Яркий детский праздник, песни, танцы, любимые герои мультфильмов и кино – казалось бы, что может омрачить эту идиллическую картину? Однако на одном из таких мероприятий внимание привлек нетипичный персонаж – охранник из нашумевшего южнокорейского сериала «Игра в кальмара». Случайность? Возможно. Но случайность, которая заставила задуматься: не слишком ли далеко зашла популяризация жестокого контента в детской среде?
«Играй или умри»: о чем сериал и в чем опасность?
Герои «Игры в кальмара» – люди абсолютно разных взглядов, социальных слоев и профессий, но всех их объединяет отчаянная нужда в деньгах. Кто-то проиграл всё, поставив деньги и накопления на акции и ценные бумаги, кто-то задолжал бандитам, кому-то деньги нужны, чтобы вызволить из беды родных, а кто-то (главный герой) – просто не способен заработать денег, но, чтобы угодить матери и не расстраивать её, решил испытать удачу, когда появилась возможность.
Дойдя до крайней степени отчаяния, они отправляются на необитаемый остров, где таинственные организаторы проводят игры на выживание. Главный приз – крупная денежная сумма, которая увеличивается с каждой смертью игрока. Здесь описаны вера, надежда, ложь и предательство. Люди делятся на плохих и злых, и каждый в итоге вынужден предать ближнего, так как деньги становятся важнее всего. Сюжет не нов: испанский сериал «Платформа» – о том же, где на одних весах человечность, на других – звериные инстинкты. Кто победит? Но, несмотря на это, «Игра в кальмара» произвела сенсационный бум в интернете, став самым популярным проектом в истории Netflix: за 25 дней со дня премьеры его посмотрели 111 миллионов пользователей. А теперь главное: эти несчастные люди бьются насмерть, играя в детские игры. Охранники же – люди, одетые в красные костюмы и маски с треугольниками, кругами и квадратами. У каждого из них свои обязанности. Круги – это рабочие, занимающиеся уборкой и утилизацией убитых. Треугольники – солдаты, вооруженные охранники. Квадраты – надзиратели, управляющие всем процессом и контролирующие другие ранги.
Не потому ли охранники "чудесным образом" стали частью детской развлекательной культуры, что в сериале люди умирают, играя (и проигрывая) в детские игры?
Мнение психолога
Возрастной ценз у сериала 18+. Персонажи не несут в себе образовательной или воспитательной ценности для детей, а популярность сериала не оправдывает использование контента, который может быть вреден для них. Стоит задуматься, правильно ли поступают взрослые, продвигая тренды 18+ среди детей? Экспертное мнение по этому вопросу предоставила Соныгина Татьяна Николаевна. - перинатальный, семейный психолог, педагог- психолог ГБОУ РСЯ ЭШИ Арктика:
"До трех лет ребенок не придает особого смыслового значения тому, что видит. Но если ему показывают взрослые фильмы, смысл будет искажен в его детском восприятии, и сложно предсказать, каким он будет.
Сегодня границы между взрослыми и детьми размыты. Это заметно по общению взрослых с детьми в парках и скверах. Когда взрослый ставит себя на один уровень с ребенком, становясь "подружкой" или "дружком" (я не говорю другом), это лишает ребенка чувства безопасности. Ребенок думает: "Если мы на одном уровне, кто же меня защитит?". У детей сейчас очень высокий уровень тревожности, беспокойства и страха из-за незащищенности.
В том числе по этой причине я категорически против того, чтобы на детских праздниках выступали герои из взрослых фильмов. Исключением могут быть только персонажи, несущие добро. Но герои "Игры в кальмара" – явно не те, кому стоит подражать. Их жизнь может быть интересна для осмысления взрослым, но совершенно не подходит для детского восприятия.
Современные сериалы и мультфильмы, безусловно, влияют на мировоззрение формирующегося человека – сначала на мировосприятие, а затем и на мировоззрение. Это прекрасно знают создатели подобного контента, и их цель может заключаться в уничтожении человечности и высших ценностей, которые формировались тысячелетиями. Ребенок, привыкая к насилию, начинает считать его нормальным и перестает получать радость от спокойной жизни. Ему постоянно нужны "ужастики" для эмоциональной подпитки.
Как жестокий сериал стал индустрией развлечений?
Первый сезон сериала вышел в 2021 году. В первые дни после премьеры его популярность и эффект, который он произвел на детей, встревожили многих родителей.
Из-за повального увлечения жестокими играми сериалом заинтересовались на правительственном уровне во многих странах. Власти Испании призвали родителей запретить детям смотреть «Игру в кальмара». В России проверкой сериала занялась «Лига безопасного интернета». Глава ассоциации Екатерина Мизулина сообщила, что в организацию поступило много жалоб от родителей, обеспокоенных угрозой сериала детской психике. Она добавила, что «все подобное, что выходит в тренды TikTok, дети начинают повторять, а потом, увы, возможны трагедии».
В 2025 году вышел уже третий сезон сериала. Критики отмечают, что создатели не смогли повторить успех первого, но все же он остается весьма популярным. Частные организации с размахом устраивают квесты по мотивам сериала на днях рождениях. Известный американский YouTube-блогер MrBeast проводит подобные игры на деньги, хотя и без трагичных последствий для проигравших – они уходят на своих двоих. На маркетплейсах представлен огромный выбор сувениров с героями сериала, игр и даже настольная игра "Кальмарополия". В продаже также можно найти карнавальные красные костюмы и печенье "Дальгона" – все это атрибуты, связанные с сериалом.
