Найти в Дзене

П.И. Чайковский. Времена года. 12 месяцев в звуке.

Хоть мы с Сент-Элиасом и огромные поклонники электронной музыки во всех её направлениях, но, как мы иногда говорим- не Жарром единым. В наших наушниках звучит не только электронная музыка, но и джаз, и много другой хорошей и качественной музыки. Разумеется, и музыка, бывшая популярной во времена нашего с ним детства, тоже у нас в плейлистах, с учётом того, что один родился в начале 80-х, а другая-аккурат под середину 90-х.

Ну, и как же без классической музыки? Тому, кто скажет, что классическая музыка-это фуфло, мы открутим голову и скормим тиграм на полдник. Ибо без влияния классической музыки не обошлось даже в электронике. Особенно это касается наших, отечественных классических композиторов. Ну, а кто не знает Петра нашего Ильича Чайковского? Он, на секундочку, является одним из величайших композиторов мира, ярким представителем музыкального романтизма и одним из выдающихся лириков и драматургов-психологов (о как!!!) в музыке, углубившимся в психологический анализ сложных и противоречивых явлений жизни. За свою жизнь он написал немало музыкальных произведений, одних романсов у него аж 104 штуки(продуктивный композитор, однако)...

Мы же с вами разберём его известный фортепианный цикл под названием “Времена года”, состоящий из 12 частей-по числу месяцев в году, разумеется.

Идея цикла и заглавия пьес принадлежали Николаю Матвеевичу Бернарду (1843—1905), издателю журнала «Нувеллист», сыну М. И. Бернарда, с которым Пётр Ильич сотрудничал с 1873 года. Примерно в ноябре 1875 года Бернард посылает Чайковскому заказ на фортепианный цикл. В декабре того же года в журнале «Нувеллист» появляется объявление об издании в следующем году нового цикла пьес Чайковского. О работе над циклом почти ничего не известно, кроме того, что автор приступил к ней в Москве.

При издании в журнале «Нувеллист» пьесы получили поэтические эпиграфы. По-видимому, инициатором этого был Бернард. Неизвестно, знал ли Пётр Ильич заранее о включении эпиграфов и обсуждался ли с ним выбор стихов, но так как все прижизненные издания включали их, композитор так или иначе это одобрил.

Все заглавия пьес были придуманы Бернардом, но к двум из них Чайковский внёс свои дополнения: «Святки» получила подзаголовок Вальс, а «Жатва» — Скерцо. В поздних изданиях П. И. Юргенсона подзаголовки композитора были утрачены.

13 декабря 1875 года началась подготовка первых пьес к изданию (на тот момент были готовы две из них). Пьесы Чайковского открывали каждый номер, кроме сентябрьского, в котором журнал открывала «Сербская походная песня» в переложении для фортепиано композитора В. И. Главача, что было откликом на антитурецкое восстание в Герцеговине. В конце 1876 года Бернард выпустил пьесы отдельным сборником с заглавием «Времена года». Здесь общее название цикла употреблялось впервые и было дано опять-таки Бернардом. На обложке были изображены 12 картинок.

Ну что ж, предысторию узнали, а теперь принимаемся за разбор моих впечатлений от этого цикла, ибо если разбирать конкретно его и по-серьёзному, то: 1) я в консерватории не училась, у меня чуть другая специализация; 2) классика-это классика, и она на века, и тут уж никак не поспоришь... Как сказал однажды Гагарин-поехали...

Январь. У камелька. Ну, точней, у камина. Даааа, самое оно-под такую мелодию улечься возле камина с кружечкой чего-нибудь горячего... Особенно после активной дневной движухи на новогодних каникулах... Меня бы от изобилия тепла и умиротворённости давно бы вырубило, и дрыхла бы я без задних ног, ну ей-богу...

Февраль. Масленица. В «Масленице» композитор изображает сцены народного гулянья, веселья и задора. Уж оно-то и видно... ой, то есть-слышно...и разумеется, должны прилагаться ко всему этому всеобщему веселью многочисленные стопки вкусных, ароматных, горячих блинов...держите меня, а то я сейчас ноутбук съем...

Март. Песнь жаворонка. Чик-чирик, однако...или что там говорят жаворонки? А впрочем, неважно...главное-они прилетели, они поют, а вместе со своими песнями они принесли долгожданную весну! И всё к ней прилагающееся-и тепло, и солнце, а кому-то-и любовь, и такое бывает...

Апрель. Подснежник. А тут у нас цветут подснежники, да ещё как цветут... Смотреть можно, нюхать-осторожно, а вот собирать- ни-ни. Ибо подснежники занесены у нас в Красную книгу...так что- берегите природу...

Май. Белые ночи. А где у нас в России белые ночи? И все сразу же вспомнят про “Город белых ночей”-Санкт-Петербург(блин, мечтаю когда-нибудь съездить в Питер...) Красиво, однако...и, наверное, фиг уснёшь в такие ночи...

Июнь. Баркарола. Баркарола-это песня гондольеров (лодочников) в Венеции(однако, занесло Петра нашего Ильича, из Питера-прямо сразу в Венецию), в ряду источников упоминается как гондольера; также это характеризуется как инструментальное или вокальное произведение лирического характера в стиле такой песни. И плывёшь себе по волнам вод Венеции в гондоле, и смотришь на величественный и одновременно задумчивый город...

Июль. Песнь косаря. Однако, ловко косит косарь, судя по задорности мелодии... Интересно, а как много можно накосить травы под сено за полторы минуты?

Август. Жатва. Полным ходом жатва, однако. Кажись, урожай под такой интересный мотив насобирают знатный...будет что зимой покушать народу...

Сентябрь. Охота. На кого охотимся, господа? На лис, али на волков? Впрочем, самое главное-чтобы и лошади, и борзые были отменными...

Октябрь. Осенняя песнь. Лирично, однако... Впрочем, что же вы хотите-это же осень... Однако осень-это ведь не всегда грусть-печаль, у кого-то и день рождения осенью. Хотя...кто мы такие, чтобы спорить с общепризнанным классиком?

Ноябрь. На тройке. Русская тройка-это что-то с чем-то, судя по весёлому и задорному мотиву и моему личному опыту-имеется в виду, то бишь, лицезрение упоминаний об этом в различных художественных произведениях, посвящённых нашей широкой и необъятной Родине...

Декабрь. Святки. Святки- это славянский народный праздничный комплекс зимнего календарного периода, состоящий из двенадцати праздничных дней «от звезды и до воды», то есть от появления первой звезды в канун Рождества и до крещенского освящения воды. В некоторых районах Полесья к Святкам относят ещё полтора дня после Крещения, то есть 7 (20) января (Зимний свадебник) и половину дня 8 (21) января, который называется Розданный день, поскольку он приходится на тот же день недели, что и Рождество. В христианской же традиции — время с Рождества Христова до Крещенского Сочельника. Дааааа, под такую спокойно-задорную мелодию несложно представить себе празднование Святок...

Да, не зря Пётр Ильич сочинил всё это великолепие, ох не зря... Мало того, что этот цикл до сих пор, даже спустя сто с гаком лет, слушают и переслушивают многие с превеликим удовольствием в исполнении многих известных пианистов, так ещё и суют во всякие фильмы-мультфильмы и иже с ними... Классика неубиваема, особенно русская, а кто с нами не согласен-тот просто-напросто ЛО-ПУХ. (Есть у меня слова и покрепче, но я не буду их употреблять в силу своего воспитания и факта, что нас могут читать и дети)