Казалось бы, эпатажная личность, прославившийся возмутительным выходками на сцене и за её пределами, с сомнительными, по мнению многих, вокальными данными… Ну, да, фронтмен одной из величайших рок-групп за всю историю музыки, но далеко не красавец, однако, Оззи Осборн был не только почитаем, но и искренне любим многомиллионной армией поклонников, в том числе и среди женской аудитории. Была в нём какая-то естественность, ненарочитая открытость, глубинная недосказанность и сумасшедшая харизма.
Ещё в 1992 году, устав объяснять, что он всего лишь певец в рок-банде, Осборн признался в интервью, что ходит с семьей на службы в англиканскую церковь и молится перед каждым концертом. Но имидж – это на всю жизнь. Интересно, что у части прекрасной половины сформировалось к музыканту чуть ли не материнское отношение. Правда, вряд ли все те домохозяйки, кто взахлёб смотрел на канале «MTV» реалити-шоу «Семейка Осборнов», слышали хотя бы один из его сольников или были фанатками Black Sabbath, но – знаю это от многих знакомых дам – они совершенно искренне полагали, что этот милый мужик – настоящий душка и безобидный чудик.
Они бы ни за что не поверили, что «этот добряк» способен откусить голову живому голубю или кусаться с летучей мышей. Не говоря уж,… впрочем, не будем о таком сегодня… А ведь после начала карьеры Black Sabbath участники группы жаловались, что в отличие от других рокеров их аудитория была чуть ли не исключительно мужской.
Когда-то Оззи, родившийся 3 декабря 1948-го в деревеньке Марстон Грин, входящей в агломерацию Бирмингема, был просто Джоном Майклом Осборном. Своё говорящее прозвище он получил ещё в младших классах от сокращения фамилии. Три старшие сестры и два младших брата – типичная для тех лет большая английская семья в рабочем предместье. В таких местах важно в детстве уметь постоять за себя, что у юного Джона не очень-то получалось. Его частенько поколачивали, даже (в чём тот позже признался) старший на класс Тони Айомми, учившийся с ним в одной школе.
Пацану было порой так хреново, что в подростковом возрасте он несколько раз пытался покончить с собой. Зато малый охотно участвовал в школьных театральных постановках, а услышав битловский шлягер «She Loves You», он вдохновился стать музыкантом. Причём, настолько, что с его слов, «Битлз» заставили его осознать, что «он будет рок-звездой до конца своей жизни». От матери ему достался звонкий вокал и музыкальный слух. В качестве инструментария у юноши была «лужёная глотка» в три с половиной октавы и неиссякаемый энтузиазм.
Оставив в пятнадцать лет школу, Оззи работал чернорабочим на стройке, сантехником-стажером, учеником слесаря-инструментальщика, настройщиком клаксонов на автомобильном заводе, рабочим на скотобойне, маляром и даже могильщиком. В семнадцатилетнем возрасте он был осужден за ограбление магазина одежды, но не смог заплатить штраф; его отец также отказался заплатить его, в результате чего Осборн-младший в назидание провёл шесть недель в тюрьме «Уинсон-Грин». Именно там на пальцах его левой руки появились собственноручно вытатуированные буквы «OZZY».
Когда в 1967 году его новый приятель гитарист Теренс Батлер по прозвищу «Гизер» собрал свою первую группу Rare Breed, игравшую модную в то время психоделию, он позвал Оззи Осборна на роль вокалиста. Гизер так описывал их знакомство: «Я впервые встретился с Оззи, когда он пришёл ко мне домой. Из-за плеча у него торчала щётка для чистки дымоходов, на нем был рабочий комбинезон его отца, к тому же он был босой. Мой брат сказал мне: «Там у двери тебя ждёт какое-то чудо в перьях»».
