Вижу, опять цифровая смута поднялась: тиктокеры в унитазы орут, блогеры в навозе валяются, торгуют псовыми челюстями! Всё тот же «демон Скаротолив», что и в 90-х, и в позапрошлом веке! Эх, история – не учительница, а надзирательница: бьёт дубинкой невнимательных по башке. Давайте же копнём поглубже лопатой разума в навозную кучу заблуждений. Если кушаете, то остановитесь. И не говорите потом, что дед не предупреждал!
Глава 1. «Страшная Быль» из Глубин Времён
Представьте, внуки: X столетие. Русь крестится, но в дремучих лесах у Вышгорода ещё шепчут старые боги... и не только они. Вот жрец Пантелеймон, дрожа от страха да комаров, скрипит пером по пергаменту при свете сальной вонючей свечи. Он пишет не молитву, а кошмар!
Кто есть Скаротоливъ?
«Бесъ сквѣрнородный, ємѧ же Скаротолѣвъ, ꙗ҆влѧѥтъ сѧ ꙗ҆ко хѫма гноѥмъ кѫпѧща сѧ, рогъ ꙗ҆коже навозьнаѥго жѫка, ꙗ҆зыкъ же ємѫ лопатѫ гребꙋчаѥ... вѫниѥ ѿ негѡ ꙗ҆кѡ ѿ трѹпа пѧтъ днии на пожарѣ лежаща...»
(Перевод для неучивших церковнославянский: Тварь, похожая на кучу кипящего дерьма, с рогом навозного жука, с языком-лопатой золотаря... воняет, как труп, пять дней пролежавший на пожарище...). Феерия!
Ритуал вызова:
- Время: Ночь, когда «мѣсѧць Ꙃміємь пожранъ» (луну змей проглотил – затмение).
- Место: «Мѣсто поганое, идѣже трава не растѧше, а пьѧвици смрадъныѧ кипѧтъ» (Место проклятое, где трава не растёт, а вонючие пиявки/личинки кишат).
- Реквизит:
«Три челюсти псова, въ гноищѣ лежаша лѣтъ седмь» (Три собачьи челюсти, 7 лет мариновавшиеся в навозе.
«Ѧице червиво ѿ кокоши бѣсноватыѧ» (Яйцо с червями от курицы бешеной. Где такую курицу взять? Видимо, у соседки-ведьмы).
«Сосꙋдъ скльзъкъ смолѧнъ, пьлнъ водꙑ болотныѧ, ꙁѡлѡю ѿ триꙁнꙑ» (Смоленый скользкий сосуд с болотной водой, смешанной с пеплом от погребального костра). - Действо:
Очертить круг смолой и пеплом мертвеца (чтоб гадость не разбежалась).
«Поꙃѧжь на зѧбь» – Встать коленками прямо в навоз! (Видимо, чтоб не стереть их).
Лицо покрыть козлиной шкурой (чтоб не узнали соседи и другие демоны).
Орать трижды, надрывая глотку:
«Ꙃѣѥ! Скѫдѫ! Скаротолѣвѫ! Иꙁиди ѿ безднꙑ гноѥмь кипѧщѧѧ! Пріиди, ꙗ҆ко пьѧвица въ бреꙃъ рѣчьныи! ... Аꙁъ же єсмь рабъ твои вонѭчіи!»
(Змей! Гниль! Скаротолив! Выйди из бездны, где кипит дерьмо! Приди, как пиявка к болотной тине! ... Я твой вонючий раб!). Псовьи челюсти, похоже, в дар демону. - Проклятие для нарушителей инструкции:
«Дѫхъ твои иꙁидеть съ рвотѭ лютоѭ!» (Дух твой выйдет с жестокой рвотой!).
«Ѩсти же не возмѫщеши ничѧсоже, тъкмѫ гноѭ сѧ насꙑтиши!» (Есть не сможешь ничего, кроме навоза!).
И финал: «Да постигнетъ тѧ скорвь... и дѣдѹ твоемѹ вѧдромѹ!» (Чесотка тебе... и твоему деду ведро поноса! Вот оно, истинно народное проклятие!).
Жрец Пантелеймон, видимо, дописав, тяжело вздохнул и подумал: «Ну и зачем я это создал?».
Глава 2. Арсений Верещагин: Учёный Муж, Поддельщик и Жертва Собственной Аферы (Санкт-Петербург, 1883 г.)
А теперь, внучата, перенесёмся в век пара и прогресса, в столицу империи – Санкт-Петербург. Здесь молодой, честолюбивый, но слегка неудачливый учёный Арсений Верещагин (не путать с Василием, баталистом!) кипел от обиды. Он проиграл научный диспут маститому академику Веселовскому о недостатке свидетельств «тёмной», дохристианской магии у славян. Карьера трещала по швам! И тут... озарение!
