Нарваться на мину – это практически всегда пограничное событие в жизни, мало кому везёт отделаться лишь лёгким испугом. При всей проблемности такого случая, имеет значение, с чем именно пришлось столкнутся. В градации опасности противопехотных инженерных боеприпасов лидируют мины направленного действия, семейство МОН (СССР), МОН-50, МОН-90, МОН-100, МОН-200, а также ряд их западных аналогов (самый известный и массовый – М18А1 «Клеймор»). Про данные мины был отдельный подробный обзор на канале (ссылка будет в конце). Здесь же сконцентрируюсь на конкретных фото-примерах установок, маскировки оных.
Всегда умиляюсь, периодически возникающим вопросам в комментариях, в духе: зачем та или иная тема здесь освещается? Ответ можно начать фразой из кинофильма «ДМБ»: «...те, и другие могут быть солдатами, только первые уже солдаты, а вторые ещё нет...». Так и мои публикации для обеих категорий: для тех кто уже участвует в боевых действиях, и тех, кто будет участвовать в скором будущем... Политики Европы загнали себя в узкий коридор, в конце которого не просматривается ничего, кроме прямого столкновения с Россией. Поэтому в ближайшие годы, десятилетия, в статусе Воинов, Защитников Родины окажутся многие из тех, кто это прямо сейчас не планирует. Тогда полученные, в том числе и здесь, знания, окажутся крайне актуальными. Кое-кому они полезны прямо сейчас.
МОН – Мина Осколочная Направленная. При срабатывании образует плотный поток, разогнанных мощным взрывом, готовых поражающих элементов (осколков). Особо неприятна тем, что мина может стоять в нескольких десятках метрах, и представлять опасность задолго до того, как её заметят. Допускает несколько разных типов взрывателей и подходов к организации датчиков цели, а также может подрываться противником дистанционно.
Информация о том, как устанавливают мины направленного действия, как организуют датчики цели, полезна действующим и будущим сапёрам, для расширения своего арсенала приёмов. Учат везде по-разному, часто многие моменты не затрагивают (некогда, лень, пофиг, инструктор сам не в теме).
И особенно это полезно со стороны простого бойца, и даже гражданского в местах, где прокатился фронт. Иметь представления, как эти мины выглядят, как могут быть установлены, что с датчиками цели, дабы вовремя заметить благодаря «насмотренности», и среагировать: спокойно и грамотно уйти из зоны поражения.
О степени опасность тех или иных видов противопехотных мин можно спорить, но именно направленные лидируют по собирательному мнению бойцов.
Опасны на большой дистанции, часто попадания под их сработку фатальны. Выводят из строя не только одного, сорвавшего датчик цели, а всех в секторе, и может оказаться, что некому оказать помощь, эвакуировать.
Поэтому про дистанцию также не забываем.
Несильно отстаёт ОЗМ-72, выпрыгивающая, кругового поражения.
Конечно, противопехотные нажимного действия приводят к большим проблемам с ногами... Но по одному не ходят, должны соблюдать дистанцию, и при своевременно оказанной помощи, 300 остаётся жить.
К запальным гнёздам мин семейства МОН подходят универсальные зепалы МД-5М. Соответственно, и все совместимые с ними взрыватели могут быть использованы.
Могут вставляться и другие запалы, даже несмотря на полу-колхоз будет работать.
Основные виды взрывателей и датчиков цели к минам направленного действия:
- МУВ-2, МУВ-3 или МУВ-4 с натяжным датчиком цели. Растяжка может быть простая: перегораживать тропу, какой-то открытый участок, потенциальный проход. Либо крайне сложной конфигурации: оплетать большую площадь в секторе поражения мины.
- МВЭ-72 с обрывным датчиком цели. Один из штатных взрывателей для ОЗМ-72 подходит и к минам направленного действия.
МВЭ-72 работает от батарейки. Датчик цели – тонкий провод длиной 50 м (двойной). Провод распределяют в потенциальной зоне поражения мины, обматывают ветки, пучки крепкой травы, иные препятствия. При этом провод не натягивают, а разбрасывают довольно свободно, закрепляя небольшие участки.
МВЭ-72 используется не так часто, но бывает. Ограничение в сроке службы батарейки. Тогда как установка с МУВ может стоять годами.
- Электродетонатор с проводной линией для принудительного дистанционного подрыва.
Гипотетически могут быть применены и иные взрыватели, с временной задержкой, с сейсмическими, инфракрасными, магнитными датчиками. Но в зоне боевых действий – это абсолютная экзотика.
