят проблемы.

Главный редактор портала «Энерговопрос.ру» Михаил Козырев говорил, что «газификация очень дорогая для населения: стоимость оборудования, трубы от основной магистрали к дому… А тянуть трубу в отдаленные населенные пункты невыгодно» [2].

Вроде как логично звучит – невыгодно…

Но давайте зададимся вопросом – мы говорим о «выгодности» для кого? Для «Газпрома», для населения или для страны? Если мы говорим про «Газпром», причем «Газпром» – не как «национальное достояние», а как частная рыночная компания, заботящаяся только о величине дивидендов для акционеров, то тогда да – конечно невыгодно! А если мы говорим о населении, о стране – неужели это не выгодно, особенно если мы говорим о СТРАТЕГИИ, о долгосрочном эффекте???

Ведь газ в селах – это не просто комфортные условия для жителей, это еще и возможность экономического развития села. Ведь газ – это важное конкурентное преимущество! Естественно, если он на внутреннем рынке должен быть по доступной цене.

-4

Для страны газификация выгодна, но в долгосрочной перспективе. Это и развитие села, что даже сейчас заявляется как перспектива развития (недаром даже есть федеральный проект на эту тему), и экономический рост районов, далеких от центра, и стабильность того же «Газпрома» и госбюджета за счет их независимости от внешнего рынка. Ведь внутреннее потребление вполне может заместить внешнее.

Так что мнение эксперта весьма спорно.

Удешевление энергетики и улучшение экологии

Сегодня в России 79 теплоэлектростанций работают на угле. Их вполне можно перевести на газ. Но есть проблема, о которой в 2022 году говорил Сергей Пикин [2]:

«Газовые электростанции у нас работают на западном оборудовании. И теперь возникают проблемы с ремонтом».

Но у нас есть советские ноу-хау: еще во времена СССР было разработано и запущено в производство оборудование для газовых ТЭЦ. Западное вроде как более эффективно, зато для «своего» есть все запчасти, и проблем с ремонтом не будет. Сергей Пикин предлагал такой вариант: ТЭЦ получает газ бесплатно (страна не разорится), вырабатывает на нем тепло, а на сэкономленные деньги покупает отечественное оборудование [2].

Разве это плохой сценарий? Смотрите, какие преимущества выделял тот же Сергей Пикин [2]:

«При этом ТЭЦ обновляется, вместе с ней развивается машиностроение за счет производства паросиловых турбин. А тут и рабочие места появляются, и налоги платятся. Все вместе даст более крутой экономический эффект, чем нефть по 500 долларов за баррель!»

Одни только плюсы! Но и это еще не все. Есть тут и еще один важный аспект. Газ - более экологически чистый ресурс, чем уголь и мазут.

-5

К тому же газовые ТЭЦ могут быть более экологичными, чем те же ГЭС. Ведь это только кажется, что гидроэнергетика безопасна. Я писал на канале об огромном ущербе природе, который наносят ГЭС. Особенно Волге, Каспию, судоходству и рыболовству. Ведь есть версия, что именно каскад ГЭС является основной причиной обмеления Каспийского моря. К тому же именно каскад ГЭС является главной причиной исчезновения осетров и воблы. На эти темы я делал целые большие расследования.

Вы знаете, ущерб экологии от каскада ГЭС настолько велик, что даже Общественная палата России рекомендовала запретить постройку новых ГЭС на равнинных реках России. И более того – разработать проект поэтапного спуска водохранилищ! В этом свете альтернатива в качестве газовых ТЭЦ выглядит более, чем перспективной.

Кажется, причины здесь представлены очень весомые. Однако почему-то они не рассматриваются сегодня чиновниками.

Импортозамещение в промышленности

Газ нужен для производства полимеров - это сложные химические вещества, которые применяются во всех отраслях: машиностроении, текстильной промышленности, сельском хозяйстве, медицине, автомобилестроении, авиастроении и т. д. В конце концов банальная упаковка - это тоже полимер [2].