Рождение Мистификации:
Верещагин был не дурак: начитан, знал древние языки, фольклор. Он решил создать то, чего так не хватало науке – жуткий, «подлинный» языческий текст! В тиши кабинета, под треск дров в камине и ворчанье пустого желудка, он творил:
- Достал старый пергамент
- Искусно слямзил церковнославянскую вязь, но... накосячил! (Об этом ниже).
- Взял народные байки про чертей-вонючек, приправил натурализмом из Гоголя («Вий»: «Пахнет, как от мёртвого тела, что три дня на солнце лежало» -> его «трѹпъ пѧтъ днии...»), добавил щепотку похабного юмора («деда ведром»).
- Слепил демона из навозной кучи, жучьего рога и лопаты золотаря. Гениально просто! Кто ж поверит, что это выдумка?
- Легенда: Нашёл в развалинах капища близ Вышгорода. Ох, уж эти «развалины» – вечная пристань фальшивок!
«Находка» всколыхнула общество! Газеты трубили, коллеги ахали, Верещагин купался в лучах сомнительной славы. Но... проклятие «древнего текста» сработало!
Расплата:
Верещагин САМ ПОВЕРИЛ в свою подделку! Его стали преследовать видения:
- Черви в чернильнице!
- Шевеление в каминной золе – «Это он! Скаротолив!»
- Запах тления преследовал его повсюду.
Он запирался в кабинете, надевал козлиную шкуру (ритуальный реквизит!), бормотал заклинания, пытаясь «задобрить» или «изгнать» собственное порождение. Кончилось плохо: ученого нашли в полном помешательстве, он срывал обои, рисуя на стенах навозом рогатые кучи, и выкрикивал что-то про «Ведро! Дёготь! Не могу!». Умер в лечебнице для душевнобольных. Ирония судьбы?
Глава 3. Разоблачение: Как учёные мужи фальшивку клещами науки вытащили на свет божий
А теперь, птенцы, главный фарш этой котлеты! Как старые воробьи раскусили зерно подделки? Не верьте байкам про «учёных-заговорщиков»! Истина любит свет, как таракан – щель. Вот железобетонные доказательства:
🔍 1. Лингвистическая Экспертиза: Слово – не Воробей, Вылетит – Поймаем!
- «Скаротоливъ»:
«Скаредъ» в ДРЕВНЕМ церковнославянском значило «скупой», «жадный», а НЕ «гниль», «навоз»! Значение «нечистоты» появилось гораздо позже, в просторечии. Верещагин поторопился!
«Толѣти» – «тлеть», «разлагаться», но НИКОГДА не использовалось для именования духов или демонов! Так могли сказать про пропавшую репу в погребе, но не про владыку преисподней! - «Ѧице червиво»:
Грубейшая ошибка! Правильная древняя форма – «аице чрьвево» или «ꙗице чрьвьноѥ». Верещагин смешал формы из разных эпох и диалектов, как слепой повар суп солит. Специалист бы сразу охнул! - «Скорвь» (чесотка):
Это слово фиксируется только с XVII века! В X-XI вв. чесотку называли «свѣрбь» или «короста». Анахронизм! - «Вѧдромѹ» (ведром):
Использование слова «ведро» в контексте диареи – чисто народный, причём довольно поздний (XIX в.) похабный эвфемизм. Для «древнего» текста неприлично и неисторично! «Срамъ!» – как сказали бы предки. - Весь стиль: Слишком вычурный, нарочито «древний», перегруженный сложными оборотами. Настоящие древние заговоры (берестяные грамоты!) лаконичны и практичны. Это стилизация под старину, характерная как раз для XIX века, когда все баловались «готикой» и «таинственной стариной».
🔬 2. Радиоуглеродный Анализ и Химия: Не Обманешь – Не Продашь!
- 1991 год. Ученые мужи, вооружившись приборами точнее дедушкиного секундомера, исследуют пергамент и чернила «гримуара». Результат?
Пергамент: Радиоуглеродное датирование чётко указало на 1870-1885 гг. (погрешность ±10 лет). Никакого X века!
Чернила: Найдены следы анилиновых красителей! А это – химия второй половины XIX века (первый синтетический анилин получен в 1856 г.). В X веке писали сажей, охрой, железистыми чернилами на основе дубильных веществ – они бы давно выцвели или изменили цвет иначе! Анилин же – как паспортный штамп XIX столетия. Верещагин попался!
📜 3. Исторические и Культурные Несуразицы: Шито Белыми Нитками!
- Круги из смолы и пепла: Это чисто европейская (западная) традиция гримуаров, типа «Ключей Соломона». Славянские волхвы, кудесники использовали природные материалы: травы, круги из веток или камней, огненные и дымовые обряды. Смола же для очерчивания круга – это не по-нашему!
- Сбор и использование погребального пепла (золы от тризны): Язычники-славяне сжигали умерших (крада), но пепел развеивали, зарывали или спускали по реке – НЕ СОБИРАЛИ ДЛЯ РИТУАЛОВ! Это противоречит самой сути обряда перехода в мир предков.