В 1968 году Осборн и Батлер объединились с гитаристом Тони Айомми и барабанщиком Биллом Уордом в группу, названную ими с подачи переквалифицировавшегося в басисты Батлера, Polka Tulk Blues Band. В составе присутствовали также саксофонист по имени Алан «Ака» Кларк и слайд-гитарист Джимми Филипс, правда, эти двое долго в нём не задержались. Название прямо намекало на стилистику коллектива – блюз, причем, под влиянием The Yardbirds и Джими Хендрикса, это должна была быть его тяжелая версия, хотя порой всё звучало как авангардистский джаз.
Под этим названием группа протянула недолго, выступив всего дважды. Затем имя сократили до Polka Tulk, ещё позже оно превратилось в Earth, к этому времени в составе их оставалось только четверо. Наконец, в августе 1969 года квартет переименовался в Black Sabbath. Парни заметили, как людям нравилось пугаться во время их выступлений, и это вдохновило их на решение играть музыку в стиле тяжелого блюза, пронизанную мрачными звуками и текстами. В октябре они оказались в лондонской студии «Regent Studios», чтобы совместно с продюсером Роджером Бейном записать материал, которого бы хватило на целый альбом.
Ещё со времён Earth, ребята много времени уделяли импровизациям. Впоследствии из этих импровизаций и появилось то, что стало содержанием дебютного альбома группы. Риффы Тони Айомми сыграли сразу более заметную роль, и теперь у них был уникальный персонаж, который отличал их от всех остальных на местном уровне или любой другой группы вокруг, – их фронтмен. Оззи выглядел и звучал особенно, не так как все, и динамика Гизера и Билла окончательно оформила их в звучание, которое никто не мог сравнить с чем-то подобным. Хотя другие группы тоже были близки к этому, именно Black Sabbath приписывают изобретение хэви-метала, когда их мрачный стиль тяжелого блюза породил совершенно новый жанр и множество его ответвлений.
Влияние и вклад Оззи Осборна в музыкальную индустрию неоспоримы, что делает его настоящей живой легендой в сфере рок-н-ролла. Будучи одним из основателей одной из самых влиятельных хэви-металлических групп в истории, этот неоднозначный певец с характерным гулким занудным голосом помог сформировать раннее звучание этого жанра.
У Оззи нет того, что большинство людей назвало бы хорошим вокалом, но он у него подходящий для того, что он поёт. Его напыщенный крик напоминает сверление и обратную связь на электрогитаре, его фразировка не отличается ловкостью, но то, как он звучит так, как никто другой, и есть его суперсила.
Именно в этот период Оззи в шутку дал себе прозвище «Принц Тьмы», намекая на оккультный имидж Sabbath. Как он это комментировал: «Тогда я начал развлекаться, скажем так, до этого момента я был обычным парнем».
Ключевой работой, возвестившей о рождении новых звёзд рока, стал диск «Paranoid». Альбом вышел в Великобритании в октябре 1970 года и занял первое место в чартах, в США он достиг № 12. Здесь блюзовую пентатонику окончательно сменило нечто совершенно новое. В целом второй альбом отличался от первого более заострённым звучанием, сравнительно компактными аранжировками и меньшим количеством продолжительных импровизаций. Позже его назовут «одним из величайших и самых влиятельных альбомов хэви-метала и хард-рока всех времён», который «определил звук и стиль больше, чем любая другая запись в истории рока».
Собственно, с этого второго релиза и начнётся признание и почитание группы по миру, в том числе и в нашей стране. Столь вызывающе дерзкой музыки наш человек еще пока не слышал – столь плотной, громкой, простой и захватывающей, основанной на незамысловатых, запоминающихся риффах, с мощной ритм-секцией и заунывным вокалом акына. А тем самым незабываемым, нагоняющим жути «Гласом из преисподней» для нас отныне будет единственный и неподражаемый Оззи Осборн. Говорят, он на живых концертах часто пел мимо нот и мимо ритма, только, вот, Оззи – один из немногих, кто сумел превратить свои вокальные изъяны в «фишку».
