Найти в Дзене

История флаконов для духов: от древних амфор до ар-деко.

Флаконы для духов — это не просто тара для ароматов, а отражение времени, вкусов, эстетики и даже социального статуса. А сама история парфюмерной бутылочки неразрывно связана с историей человечества. Первые сосуды для благовоний появились еще в Древнем Египте. Их изготавливали из камня, глины, алебастра. В Древней Греции и Древнем Риме были распространены стеклянные амфоры, лекифы, арюбаллы, алабастроны, которые украшались росписью и мозаикой. Интересно, что в Греции алабастроны обычно носили с собой на шнурке. После падения Римской империи в Европе на долгое время забыли о благовониях. Зато в это время искусство парфюмерии получило развитие на Востоке. Именно арабы и персы в XII веке вновь открыли Европе мир ароматов. В Средние века и эпоху Возрождения «духи» чаще применялись в медицинских целях. В то время перенос опасных болезней связывали со скверными запахами. В качестве профилактики, например, от чумы, которая господствовала тогда, лекари своим пациентам предписывали вдыхать пр
Оглавление

Флаконы для духов — это не просто тара для ароматов, а отражение времени, вкусов, эстетики и даже социального статуса. А сама история парфюмерной бутылочки неразрывно связана с историей человечества.

Джон Уильям Годвард. Новые духи (Деталь).1914. Холст, масло. Частная коллекция
Джон Уильям Годвард. Новые духи (Деталь).1914. Холст, масло. Частная коллекция

Древний мир: благовония и амфоры

Первые сосуды для благовоний появились еще в Древнем Египте. Их изготавливали из камня, глины, алебастра.

Сосуд для благовоний в форме вазы с фигуркой принцессы на лотосе. Древний Египет. Около 1353–1336 гг. до н.э. Период правление фараона Эхнатона. Травертин (египетский алебастр), сердолик, обсидиан, золото и инкрустация цветным стеклом. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Сосуд для благовоний в форме вазы с фигуркой принцессы на лотосе. Древний Египет. Около 1353–1336 гг. до н.э. Период правление фараона Эхнатона. Травертин (египетский алебастр), сердолик, обсидиан, золото и инкрустация цветным стеклом. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

В Древней Греции и Древнем Риме были распространены стеклянные амфоры, лекифы, арюбаллы, алабастроны, которые украшались росписью и мозаикой. Интересно, что в Греции алабастроны обычно носили с собой на шнурке.

Сосуды для благовоний. Древняя Греция. Конец VI – V век до н. э. Стекло. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Сосуды для благовоний. Древняя Греция. Конец VI – V век до н. э. Стекло. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

После падения Римской империи в Европе на долгое время забыли о благовониях. Зато в это время искусство парфюмерии получило развитие на Востоке. Именно арабы и персы в XII веке вновь открыли Европе мир ароматов.

Средние века: парфюм как лекарство

В Средние века и эпоху Возрождения «духи» чаще применялись в медицинских целях. В то время перенос опасных болезней связывали со скверными запахами. В качестве профилактики, например, от чумы, которая господствовала тогда, лекари своим пациентам предписывали вдыхать приятные ароматы. Полезные ароматы было принято носить с собой, в специальных металлических кулонах, наполненных ароматическими веществами — помандерах. (Ещё одна интересная тема для статьи ;)

Помандер. Германия. XVI в. Серебро с позолотой. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Помандер. Германия. XVI в. Серебро с позолотой. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

В XVI веке получили широкое распространение ароматические воды — жидкие духи на основе спирта и эфирных масел. Их хранили в красивых серебряных, стеклянных флаконах. Особой популярностью пользовались изделия венецианских стеклодувов.