Финансовый аналитик Михаил Беляев подсказывал также в 2022 году и иные направления для применения газа [2]:

«А еще есть энергоемкие производства - металлургия, бумажная, стекольная промышленность. Они сейчас требуют развития в свете импортозамещения. И если мы переведем их на газ для получения более дешевой энергии, то значительно снизим себестоимость продукции, и она будет более конкурентоспособной».

Неужели это не доводы? Неужели эти направления не столь значительны для того, чтобы их рассматривать как приоритетные? А что же тогда надо?

Хорошо, есть и другие.

Удобрения

Газ - отличное сырье для азотных удобрений. В основе их - аммиак, который до недавнего времени получали из коксового газа. Он вырабатывался на металлургических предприятиях и поэтому «удобрительные» заводы возводили рядом с такими производствами [2].

-6

Сейчас развивается технология получения азотных удобрений на основе природного газа - самого дешевого в мире. Так почему же России, богатой природным газом, не завалить свою страну и весь мир дешевыми удобрениями? Они, кстати, не попали и не попадут ни под какие санкции. Не будет удобрений - наступит голод. И покупать их не перестанут, потому что это вопрос жизни и смерти [2].

Смотрите, что говорил по этому поводу Сергей Пикин в 2022 году [2]:

«Развить собственные технологии производства удобрений [на основе природного газа] мы вполне можем за 2-3 года. И это тоже будет гораздо выгоднее, чем продавать газ по трубам в Европу».

Ну что, и это тоже не приоритетно? По мнению чиновников, выходит, что нет.

Теперь давайте посмотрим, какое решение сейчас находят чиновники для компенсации потерь «Газпрома» от снижения экспортных доходов.

Компенсация потерь «Газпрома»

Знаете, что предложил «Газпром» во всей этой ситуации? Думаете, развивать промышленность или газифицировать страну? Почти это, только совсем другое!

Цены на газ в России должны вырасти до уровня, позволяющего обеспечивать финансирование проектов газификации и реализации крупных инвестиционных проектов, заявил в январе 2025 года представитель компании «Газпром» Алексей Сахаров на заседании Комитета Госдумы по энергетике [3].

Давайте еще раз я задам ключевой вопрос – нам что важнее – прибыль компании «Газпром» или же интересы страны и населения?

Почему я задаю такой вопрос? По сути в условиях международных санкций, в условиях, когда завышается ключевая ставка ЦБ, предлагается еще один удар по экономике и доходам населения – завышение цен на газ. Ведь мы же отлично понимаем, что это повышение цены вносит значительный вклад в рост тарифов ЖКХ для простых людей и снижает конкурентоспособность отечественной продукции.

Самое интересное, что такие предложения «Газпрома» находят отклик в среде чиновников.

По словам замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, в «Газпроме», да и в правительстве, неоднократно говорили о необходимости двигаться в сторону либерализации цен на газ.

Сейчас газ - последний товар в России, который подвергается прямому государственному регулированию цен. Но теперь пришло время перейти к рыночному ценообразованию, учитывая резкое падение экспорта газа в Европу и доходов от него. Эти доходы, как известно, позволяли субсидировать заниженные цены на газ внутри, подчеркивает эксперт [3].

По оценке Гривача, если говорить о достижении экономически обоснованного уровня тарифов, то это предполагает их рост в разы.

-7
Причем для населения они должны вырасти гораздо сильнее, чем для промышленности. Но, по мнению эксперта, у нас сейчас нет возможности для более резкого роста цен на газ по сравнению с теми темпами, которые уже взяло правительство, так как это станет дополнительным шоком для экономики [3].

Т.е. по логике эксперта, это плохо, когда внутри страны поддерживаются низкие цены на тот ресурс, который в огромном количестве добывается у нас в стране. По такой логике очень часто либеральные экономисты предлагают вообще сравнять российские цены на газ и электроэнергию с мировыми. А разве это справедливо? Тогда в чем смысл «национального достояния»?

Но сейчас, как мы уже успели убедиться, чиновники действуют в соответствии с предложениями «Газпрома». Ведь тарифы на газ продолжают расти.

С 1 июля 2025 года цены на газ для всех категорий потребителей, включая население, проиндексированы на 10,3%. А для электроэнергетических предприятий и ЖКХ рост цен составил 21,3% [3].

