Найти в Дзене
Началка по полочкам

Читать до школы — это норма или бред?

Оглавление

Сейчас я много как репетитор занимаюсь подготовкой к школе. Каждый день — новые дети, новые мамы, и один и тот же вопрос, который звучит разными голосами, но с одинаковой тревогой:

— Нам семь, скоро в первый класс. А он не читает. Совсем. Мы отстаём? Я что-то упустила?

Иногда вопрос звучит с вызовом:

— А вы научите за месяц? Нам уже в сентябре в школу, а он даже слоги не складывает.

И я каждый раз слышу не про чтение. А про страх. Про вину, что не успели. Про сравнение: у Маши вон дочка читала в 4. Про ощущение, что “мой хуже”.

Давайте выдохнем.

И разберёмся, без гонки и без ярлыков.

Миф №1: Ребёнок обязан уметь читать до школы

Нет. Не обязан.

Никто нигде не написал, что в шесть каждый должен бегло читать. Потому что дети разные. Кто-то начинает в 4. Кто-то в 7. Кто-то в 6,5, но вдруг — с удовольствием и за неделю. Чтение — это не навык, как застёгивать куртку. Это процесс, в котором соединяются зрение, слух, память, внимание, речь, мелкая моторика, зрелость мозга и чувство безопасности. Если один «винтик» пока не готов — ничего не поедет. И не надо тащить силой.

Миф №2: Не хочет читать — ленится

На самом деле: он может просто не готов.

Или не понимает, зачем. Или боится, что ошибётся и опять получит «вздох» вместо поддержки. Или устал. Пожалуйста, не приклеивайте ребёнку ярлык «ленивый». Иногда нежелание читать — это способ сказать:
мне сейчас некомфортно, мне тяжело. Он не капризничает. Он бережёт себя.

Миф №3: Если не научится до школы — в 1 классе будет стресс

А вот тут интересное наблюдение.

Больше всего страдают в первом классе не те, кто не умел читать. А те, кого научили в 4, но через силу.

У них:

  • выработан страх ошибки;
  • текст = контроль;
  • «уметь» = «быть хорошим».

В итоге: «Я боюсь читать, потому что опять скажут, что я медленный».

Что делать родителям?

Вот что я советую своим ученикам. И их родителям. И родителям их родителей:

1. Не торопить.

Да, даже если «все уже читают».

Темп не равен успеху. Лучше позже, но с интересом.

2. Играть в буквы и звуки.

Вывески, номер машин, меню в кафе:

— О, нашёл букву “М”!

— А где “А”? А из них можно “МА” сложить?

3. Читать вслух вместе.

Вы — строчку, он — слово. Потом меняемся. Без оценок. Без «давай лучше», просто рядом.

4. Интерес — важнее азбуки.

Любит динозавров? Читаем о динозаврах. Машинки? Учим марки. Текст не должен быть скучным.

5. Не сравнивайте. Ни с соседским мальчиком. Ни с собой в детстве. Ни с таблицей норм.

Ваш ребёнок — это не статистика. Это человек. Уникальный, и читающий, когда будет к этому готов.

И ещё

Ваш голос важнее алфавита. Если он тёплый, терпеливый и поддерживающий - даже самый колючий слог однажды прочитается. И не просто вслух, а с радостью.