Для большинства фанов тот самый первый период «Саббатов» с Осборном на вокале – восемь первых альбомов в дискографии – и был самым любимым. Да что там, когда я слышу «War Pigs», «Electric Funeral» или «Iron Man», у меня до сих пор пробегают по коже мурашки, и ещё свеж в памяти тот волнительный трепет, когда мы в компании ставили первый раз на проигрыватель свежераспечатанный виниловый пласт «Sabotage».
Конечно, они все там бухали по-чёрному и баловались «веществами», но как показывает опыт других рок-бэндов, грехи вокалистов всегда заметнее, и их чаще делают крайними. Когда 27 апреля 1979 года Тони Айомми выпер его из Black Sabbath, Оззи поначалу растерялся, но благодаря Шэрон Арден (будущей жене и по совместительству личному менеджеру) сумел собраться. Хваткая женщин уговорила его основать новый музыкальный коллектив. Так появился Blizzard of Ozz с экс-басистом из Rainbow Робертом Дэйсли, экс-барабанщиком Uriah Heep Ли Керслейком и гениальным юным гитаристом Рэнди Роадсом. Этот состав выпустил в сентябре 1980-го одноимённый выдающийся альбом.
Так почалась сольная карьера музыканта. Тринадцать студийных альбомов – это вам не кот чихнул. Тут стоит отметить, что у Осборна был магнетический талант притягивать выдающихся гитаристов, и имена некоторых из них впоследствии станут известны на весь мир. Помимо Рэнди Роадса у него играли ещё такие ребята, как Берни Торме, Брэд Гиллис, Джейк Э. Ли, Закк Уайлд, Джо Холмс и Том Морелло, не говоря, уж, о звёздной команде последнего альбома. Как он сам об этом рассказывал:
«Это все равно что ходить по магазинам за новым костюмом. На полках может быть целая коллекция синих костюмов, но только один подойдет вам по вкусу. Здесь нет ритуала, нет формулы. Мне просто повезло, что всем понравился мой вкус в выборе гитаристов».
В 1989 году Оззи Осборн впервые приехал со своей группой в Советский Союз и выступил в рамках «Международного музыкального фестиваля мира» на арене московского стадиона «Лужники». Как он позже вспоминал: «Очень яркое было событие и большой для меня опыт. Я тогда в первый раз приехал в Россию и был очень удивлён, откуда столько людей здесь знают обо мне. Не думал, что они вообще обо мне слышали, и вдруг увидел самодельные плакаты «Я люблю Оззи». Было очень трогательно и большим с моей стороны чувство благодарности за такую любовь».
13 сентября 2010 года «Наш Оззик» снова выступил в Москве во Дворце спорта «Мегаспорт». Он приехал тогда в рамках турне в поддержку нового альбома «Scream». Правда, сет-лист состоял преимущественно из старых композиций периода 70-80-х годов, ну, да это было даже позабористее.
В конце 2011 года Осборн воссоединился с участниками Black Sabbath Тони Айомми и Гизером Батлером для записи их последнего альбома «13» (2013), после выхода которого они вместе отправились в тур под названием «The End Tourruen», который завершился в Бирмингеме в феврале 2017 года. В его рамках в 2014-м музыканты выступили в столичном «Олимпийском». Тогда тоже был аншлаг.
В 2018 году Осборн последний раз побывал в России в рамках прощального тура. Он дал концерты в спортивном комплексе «Олимпийский» в Москве и в Ледовом дворце в Санкт-Петербурге. В ходе визита он подписал именную звезду на Аллее славы в ТРК VEGAS «Крокус Сити» и признался, что очень любит Россию и с удовольствием приедет ещё: «Для меня это большая честь, никогда не думал, что у меня будет именная звезда в Москве… Я люблю Россию и с радостью приеду сюда еще раз». Однако, не случилось…
Работать над предпоследним сольным диском Оззи приступит в 2019 году. В записи ему помогал многочисленный отряд музыкантов – от Элтона Джона и Эндрю Уотта, до Слэша и Тома Морелло. «Ordinary Man» вышел 21 февраля 2020 года, он достиг 3-го места в американском чарте «Billboard 200» и получил положительные отзывы от критиков. Многие посчитали его лучшим альбомом Осборна за многие годы и благосклонно сравнивали его как с ранними сольными работами, так и с Black Sabbath.