- Образ «Дерьмодемона»: В славянской мифологии нет и близко аналогов! Бесы, лешие, водяные, кикиморы – связаны с природными стихиями, лесом, водой, домом, а не с экскрементами! Концепт «демона грязи и разложения» как отдельной могущественной сущности – это больше европейская средневековая демонология (типа демона Стеркутия у римлян). Верещагин явно перечитал западных оккультистов!
- Столь детализированный и натуралистичный ритуал: Для раннего средневековья (X в.) это нехарактерно. Тексты тогда были кратки, символичны, устная традиция преобладала. Такая многословная «инструкция» – продукт письменной культуры более позднего времени.
Вывод Разоблачителей (во главе с Н. Заозёрским в 90-х): Текст – ФАЛЬШИВКА! Искусная, но фальшивка. Создана Арсением Верещагиным между 1875 и 1885 годами с целью прославиться, отомстить оппонентам в науке и подзаработать (рукопись-то продал Императорской библиотеке за немалые деньги!).
Глава 4. Эпидемии Глупости: От 90-х до ТикТока – Как Дерьмо Всплывает Раз За Разом
И вот, внуки, самое печальное и смешное одновременно. Когда в 1991 году учёные во все трубы трубили о фальшивке, народ взвыл пуще прежнего! «Учёные всё скрывают!», «Настоящее знание запрещают!». Знакомая песня? Истерия вспыхнула с новой силой:
- Пермь, 1992: Мужик по имени Геннадий, уверовав в «истинность ритуала», полез в колхозную выгребную яму за «первозданным гноем». Задохнулся метаном. Трагично и глупо.
- Иваново, 1993: Бабушка Мария Семёновна уверовала, что «Скаротолив в её кишках сидит». Лечилась клизмами с заговорами из журнала «Оракул». Попала в больницу с тяжёлым отравлением и нервным расстройством.
- Москва, 1994: Кооператив «Волшебный Гной» (директор – бывший инженер-химик!) продавал мешки «особого, заряженного Скаротоливом навоза» за баснословные деньги. Оказалось – обычный свиной помёт, иногда с добавлением ржавых гвоздей «для энергетики». Разоблачён, но бабла срубил!
- Киев, 1995: Секта «Апостолы Чистого Гноя» проводила мессианские ритуалы под трубами ТЭЦ, умываясь и умащиваясь отходами. Их гуру, (читать правильно!) «Великий Гноевед», вещал о «Скаротоливе как боге экологического возмездия». Разогнана милицией.
А что сегодня, внучата? То же самое, только в смартфоне! Цикл дерьмовой истории замкнулся:
- Ритуал «упростился» до идиотизма:
Челюсти пса? Да хомяка сдохшего хватит! Или кость курицы из KFC!
Навоз? Лужа сойдёт! Или унитаз!
Беззвёздная ночь? Любое тёмное место!
Кричать заклинание? Хештег #Скаротолив в ТикТок! 4 миллиона просмотров! - Новые «жертвы»:
Тиктокеры, обмазывающиеся шоколадной пастой ради лайков.
Шарлатаны, продающие «магический навоз» и «ритуальные челюсти» онлайн.
Впечатлительные души, верящие, что демон вселился в них после несварения желудка.
Парадокс? В 1991-м винили «дикие 90-е», «кризис сознания». А теперь? «Тупые зумеры!» БРЕХНЯ! Проблема не в поколениях, а в ВЕЧНОЙ СЛАБОСТИ ЧЕЛОВЕКА: верить в простое объяснение сложного, искать магию вместо знаний, поддаваться стадному безумию. Дерьмо всплывает – всегда и везде. (Иронично)
Эпилог: Мудрость и ведро здравого смысла
Ну что, птенцы, прояснилось в головах? Скаротолив – не демон X века. Это – ФАНТОМ. Призрак, порождённый тщеславием неудачливого учёного, подхваченный человеческой глупостью, раздутый жаждой сенсаций и лёгкой наживы. Он живёт не в болотах, а в мутных водах нашего невежества и доверчивости.
Запомните дедовы заветы:
- Настоящая Магия – это ЗНАНИЕ. Читайте книги, учите историю, думайте критически. Сомнение – лучшее противоядие от чуши. Волшебная палочка – это карандаш в руках умного человека.
- «Древние Гримуары» ищите не в навозе, а в архивах и библиотеках (лучше – в научных, с рецензиями!). И помните: 90% «сенсационных находок» – липа, как дерево.
- Циклы глупости неизбежны? Может быть. Но каждый из ВАС может разорвать этот порочный круг! Не поддавайтесь стаду. Включайте мозг, прежде чем кричать в унитаз или лезть в выгребную яму.
И помните главное: Жизнь – сложная штука. Иногда она и правда – дерьмо. Но винить в этом нужно не мифического «дерьмодемона», а реальные проблемы: лень, глупость, жадность, несправедливость. Боритесь с ними, а не с фантомами из навоза!
Ваш всегда бодрый и немного ехидный,
Дедушка Нерон.