Перегруженность европейских портов и сезонный спрос поддерживают цены, однако растущий флот постепенно снижает давление
На направлении Азия – Северная Европа ставки к началу июля 2025 года достигли $3 560/FEU, что на 50% выше, чем в конце мая, но все еще далеко от пиковых $8 500/FEU в 2024 году, пишет Freightos. Судоходные компании по-прежнему отправляют суда в обход Африки через Мыс Доброй Надежды, что увеличивает сроки доставки и операционные расходы.
История вопроса:
Перегруженность европейских портов и сезонный спрос поддерживают цены, однако растущий флот постепенно снижает давление. Необычным для пикового сезона стало решение перевозчиков увеличить число отмен запланированных рейсов (blank sailings) и сократить сервисы – явный признак нестабильности рынка, считают аналитики Freightos.
На средиземноморском направлении, менее подверженном влиянию кризиса в Красном море, ставки с середины июня 2025 года упали на 20%, подтверждая, что емкость флота становится ключевым фактором ценообразования. Эксперты Freightos ожидают, что до конца 2025 года судоходным компаниям придется мириться с повышенными страховыми взносами и удлиненными маршрутами.
С середины июня 2025 года тарифы на контейнерные перевозки на маршруте Азия – Западное побережье США резко снизились с $6 000/FEU до $2 390/FEU, а на маршруте Азия – Восточное побережье – до $4 900/FEU (на 30% ниже июньского пика). Основная причина – завершение цикла «ажиотажного» импорта перед августовскими тарифными дедлайнами и переизбыток судов, введенных в эксплуатацию ранее.
Напомним, 7 июля 2025 глда администрация США продлила мораторий на новые тарифы для 14 стран до 1 августа, но четко дала понять – дальнейших отсрочек не будет. Уже в начале августа вступят в силу 30%-ные пошлины на товары из ЕС и Мексики, а за ними могут последовать 35%-ные сборы на канадский импорт. Китай оказался в отдельной категории: его тарифное соглашение истекает 12 августа. На этом фоне многие компании, стремясь избежать роста затрат, нарастили поставки в июне и начале июля, отмечает Freightos.
Однако этот ажиотажный спрос привел к перегрузу мощностей, и сейчас перевозчики вынуждены балансировать между избытком контейнеров и попытками удержать тарифы. Они уже начали отменять запланированные повышения ставок (GRI) и сокращать надбавку, которую взимают в пиковый сезон (Peak Season Surcharges). Помимо этого, некоторые операторы уже выводят суда из эксплуатации, пытаясь стабилизировать цены.
После майского решения США отменить льготный лимит в $800 для китайских товаров объемы авиаперевозок снизились. Глобальные ставки упали на 7% в годовом выражении. На направлении Китай – Европа цены снизились на 12% до $3,35/кг из-за перераспределения фрахтовых мощностей. В то же время ставки Китай – США остались на уровне $5,57/кг благодаря жесткому контролю предложения.
Конфликт в ближневосточном регионе в июне привел к временному закрытию воздушного пространства, что вызвало краткосрочный скачок ставок: перевозки в Северную Америку подорожали на 30%, в Европу – на 25%. Однако к концу месяца цены начали корректироваться, указывая на постепенное восстановление нормальных маршрутов, отмечает Freightos.
До августа логистический рынок останется в напряжении: 1 августа истекает мораторий на тарифы для большинства стран, а 12 августа – временное соглашение с Китаем. Однако повторения резкого скачка ставок, вероятно, не произойдет – многие импортеры уже сделали ранние закупки.
Основной тренд второй половины года, по мнению Freightos – контроль мощностей и постепенная стабилизация цен. Так как повторения резкого скачка ставок, вероятно, не произойдет, считают эксперты. Ведь многие импортеры уже сделали ранние закупки
Напомним, в марте 2025 года стоимость доставки 40-футового контейнера из Шанхая в Москву через порты Дальнего Востока упала в цене на 35% по сравнению с IV кварталом 2024 года. Транзитные сроки также улучшились на 15%. LR