26 февраля 2020 года Осборн объявил, что начал работу над следующим релизом с вернувшимся в качестве продюсера Эндрю Уоттом. Кто же знал, что «Patient Number 9» станет последним, что символично – 13-м сольным альбомом маэстро. Релиз получил награду на 65-й ежегодной премии «Грэмми» как «Лучший рок-альбом».
Даже несмотря на иногда проглядывающую фаталистическую перспективу, Оззи звучит на протяжении всего «Patient Number 9» как гиперзаряженный, продолжая маловероятное возвращение, которое он начал на «Ordinary Man», и превосходя этот альбом тем, что больше рискует. Это был масштабный праздник жизни и волшебной силы музыки. Примечательной его особенностью было то, что он собрал целую россыпь великолепных музыкантов – от Джеффа Бека, Тони Айомми и Эрика Клэптона, до Закка Уайлда, Джоша Хомме и Роберта Трухильо.
Ещё Оззи замутил собственный фестиваль «Ozzfest», когда его прокатили в Чикаго с участием в популярном «Lollapalooza». Наряду с «Саббатами» в нём принимали участие такие «тяжёлые» группы, как Judas Priest, Linkin Park, Slayer, Superjoint Ritual, Dimmu Borgir, System of a Down, Korn, Slipknot, Marilyn Manson, Metallica, Godsmack и другие. Как Оззи объяснял тогда: «Шэрон пыталась пригласить меня на «Lollapalooza», но они сказали ей, что, по их мнению, я больше не актуален, что я динозавр. В общем, она сказала, что пошли они…, мы будем заниматься своим делом».
В 2003-м Оззи получил травмы, упав с квадроцикла, что стало причиной отмены концертов; ему вставили металлические позвонки. В 2019 году у него была диагностирована болезнь Паркинсона, а последующее падение дома привело к повреждению позвоночника. К началу 2025 года Осборн уже потерял способность ходить и передвигался исключительно в инвалидном кресле.
Есть артисты, которые ежегодно проводят прощальные туры, и всё никак не могут уйти со сцены. Оззи Осборн не такой. Его финальный концерт, действительно заявленный как «последний» состоялся всего за 17 дней до его смерти. Прошедший 5 июля 2025 года в родном городе Black Sabbath – Бирмингеме, концерт «Back to the Beginning» был объявлен «величайшим хэви-металлическим шоу всех времён», поскольку крупнейшие представители рока и металла собрались на сцене, чтобы почтить память «Принца Тьмы» и собрать деньги для благотворительных организаций.
Название «Back to the Beginning» относится к формированию группы в Бирмингеме, поскольку Осборн настоял на постановке одного заключительного выступления, чтобы «вернуться в место, где я родился». На концерте выступили четырнадцать групп поддержки, в том числе две сборные супергруппы с разными музыкантами и приглашёнными вокалистам. Шоу завершилось сольным концертом Оззи в сопровождении Томми Клафетоса, Майка Айнеза, Закка Уайлда и последним выступлением оригинального состава Black Sabbath.
Осборн царственно восседал в кресле, как на троне, на протяжении всего шоу, и боялся, с его слов, лишь одного – не дотянуть до конца, свалившись замертво. У него получилось! Это было эмоциональное и достойное прощание с музыкальной иконой и настоящим героем рок-н-ролла.
Согласно заявлению семьи Осборнов, Оззи скончался утром 22 июля «в окружении своей семьи, окруженной любовью». Спи спокойно, мы тебя любим за то, каким ты был. И давайте запомним его таким весёлым в окружении друзей-коллег:
☑ Не стеснямся делать комментарии!