Скорее всего стояла на принудительный подрыв через проводную линию и взрывную машинку (например, M57).
Может какая-то замудрённая схема с дополнительным питанием прямо на мине (зачем-то), а может и «Джоник», как элемент установки на неизвлекаемость. При попытке сдвинуть, перевернуть мину – подрыв.
Либо на срабатывание магнитного датчика, при проезде мимо легкового автротранспорта. Для небронированной техники, водителей и пассажиров, такие мины направленного действия представляют очень серьёзную угрозу на дистанциях примерно до 30 м.
Ссылку на обзор плат инициации типа «Джоник» приведу в конце.
Видимо обезврежена, направляющая с запального гнезда скручена. Какой-то отрезок провода идёт из-под мины. На такие вещи также нужно обращать внимание. Обычно взрывные «сюрпризы» и располагают под основным боеприпасом.
Мины направленного действия активно ставят в окопах, траншеях, для противодействия штурмовым действиям оппонентов. Так что там их ожидать надо всегда.
Особенно грустно, когда МОНку размещают в блиндаже, полном боекомплекта... При попытке проверить не только любопытного может снести, но и разворотить блиндаж, так что, и держаться потом на такой позиции будет негде, и трофеи испарились...
Мина направленного действия могут применяться не только непосредственно на позициях, на передовой, но и где угодно: в поле, лесу, населённых пунктах, внутри строений.
С электродетонатором и проводной линией, на управляемый подрыв. Но может и на растяжках быть...
Также идут провода, что указывает на установку для принудительного подрыва при появлении противника в секторе наблюдения.
Активно применяется маскировка, сообразно типу местности, фону, перед которым стоит мина.
Проводная линия указывает на установку для принудительного подрыва. Если территория под нами, то инициировать её уже некому. Но это не значит, что не стоит дополнительный взрыватель с иным датчиком цели. Так что нужно смотреть по сторонам, под ноги на предмет растяжек, проводов (да и иных мин), и стараться рассмотреть, что там в запальных гнёздах МОНки.
Нужно, чтобы глаз был намётан не только на прямоугольные МОНки, но и на их старшие версии, МОН-100, МОН-200, которые хоть и более редки, но и куда опаснее. Выглядят, как вертикально стоящие диски.
Помимо преобладающих МОН-50, МОН-90, круглых МОН-100, МОН-200, встречаются и некоторые более редкие мины направленного действия из стран Запада.
На MPIM Hailstorm mini был отдельный обзор, ссылка в конце.
Да, и не надо забывать, что непосредственное взаимодействие с минами – дело профессионалов. Только с опытом можно по внешнему виду отличать моменты, когда штатный боеприпас вскрывали...
А после такого вмешательства внутри может быть всякое.
Без подробностей. Но как напоминание даже опытным сапёрам, что плюс-минус бывает...
Следует смотреть не только до первой преграды, но и как можно дальше. За полупрозрачным забором или живой изгородью, редкими кустами, может стоять мина направленного подрыва.
Мина «Клеймор» стоит на управляемый подрыв через проводную линию.
Установки направленных мин внутри помещений – отдельный вид искусства...
МУВ, растяжка к дверной ручке двери подъезда. Так что заходить нужно всегда с проверкой, не стоять в проходе...
Смотреть нужно не только прямо, вниз на пол или на перила. Может быть где угодно, наверху дверного проёма, например.
Вариантов не счесть. Думаю, общую идею, как это бывает, донёс.
Также мины направленного действия находят своё применение с современными средствами доставки: летающими и наземными дронами.
Срабатывание возможно управляемое, в воздухе, при заходе на цель.
Либо таким способом мина доставляется в нужное место в тылу противника, и дрон садится, ждёт цели. Благодаря усилителям, висящим на других дронах-ретрансляторах, либо через оптоволокно, сигнал может быть приемлемым для таких операций. При проезде мимо подходящего легкового, небронированного транспорта – инициируется подрыв, либо взлёт и подрыв в воздухе где-то сверху, сбоку...
* * *
Когда спрашивают знакомые, скоро ли ЭТО ВСЁ закончится? Стандартный ответ: всё только начинается! 😉 Так что учитесь хоть чему-то, пока есть время и возможности.
* * *
Подписывайтесь на канал! Впереди много статей о выживании на войне и в экстремальных условиях: оружии, снаряжении, приёмах.
Заслать денег в благодарность автору
* * *
Подписывайтесь также на Телеграм, чтобы отслеживать новые публикации: https://t.me/vizhil_ru
* * *
Статьи близкой тематики:
- Подборка МИНЫ Инженерные боеприпасы