Ахой, мореманы! Совсем недавно мы с вами закончили говорить о подводном аппарате "Титан" и его печальной судьбе, и там, как вы помните, был упомянут весьма неожиданный эксперт. Я думаю, многие удивились, увидев в тексте имя голливудского режиссера Джеймса Кэмерона. Я думаю, пришло наше время поговорить о его увлечении делами подводными и о его следе в истории "Титаника", выходящем за рамки оскароносного блокбастера. Поехали!
Знаете ли вы, что будущий режиссер увлекся делами подводными еще в 14 лет? Волею судеб попал на выставку, посвященную подводному миру, и заболел этой темой? К слову, свой первый подводный аппарат он сконструировал тогда же — и даже спустил в нем на дно мышь. Она, кстати, не пострадала.
А потом мы переносимся в 80-е. Вернее, в 1985 год, когда произошло прямо-таки эпохальное историческое событие: были обнаружены обломки "Титаника". И эта новость, трубившаяся из всех щелей, едва не прошла мимо находившегося в то время на съемках Джеймса. Лишь позже, в новостном репортаже, он услышал это и увидел фото робота-беспилотника, использовавшегося исследователями для рассмотрения обломков.
Уже в тот момент он понял, что обязан так или иначе приложить к этому всему руку.
Но в реальности дойдет он до исполнения своей мечты только в 1990-х.
Компания IMAX проспонсировала экспериментальную экспедицию, не просто исследующую не так давно найденные обломки, а еще и снявшую все это на камеру, в качестве, достойном широкого экрана кинотеатров. Они так тестировали новые технологии съемки, а ученые заодно получили возможность исследовать легендарный лайнер получше, зафиксировать темпы его разрушения, получить больше данных для анализа. Получившаяся после этой авантюры документалка "Titanica" стала последним гвоздем в решении Кэмерона создать свой проект.
"На самом деле я снял фильм, потому что я хотел пойти погрузиться к обломкам "Титаника". А потом надо было делать это кино. Окей, хорошо, я сделаю его", — Джеймс Кэмерон, с легким раздражением в голосе
Почти сразу же Джеймс взялся искать контакты ученых, курирующих такие подводные экспедиции. Вот тут на сцену и выходит РАН и еще один наш сегодняшний герой — Анатолий Сагалевич, океанолог, руководитель погружений на "Мир-1" и "Мир-2", главных инструментах исследования "Титаника" в то время.
Подготовка заняла долгие годы, да и экспедиция быстрой не была. Спонсированная Голливудом, она растянулась на 2 года: 1995 и 1996. Зато вышла революционной. Впервые в мире были сконструированы забортные камеры, способные выдерживать такое безумное давление, и теперь можно было снимать не через иллюминатор, как то делали для IMAX. Также был построен малогабаритный телеуправляемый модуль для проникновения в корпус "Титаника". Кэмерон был почти одержим идеей отснять интерьеры после катастрофы, дополнив этими кадрами фото и чертежи от 1912 года.
Планировалось за 8 погружений снять 8 сцен. В конечном счете профессионализм что команд обоих "Мир"-ов и самого Кэмерона позволил снять 30. Для каждой из сцен было в среднем около трех дублей, а значит, суммарно выходит почти 100 сцен. За 19 дней на каждый из аппаратов пришлось по 12 погружений, по 15-20 часов каждое.
За это время неудивительно стать экспертом.
Анатолий Сагалевич в 1996 году вспоминал, как вся команда смотрела копию проявленной пленки, и как они все впервые увидели интерьеры и степень сохранности нутра носовой части "Титаника". Как их поразили мелкие детали: часы на переборке, практически полностью не пострадавшая люстра.
А в 1997 году вышел и сам фильм, по тем временам описывавший произошедшее в апреле 1912 во всех деталях, которые только были на тот момент известны.
Казалось бы, где-то здесь и в пору закончить, верно? А вот и нет — успех "Титаника" позволил спонсировать новые и новые экспедиции Кэмерона.
И так мы с вами переносимся в 2001 год, в очередную амбициозную экспедицию режиссера-подводника.
И снова, к слову, для фильма. В 2003-м вышло совмещавшее реальные кадры и CGI-графику документальное кино "Призраки бездны", под крылом Disney. Но это цветочки, потому что на деле экспедиция снова принесла научные плоды. За 12 погружений по 10-14 часов каждое были отсняты уникальные кадры и собраны бесценные данные.
Эта экспедиция включала в себя несколько мини-аппаратов на кабельном управлении, фактических роботов с камерами, позволявших на сей раз взять фокус на съемку интерьеров, дабы в итоге создать самую детальную 3D-модель корабля.
Помимо кают и бани были сняты парадная лестница, трюмы, комната связи, в кадры попали грузы, включая единственный на борту автомобиль, бесчисленные коридоры и многое другое. Была попытка исследовать и кормовую часть, но та оказалась слишком разрушена, и снять вышло разве что часть конструкций и балок.
А еще именно там было выяснено, насколько опасны для сохранения истории бактерии Halomonas titanicae, объявившие легендарный лайнер своим домом. Стало отчетливо видно, с какой скоростью на самом деле исчезает "Титаник".
Было и кино-достижение: впервые в истории со дна океана была проведена прямая трансляция, на которой за исследованием 2,5 часа наблюдали тысячи и тысячи зрителей.
Вот таким вот человеком оказался Джеймс Кэмерон. Дайте знать, насколько много нового о нем вы сегодня узнали?
Кстати, "Титаником" его подводная эпопея не кончилась: в 2012 году он спустился на дно Марианской впадины на собственноручно сконструированном подводном аппарате, но это уже совсем другая история. Интересно, а? Однажды мы доберемся и до этого рассказа. А пока — семь футов под килем и до новых встреч!