Найти в Дзене
Книжная башня

Остров загадок, или "Волхв" Джона Фаулза

КНИГА В СПИСКАХ: Толстый многословный роман английского классика-постмодерниста Джона Фаулза «Волхв» (второе название «Маг») - сложный текст. И тому есть множество причин, первая из которых, конечно, это объем текста, причем написанного не самым легким слогом. Николас Эрфе, молодой эгоистичный англичанин, прибывает из Англии на греческий остров Фракос, чтобы поработать в местной школе учителем. Вскоре он узнает, что на холме в уединении одинокого дома живет таинственный человек по имени Кончис. Парня одолевает любопытство и вот он отправляется на вершину острова, чтобы встретиться с магом… О романе можно рассуждать много и плодотворно, поскольку текст относится к треклятому направлению постмодернизма, который играет жанрами и готовыми литературными формами, как пьяный жонглер-клоун в цирке шарами. Постмодерн не создает ничего нового, но интерпретирует старое так, что кажется, будто перед вами оригинальная картинка, свежая, удивительная. Странно манящая, дающая возможность для размышлен

КНИГА В СПИСКАХ:

200 лучших книг по версии BBC
Книжная башня4 января

Толстый многословный роман английского классика-постмодерниста Джона Фаулза «Волхв» (второе название «Маг») - сложный текст. И тому есть множество причин, первая из которых, конечно, это объем текста, причем написанного не самым легким слогом.

Николас Эрфе, молодой эгоистичный англичанин, прибывает из Англии на греческий остров Фракос, чтобы поработать в местной школе учителем. Вскоре он узнает, что на холме в уединении одинокого дома живет таинственный человек по имени Кончис. Парня одолевает любопытство и вот он отправляется на вершину острова, чтобы встретиться с магом…

О романе можно рассуждать много и плодотворно, поскольку текст относится к треклятому направлению постмодернизма, который играет жанрами и готовыми литературными формами, как пьяный жонглер-клоун в цирке шарами. Постмодерн не создает ничего нового, но интерпретирует старое так, что кажется, будто перед вами оригинальная картинка, свежая, удивительная. Странно манящая, дающая возможность для размышления и интерпретации. Такие дела. Та же история и с «Волхвом», где Фаулз с английской обстоятельностью описывает похождения молодого Орфея, которому предстоит испытать почти психоделические мистерии, проистекающие из древнегреческого мифа: Эрос и Танатос, дионисийство и аполлонизм. Миф выступает в роли циркового шарика, писатель кидает его в воздух перед нашим носом – хлоп! И мы в капкане.

Погружаясь в странный мир этого острова, читатель в шкуре молодого англичанина как бы знакомится с хозяином дома Кончисом, который излагает свою простую элегантную жизненную философию. Все на этом острове окутано тайной, и чем больше юному герою хочется узнать, в чем же дело, тем, кажется, строже стерегут секрет его хранители. Таким образом, весь сюжет и интрига произведения строится на интересе узнать, что ожидает Николаса в конце, сможет ли он вообще вернуться на родину или утонет в древнем и юном мире Эллады безвозвратно. Действительно, обитель Кончиса со временем приобретает сакральное значение ловушки, лабиринта Минотавра, отражений и снов, в которых легко заблудиться и пропасть без вести.

Текст долгий, с многочисленными громоздкими абзацами, с пространными многостраничными диалогами, описаниями природы и людей. Поначалу он кажется скучным, но если читатель поймает определенную ритмику и динамику сюжета, чтение покается ему значительно легче, а финал так и вообще подкрадется незаметно.

Наряду с «Коллекционером», «Волхв» считается в библиографии Фаулза одним из лучших его творений, и в принципе заслуженно. Но специфика текста, пронизанного эротизмом и энигматическими мотивами, делает роман доступным далеко не для каждого читателя.