"Игра в кальмара" на ёлке
Малого того, этой зимой на новогодних утренниках были замечены дети в красных костюмах – одежде охранников из сериала. Родители охотно приобретали для своих чад наряды убийц, и школьники и воспитанники детских садов позировали в масках и с игрушечным оружием у новогодних елок. Ажиотаж вокруг сериала и выпуск нового сезона привели к росту цен на тематическую атрибутику в среднем на 40%, и костюм мог обойтись в 3-5 тысяч рублей.
Покупку детям подобных карнавальных костюмов осудил депутат Брянской областной думы, председатель Общероссийского общественного движения «Россия Православная» Михаил Иванов. Он призвал пропаганду фильма приравнять к экстремизму в России.
«Вместо того чтобы объяснить ребёнку, что насилие — это не норма, они покупают костюмы убийц и оружие, тем самым легитимизируя жестокость. Это не просто ошибка воспитания — это прямое нарушение моральных и этических норм, которые должны быть основой любого здорового общества. <…> Родители, которые потакают таким увлечениям своих детей, должны быть привлечены к ответственности, ведь их действия не просто безответственны — они опасны для общества. Мы не можем позволить, чтобы наши дети росли в мире, где убийство становится нормой, а жестокость — развлечением», - приводит комментарий депутата Life.ru.
Безобидный костюм или продвижение жестокости?
Вызывает недоумение текст описания товара на одном из маркетплейсов: костюм "Игра в кальмара" – это уникальный и веселый карнавальный костюм, идеально подходящий для детей и подростков. Этот костюм, вдохновленный популярным сериалом "Игра в кальмара", станет отличным выбором для любого детского праздника или карнавала. Погрузитесь в атмосферу популярного корейского сериала! Костюм "Игра в кальмара детский" – это отличный способ сделать детский праздник незабываемым и наполнить его весельем и радостью».
Между тем было любопытно узнать и о законности распространения подобной продукции для детей. Несмотря на то, что продажа товаров экстремистского характера на площадке запрещена, карнавальные костюмы, воспроизводящие образы из сериала, формально под эту категорию не подпадают.
По словам юристов производители адаптируют размеры костюмов под разные возрастные группы, уделяя основное внимание отсутствию порнографического или экстремистского содержания, чего требуют правила маркетплейса, и продают лицам старше 18 лет. Тот факт, что костюм является точной копией образа из сериала, предназначенного для взрослой аудитории, не является достаточным основанием для запрета продажи, поскольку само по себе не несет противоправного характера.
Как превратить тренд в безопасное развлечение
Анна Лозовец, организатор детских мероприятий с многолетним опытом, поделилась своими наблюдениями:
«Сериал популярен, это правда, но его активное обсуждение в СМИ и пабликах, скорее, формирует негативное восприятие. Наш опыт показывает, что большинство детей, посещающих праздники, сам сериал не видели и не знают персонажей. Они знакомы лишь с обрывками информации из интернета – завирусившимися видео и мемами. Дети в тренде, но их знания поверхностны».
Анна подчеркнула, что, несмотря на поверхностное знакомство с сериалом, дети проявляют интерес к тематическим играм и квестам, видя их в социальных сетях. В связи с этим, родители часто заказывают подобные праздники.
«Мы предлагаем адаптированные сценарии игр, учитывающие возрастные особенности детей. В наших играх акцент делается на командной работе, логике, смекалке и позитивных эмоциях. Важно подавать информацию о трендовых темах, таких как этот сериал, в безопасной и развлекательной форме, чтобы дети получили положительные эмоции и впечатления от общения с друзьями. Популярность сериала со временем угаснет, а хорошие воспоминания останутся»
Зло вошло в моду
Подобная тенденция пугает и настораживает. Стоит провести не совсем аналогичную, но параллель. В последние годы кинематографисты стали заметно падки на тему маньяков. Порой фильмы с высокими рейтингами переснимают во многих странах. Героями зарубежных и российских сериалов становятся всемирно известные и малоизвестные серийные маньяки, педофилы, убийцы. В их числе зарубежные: «Убийство», «Охотник за разумом», «Капкан», «Крах», «Мост»; российские: «Метод», «Фишер», «Трасса», «Внутри убийцы», «Хрустальный».
Аудитории хочется зрелищ? Пожалуйста. На этой модной волне вполне реальные маньяки, живущие и здравствующие в наши дни, становятся героями передач в интернете. Журналист Ксения Собчак взяла интервью у «Скопинского маньяка» Виктора Мохова, Саша Сулим – у «Ангарского маньяка» и Виктора Коэна, который убил свою подругу, а отсидев за это 10 лет, вышел и сделал бизнес на своем преступлении. Убийцам дали слово, и они смаковали это внимание. А что дальше?
«Игра в кальмара» очередное модное веяние, которое в скором времени будет забыто, как и многие другие до него. Однако недопустимо переносить "взрослые" тренды в детскую среду.
Из всего этого главный вывод должны сделать родители, чтобы минимизировать негативное влияние сериала на детей. Коммерческие кинематографисты создают то, что приносит прибыль и просмотры, а маркетплейсы продают то, что востребовано. В обеспечении безопасности ребенка ключевую роль играет осознанность и вовлеченность родителей в его жизнь. Они должны устанавливать границы потребления контента, контролировать, что смотрит ребенок, а также предлагать альтернативные развлечения и занятия.