Поездка в Белогорский монастырь состоялась в мой последний в Перми день. Стих величественный пафос открытия XVI Конгресса антропологов и этнологов России, отшумели дискуссии на секциях, были подведены итоги на заключительном Пленарном заседании. И мы отправились на экскурсию. Был ветрено и холодно - идеальная погода для знакомства с Уральским Афоном.
Я выбрала эту экскурсию изначально из трех возможных вариантов: альтернативой были Хохловка - музей деревянного зодчества под открытым небом - и Кунгурская ледяная пещера. Музеи под открытым небом - дело хорошее и я побывала в Хохловке до Всеобщего дня экскурсий. Там много интересного, красивого и познавательного. Но... Белогорский монастырь придал поездке в Пермь еще и вертикальное измерение, вырвал из суеты повседневности и показал как удивительно то, что мы сочли привычным.
Монастырь расположен в 70 километрах от города и мы почти два часа удалялись от городских улиц, промышленных предприятий, театров, кафешек, проезжая поля, леса и редкие села. Подумалось: те, кто осваивал Сибирь и включал ее в пространство Российской цивилизации - уходили в нее как в океан, не зная где берега. И ведь мы ехали мимо полей, освоенного уже пространства
Для меня это был важный момент принятия этого пространства, так отличающегося от Буджакских степей, как "тоже своего": влажного, ярко-зеленого даже в июле, когда беспощадное солнце должно было уже выжигать все вокруг. Ведь одно дело быть в духовном пространстве русской культуры, другое - принять как свое физическое пространство. По мере приближения к доминирующей над округой Белой горе мы оставляли за собой и леса и поля.
Это то, что возможно тогда, когда расцветает цивилизация - в невероятной дали, среди лесов, на горе, построить величественный монастырь.
Место для обители выбрал в 1890 г. епархиальный миссионер иерей Стефан Луканин. В 1891 г. на месте первого креста, установленного о.Стефаном был установлен "Царский крест" в память чудесного избавления наследника престола Николая Александровича от опасности во время визита в Японию. Надо сказать, что опасности его не напугали и не остановили дальневосточное направление было главным в его внешней политике. Эта его политика не была особенно успешной, однако Транссибирскую магистраль достроили и это хорошо.
Первым настоятелем монастыря стал о Варлаам (Коноплев). С самого основания обитель вовлечена в благотворительность - в 1893 г была открыта школа для мальчиков-сирот, в 1912-1916 издавался журнал патриотического и православного содержания "Голос долга", во время Первой мировой войны воюющей армии было передано 500 рублей золотыми монетами.
Крестовоздвиженский собор был построен в византийском стиле по альбомам архитектора К.Тона. Его строили15 лет и освятили в июне 1917 г. Монастырь взял для себя строгий устав монастырей Святой горы Афон.
В 1894 г освятили место и произвели закладку Храма Иверской иконы Божией матери.в честь помолвки наследника престола Николая с принцессой Алисой Гессен-Дармштадской.
Во время Гражданской войны монахи оказали сопротивление новым властям и часть из них была расстреляна, в том числе о.Варлаам (Коноплев).
Но здания монастыря использовали для значимых для общества дел. В 1941—1945 годах здесь располагался реабилитационный центр для раненых и инвалидов Великой Отечественной войны. А с 1946 по 1986 год - Дом инвалидов Великой Отечественной войны, труда и детства. Иверская церковь была разобрана, перенесена в село и стала использоваться как магазин
Восстановление монастыря началось в конце 80-х гг ХХ века. Вехой возрождения религиозной жизни стало празднование Тысячелетия Крещения Руси (1988).
Крестовоздвиженский собор был отреставрирован, он в целом сохранился. Иверский храм еще не реконструирован, но есть его макет
Рядом с монастырем расположен Святой источник и озеро с купелью. Собственно святую воду можно набрать в самом храме, но лучше, конечно, было за ней спуститься. Я боюсь лестниц, но тут была полностью уверена в поддержке Святого Николая и, действительно, все у меня получилось.
Нам довелось отобедать в трапезной, но большая часть построек предназначена для насельников монастыря. Обед соответствовал ожиданиям - был простым, но вкусным и сытным.
Что особенно порадовало - после экскурсии нам предоставили много свободного времени и если вначале народ рассматривал окрестности и убранство храма, покупал полезные иконы, свечечки, писал записочки, запасался святой водой - был занят делом, то потом все погрузились в молитву, размышления, созерцание. Я уже и не помнила, что приехала с группой. Мы встретились уже в трапезной и было полное ощущение, что каждый был в храме один в своем молитвенном погружении.
Особенное впечатление производило то, что монастырь расположен на такой высоте и в таком уединении. Но это не останавливает паломников ежегодно совершающих крестных ход к стенам обители. Традиционный Белогорский Свято-Серафимовский крестный ход начинается 26 июля с Божественной литургии в Крестовом храме святителя Митрофана Воронежского в Перми. За шесть дней паломники проходят расстояние в 120 километров — от 20 до 30 километров в день.
Единственное, чего бы еще хотелось в монастыре помимо того, что удалось увидеть и сделать - услышать звон колоколов..
Но молиться можно и в тишине. А так же просить о молитве за родных и близких.
Белогорский Свято-Николаевский монастырь - место, где останавливается время....
Остальные тексты о путешествии в Пермь на канале "Времена дороги"