О беспрецедентном росте тарифов ЖКХ в этом году и их причинах я писал в отдельной статье.

Доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов заявил в начале 2025 года, что рост цен на газ как на базовый энергоресурс толкает вверх и показатели самой инфляции. Более того, подорожание ключевого энергоносителя - мощный тормоз для роста промышленного производства, считает эксперт [3].

С другой стороны, остается вопрос, ради чего затеян весь этот «сыр-бор» с тарифами. У «Газпрома» сейчас есть несколько крупных проектов, которые требуют значительных денежных вливаний. Во-первых, это газификация регионов.

По словам Андрианова, «Газпром» сообщал, что в 2024 году на эти цели была выделена рекордная сумма - 270,3 млрд руб., что на 33,5 млрд больше, чем годом ранее. Сумма вроде как огромная, если не вспоминать о других тратах корпорации. Так, затраты на сооружение «Лахта-центра» в Петербурге в общей сложности оцениваются в 120 млрд руб., а на строительство туристического кластера «Горская» под Петербургом - 210 млрд руб. (главный инвестор - Газпромбанк) [3].
-8

В связи с этим возникает вопрос - насколько правильно переложить всю нагрузку по инфраструктурным объектам «Газпрома» на население и бизнес, и не окажется ли лекарство «горше болезни»?

Понятно, что этот вопрос риторический.

Ну а все-таки, как можно было бы поступить с излишками газа? Я имею в виду альтернативный вариант.

Альтернатива решения вопроса для экономики и населения

Вы знаете, логичными были бы следующие меры:

  • снижение тарифов на газ внутри страны как для населения, так и для организаций и бизнеса, рост продаж на внутреннем рынке;
  • рост темпов газификации страны – малых городов и сел;
  • освоение производства удобрений на основе природного газа и наращивание такого производства; как следствие – рост сельского хозяйства;
  • развитие химической промышленности, сырьем для которой является газ;
  • перевод части ТЭС на работу на газе, тарифы по которому можно дополнительно снизить; это даст эффект как в части снижения цен на электроэнергию, так и в улучшении экологии, т.к. можно будет реализовать рекомендации Общественной палаты РФ по поэтапному спуску водохранилищ.

Что интересно, эти меры еще и дадут долгосрочный эффект для страны, в т.ч. и экономический. Ведь следствием повышения экономической активности в стране будет рост налоговых поступлений в государственный бюджет. Помимо этого, улучшится экология, пойдет рост сельского хозяйства, повысится демография – как следствие улучшения положения малых городов и сел.

Что делать с выпадающими доходами «Газпрома» в краткосрочном периоде?

Государство могло бы на время и материально помочь компании. Ведь государство частенько помогало своим компаниям. Да чего там – и не только своим, но и частным. Вспомните хотя бы кризисы 2008 или 2014 годов, когда государство спасало частные банки.

Так что ситуация с излишками газа может быть и «окном возможностей» для скачка в развитии России. Но почему-то власти страны не идут по этому пути, а в противовес логике, принимают довольно странные решения, которые, как кажется, ориентированы на получение сиюминутной выгоды.

Возможно, чиновники все-таки одумаются. Хочется верить в лучшее. А там время покажет…

Больше информации и комментариев наиболее значимых новостей в моем телеграмм.

Поддержать канал можно ЗДЕСЬ. Вместе делаем большое дело для России!

Источники информации

1. Дзен. Кино, вино, домино - добавь жизни красок! ««Положение отчаянное». В «Газпроме» не знают, куда деть 60 миллиардов кубометров нераспроданного газа». 29.06.25 (https://dzen.ru/a/aGDC9t1OlEqpCMM-).

2. Комсомольская правда. «Газ только для нас: Что будет с российской экономикой, если мы перестанем продавать газ в Европу». 23.11.2022 (https://www.kp.ru/daily/27475/4681880/).

3. Российская газета. «В "Газпроме" заявили о необходимости повышения цен на газ». 27.01.2025 (https://rg.ru/2025/01/27/truby-dali-signal.html).