Найти в Дзене
История искусств

Как Ренуар превратил краску в радость и почему это работает уже 140 лет?

Закрой глаза на секунду. Представь парижский сад в июле: свет, скользающий по листве, смех — звенит, будто бокалы вина чокнулись. А теперь представь, что всё это вдруг заиграло мазками розового, охры, голубого. Переливается, как солнечные блики на воде. Чувствуешь тепло? Вот так выглядит мир Пьера Огюста Ренуара. Знаете, что интересно? Он никогда не утверждал «мои картины – радость», но фраза у него есть:
«Почему искусство не может быть прекрасным? Есть достаточно неприятного в мире».
И правда — зачем таскать мрак на холст, если его и так хватает за окном? Почему радость стала главным мотивом? И в чем секрет цвета, от которого невозможно оторваться даже спустя полтора века? Эту фразу Ренуара до сих пор цитируют — как ответ критикам, которые называли импрессионизм «поверхностным». Он писал сцены, где нет трагедии: «Бал в Мулен де ла Галетт» (1876), «Завтрак гребцов» (1881), «Качели» (1876).
Танцы, солнечные пятна, лица, в которых живёт мгновение. И это не наивность, как кто-то думает
Оглавление

Закрой глаза на секунду. Представь парижский сад в июле: свет, скользающий по листве, смех — звенит, будто бокалы вина чокнулись. А теперь представь, что всё это вдруг заиграло мазками розового, охры, голубого. Переливается, как солнечные блики на воде. Чувствуешь тепло? Вот так выглядит мир Пьера Огюста Ренуара.

Знаете, что интересно? Он никогда не утверждал «мои картины – радость», но фраза у него есть:
«Почему искусство не может быть прекрасным? Есть достаточно неприятного в мире».
И правда — зачем таскать мрак на холст, если его и так хватает за окном?

Почему радость стала главным мотивом? И в чем секрет цвета, от которого невозможно оторваться даже спустя полтора века?

«Есть достаточно неприятного в мире…»

Эту фразу Ренуара до сих пор цитируют — как ответ критикам, которые называли импрессионизм «поверхностным». Он писал сцены, где нет трагедии: «Бал в Мулен де ла Галетт» (1876), «Завтрак гребцов» (1881), «Качели» (1876).
Танцы, солнечные пятна, лица, в которых живёт мгновение.

И это не наивность, как кто-то думает, а выбор. Живопись, по его убеждению, должна дарить ощущение счастья. Ренуар сознательно отвергал темы войны и страдания, которыми были набиты залы академической живописи XIX века.

-2

Первый взгляд: «Завтрак гребцов»

Честно, я помню, как впервые увидела эту картину в Орсе. Стояла и думала: «Ну всё, время застыло». Композиция простая: друзья Ренуара на террасе ресторана «Мезон Фурнез» на Сене.
Но как там работает свет! Сквозь парусиновый навес ложатся пятна солнца. Платья девушек — розовые, голубые, будто дышат. Лица мягко светятся.

И знаете, чего там нет? Жёстких контуров. Тени тревоги — тоже нет. Всё живое. Всё как будто шепчет: «Дыши».

-3

Почему радость?

Может, потому что Ренуар родился не в роскоши. Бедная семья, работа с детства: сначала фарфоровая фабрика, потом роспись штор и вееров. Он знал лишения, но писал:
«Почему искусство не может быть красивым?»

Для него красота — не понты. Красота — это повседневность: смех на балу, румянец на щеке, бокал вина, блестящий на солнце.
(Вот тут я прямо замираю: простота, а смотришь — мурашки по коже.)

Секрет цвета Ренуара

Почему его краски живые спустя 140 лет? Смотрите:

  • Яркие пигменты
    Во второй половине XIX века появились новые краски. Ренуар пользовался ими на полную:
    1. Ультрамарин (доступный синтетический, ура прогрессу!).
    2. Кадмий желтый, кадмий красный — тёплые, насыщенные.
    3. Кобальтовый синий, изумрудно-зелёный.
  • Светлый грунт
    Он писал на белом или чуть тонированном холсте. За счёт этого краска «светилась изнутри».
  • Оптическое смешение
    Цвета рядом, не растёртые до каши. Глаз сам «смешивает», и картина вибрирует.
  • Черный? Миф!
    Говорят: «Импрессионисты не брали чёрный». Брехня. Ренуар брал — для акцентов. Даже шутил:
    «Я сорок лет открывал, что королева всех цветов — чёрный».
  • Тёплое и холодное — в дуэте
    Золотистый свет на платье и голубая тень рядом. За счёт этого ткань «дышит», кожа будто теплеет.

Женщины Ренуара

Он писал не статуи, а живых. «Купальщицы» (1918) — гимн телесности. Кожа переливается, формы мягкие.
И знаете, что удивляет? В письмах Ренуар не кричал о «культе тела». Просто видел в женщине радость жизни.

-4

Болезнь и работа

В 1892-м у Ренуара начался ревматоидный артрит. К 1900-м суставы деформировались, кисть приходилось привязывать к руке.
И вот цитата, от которой сжимается горло:
«The pain passes, but the beauty remains» — «Боль пройдёт, красота останется».

Даже в последние годы, когда писать было пыткой, он создавал картины, полные света. Ни одной мрачной работы. Это — сила.

Почему его картины до сих пор «работают»?

Открой «Бал в Мулен де ла Галетт». Люди танцуют в саду, солнечные блики на платьях. Даже через экран ты чувствуешь лёгкость, будто музыка идёт откуда-то издалека.

Психологи сейчас говорят: тёплые цвета успокаивают. Ренуар это делал интуитивно, за сотню лет до нейробиологии.

-5

Три картины, которые нужно увидеть

Помимо тех работ, что я уже показала вам выше, хочу показать ещё знаковые произведения Ренуара.

«Две девушки за пианино» (1892) — уют и музыка на кончиках пальцев.

-6

«Портрет Жанны Самари» (1878) — живое лицо, в котором светится радость.

-7

«Лягушатник» (1869) — Сена, лодки и лёгкость будущего импрессионизма.

-8

Ренуар не писал на раме слово «радость». Но она там. В каждом мазке. Его философия проста: если мир полон мрака, зачем тащить его на холст?

Секрет Ренуара — не только в чистых пигментах. Он в умении видеть красоту в простом: в улыбке, бокале вина, свете на платье.
И вот это — прямо душегрейка, честное слово.

А теперь скажите: Какая из картин Ренуара ближе вам? Верите, что цвет меняет настроение? Хотите, расскажу, почему Ренуар поссорился с импрессионистами? Пишите. Правда интересно.

Спасибо, что дочитали, мне очень приятно. Если понравилось – присоединяйтесь к нашему сообществу любителей прекрасного, интригующего и захватывающего. Дальше будет только интереснее!