Флакон для духов..Франция (Орлеан), вероятно, изготовлен Бернаром Перро или в его мастерской.1670–1710. Стекло, олово. Музей Виктория и Альберт, Лондон
Флакон для духов..Франция (Орлеан), вероятно, изготовлен Бернаром Перро или в его мастерской.1670–1710. Стекло, олово. Музей Виктория и Альберт, Лондон

XVIII век: эпоха фарфора и королевского изящества

XVIII век — это век «кельнской воды» (eau dėl cologne — одеколон). Одеколон не только наносили на себя, но и добавляли в воду для ванной и для полоскания рта, в вино, пропитывали пластыри и тд. Драгоценную воду хранили в изящных флаконах из серебра, золота, хрусталя и, конечно же, из фарфора — любимым материалом этой эпохи. Фарфоровые флаконы были разнообразных форм и дизайна: в форме фруктов, овощей, дамских туфель, в виде фигурок людей, птиц, животных. Их изготавливали на Севрской фарфоровой мануфактуре, Шантильи, Мейссене, Челси и тд.

Флаконы для духов. Англия. Челси. Около 1765. Фарфор. Аукционный дом Christie's
Флаконы для духов. Англия. Челси. Около 1765. Фарфор. Аукционный дом Christie's

Во времена Французской революции парфюмерия стала ассоциироваться с монархией, а потому попала под запрет. Зато во времена Директории мода на парфюм вернулась. И вновь изящные флаконы с цветочными ароматами заняли свои главенствующие места на дамских туалетных столиках.

XIX век: индустриализация и мода

В XIX веке прогресс в области химии повлек стремительное движение вперед в парфюмерном производстве. Это позволило синтезировать огромное количество запахов и вывело парфюмерию на новый уровень промышленного производства. Соответственно появилось огромное количество всевозможных парфюмерных флаконов.

В это время популярны стеклянные и хрустальные флаконы. Боккарат (Baccarat), Сен-Луис, Богемия создавали флаконы невероятной красоты. Их украшали позолотой, гравировкой, миниатюрой, росписью. Оставались популярны и фарфоровые флаконы.

Флакон для духов. Франция. Эдме Самсон. XIX в. Фарфор.
Флакон для духов. Франция. Эдме Самсон. XIX в. Фарфор.

Пробка — это голова солдата.
Пробка — это голова солдата.

Стоит отметить, что флаконы были многоразовыми — духи продавались в специальных бутылях, а дама переливала их в свой личный флакон.

В 1870 году был изобретен пульверизатор.

Применение флакона с пульверизатором. Из журнала «Сатирикон», 1908
Применение флакона с пульверизатором. Из журнала «Сатирикон», 1908

С дальнейшим развитием промышленности духи становятся доступнее, а флаконы — разнообразнее. Парфюмерные компании стали работать со стеклянными заводами, которые начали разрабатывать для каждого вида парфюма определенный дизайн флакона. Появляются фирменные стеклянные бутылочки, производимые массово, но с утонченным дизайном.В это время особенно популярны мини-флаконы — изящные, портативные и удобные.

Флакон для духов. Западная Европа. Вторая половина XIX в. Хрусталь, серебро. Эта одна из самых популярных моделей, изготовленная в виде рога. Флакон могли носить на шатлене.
Флакон для духов. Западная Европа. Вторая половина XIX в. Хрусталь, серебро. Эта одна из самых популярных моделей, изготовленная в виде рога. Флакон могли носить на шатлене.

Флаконы для духов. Франция. 1880- 1900. Перламутр, латунь. Ещё одни из самых популярных флаконов для духов. Перламутровые встречаются чаще, чем образец с левой стороны. Сам флакон украшен рисунками с древнеегипетским мотивом.
Флаконы для духов. Франция. 1880- 1900. Перламутр, латунь. Ещё одни из самых популярных флаконов для духов. Перламутровые встречаются чаще, чем образец с левой стороны. Сам флакон украшен рисунками с древнеегипетским мотивом.

Начиная с середины XIX века особенно популярны были элегантные сундучки с несколькими флаконами внутри. Такие изящные изделия считались настоящими предметами роскоши и были желанными подарками для дам высшего общества.

У каждой дамы, следящей за модой, было несколько подобных флаконов, и каждый хранил в себе уникальный аромат — дневной, вечерний или предназначенный для особых случаев, например, посещения оперы или театра.

Сундучок с флаконами для духов. Франция. 1850-1890. Обратите внимание, флаконы выполнены из слегка розового стекла и декоративны золотом. В реальности они ещё более красивые, чем на фотографии. Пришлось повозиться, чтобы передать этот красивый оттенок.
Сундучок с флаконами для духов. Франция. 1850-1890. Обратите внимание, флаконы выполнены из слегка розового стекла и декоративны золотом. В реальности они ещё более красивые, чем на фотографии. Пришлось повозиться, чтобы передать этот красивый оттенок.

На двух флаконах из трёх сохранились оригинальные этикетки с названиями духов. Эта «Opera Bouquet». Другой флакон с «Vanilla».
На двух флаконах из трёх сохранились оригинальные этикетки с названиями духов. Эта «Opera Bouquet». Другой флакон с «Vanilla».

Такие сундучки могли спокойно взять с собой в путешествие.

Миниатюрный сундучок с двумя флаконами для духов. Франция. 1850-1870. Сундучок: металл, вставки из панциря черепахи и перламутра. Флаконы: хрусталь, серебро.
Миниатюрный сундучок с двумя флаконами для духов. Франция. 1850-1870. Сундучок: металл, вставки из панциря черепахи и перламутра. Флаконы: хрусталь, серебро.

XX век: золотой век парфюмерного дизайна

Настоящая революция произошла на рубеже XIX — XX веков благодаря сотрудничеству известных парфюмеров и художников-дизайнеров. Один из самых ярких примеров — сотрудничество Жака Герлена, Франсуа Коти и René Lalique — мастера ар-нуво и ар-деко, который превратил флакон в произведение стеклянного искусства.

Флакон для духов «Cyclamen». Франция. Combs-la-Ville. Рене Лалик. 1909. Стекло. Музей Виктория и Альберт, Лондон. Производитель косметики и парфюмер Франсуа Коти впервые заказал у Рене Лалика дизайн флаконов для духов в 1908 году. Первым был флакон для духов «Cyclamen», а первая продукция была выпущена в Baccarat. Получив заказ от Коти, Лалик осенью 1908 года решил арендовать стекольный завод Compagnie Générale d'Éléctricité в Combs-la-Ville. Сотрудничество с Коти оказалось настолько успешным, что в 1913 году Рене Лалик смог выкупить завод и перенести туда производство своей продукции.
Флакон для духов «Cyclamen». Франция. Combs-la-Ville. Рене Лалик. 1909. Стекло. Музей Виктория и Альберт, Лондон. Производитель косметики и парфюмер Франсуа Коти впервые заказал у Рене Лалика дизайн флаконов для духов в 1908 году. Первым был флакон для духов «Cyclamen», а первая продукция была выпущена в Baccarat. Получив заказ от Коти, Лалик осенью 1908 года решил арендовать стекольный завод Compagnie Générale d'Éléctricité в Combs-la-Ville. Сотрудничество с Коти оказалось настолько успешным, что в 1913 году Рене Лалик смог выкупить завод и перенести туда производство своей продукции.

Появились коллекционные духи с ограниченным тиражом, в роскошных флаконах из хрусталя, фарфора, с крышками из золота, слоновой кости или перламутра.

В 1926 году химикам удалось синтезировать экзальтон — вещество, по аромату близкое к натуральному мускусу. Именно он придавал духам того времени характерные теплые, но немного терпкие нотки. Позднее были получены и другие синтетические компоненты, открывшие новые горизонты в создании ароматов. Так появились жасмон с тонким запахом жасмина, склареол — заменитель амбры, какуитраль, линалоол, гераниол, и другие соединения, полученные, в том числе, из экстрактов полыни. Появление синтетических эссенций привело к массовому производству недорогой парфюмерии, и вскоре ;) специально разработанные стеклянные флаконы оказались слишком дорогими для такой новой парфюмерной продукции.

Сегодня старинные и винтажные парфюмерные флаконы представляют собой не только часть истории парфюмерного искусства, но и обладают высокой коллекционной ценностью. Многие коллекционеры по всему миру собирают именно такие флаконы, ценя их за изящество, редкость и атмосферу ушедшей эпохи.

Всех благодарю за подписку на мой канал, лайки и интересные комментарии❤️

Статья подготовлена по материалам книги «Тайны и истории забытых вещей».