Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

В РЖД рассказали, что будет с «Сапсанами» и «Стрижами»

Вокруг будущего «Стрижей» и «Сапсанов» сгущаются тучи неопределенности. В интервью РИА Новости заместитель генерального директора РЖД Иван Колесников откровенно признал: пока не решено, что делать с составами Talgo и «Сапсанами» после запуска ВСМ Москва – Санкт-Петербург. Проекты, когда-то символизировавшие технологический прорыв, теперь нуждаются в переосмыслении, ремонте или вовсе списании. Начнем с «Стрижей». Эти составы Talgo 250 RUS испанского производства были закуплены в 2014 году – с прицелом на маршрут Москва – Киев, который в итоге так и не заработал. Тогда у РЖД было много амбиций: поезда с уникальной компоновкой, легкой конструкцией, наклоняющимся кузовом и комфортом европейского уровня должны были перевернуть представления о дальних путешествиях. В результате «Стрижи» немного походили по международным маршрутам и поработали внутри России, пока в 2022 году испанский производитель не отказался от сотрудничества с РЖД. По словам Колесникова, производитель повел себя «не по-п
Оглавление

Вокруг будущего «Стрижей» и «Сапсанов» сгущаются тучи неопределенности. В интервью РИА Новости заместитель генерального директора РЖД Иван Колесников откровенно признал: пока не решено, что делать с составами Talgo и «Сапсанами» после запуска ВСМ Москва – Санкт-Петербург.

Проекты, когда-то символизировавшие технологический прорыв, теперь нуждаются в переосмыслении, ремонте или вовсе списании.

«Стрижи» научатся чинить или продадут

Начнем с «Стрижей». Эти составы Talgo 250 RUS испанского производства были закуплены в 2014 году – с прицелом на маршрут Москва – Киев, который в итоге так и не заработал.

Тогда у РЖД было много амбиций: поезда с уникальной компоновкой, легкой конструкцией, наклоняющимся кузовом и комфортом европейского уровня должны были перевернуть представления о дальних путешествиях.

В результате «Стрижи» немного походили по международным маршрутам и поработали внутри России, пока в 2022 году испанский производитель не отказался от сотрудничества с РЖД.

-2

По словам Колесникова, производитель повел себя «не по-партнерски», фактически прекратив техническую поддержку. А поскольку большая часть компонентов поезда была иностранного происхождения, эксплуатация «Стрижей» стала невозможна.

Поезда были окончательно выведены из обращения весной 2022 года. Сейчас, как сообщил замглавы РЖД, рассматриваются варианты, что можно сделать с оставшимися составами: либо найти способ их дооснащения и возобновления работы, либо продать.

Куда пойдут «Сапсаны»

Что же касается «Сапсанов», то ситуация тоже далека от ясности.

Ввод ВСМ между Москвой и Петербургом, запланированный на 2028 год, фактически вытеснит эти поезда с их основного маршрута.

Правда, в том, что ВСМ построят вовремя есть много сомнений, но исходим из того, что планы реализуются.

Бывший министр транспорта РФ Роман Старовойт ранее говорил: «Скорее всего, новый высокоскоростной поезд заменит "Сапсан" на данном маршруте».

-3

Старовойт предложил запускать «Сапсаны» в Нижний Новгород, Воронеж, Белгород. Но есть проблема: из 20 «Сапсанов» у РЖД только четыре являются двухсистемными и могут работать как на постоянном, так и на переменном токе.

Остальные 16 – односистемные и не смогут двигаться по ряду участков новых маршрутов без дорогостоящей модификации.

Полностью электрифицирован постоянным током только маршрут до Белгорода.

Колесников, говоря о судьбе поездов, назвал и другие маршруты.

«В настоящее время мы рассматриваем несколько вариантов маршрутов: Москва – Минск, Москва – Нижний Новгород, Москва – Воронеж. Этот подвижной состав без работы не останется», – пообещал Колесников.

Памяти «Стрижа»

Но если «Сапсаны» еще долго будут кататься между Петербургом и Москвой, то о «Стрижах» пассажиры вспоминают с ностальгией.

«Стриж» предлагал то, чего не было в других составах РЖД. Например, в купе поезда была настоящая вентиляция с регулировкой температуры воздуха. Питание поезда обеспечивалось дизель-генераторами даже в моменты смены локомотивов.

-4

Но самым очаровательным в «Стриже» было ощущение европейского стиля. Белый кузов, отсутствие привычных тамбуров, тишина в движении. Все это выгодно отличало поезд от тяжеловесных и шумных вагонов ТВЗ.

Прибавьте к этому безупречный сервис и доступные цены.

-5

Сегодня многие говорят, что «Ласточка» или «Сапсан» – достойные альтернативы. Но «Стриж» был единственным импортным поездом с массовыми спальными вагонами.

У «Сапсана» тоже есть спальное купе – но только одно на состав и только в четырех поездах.

На сегодняшний день шансы на возвращение «Стрижей» выглядят слабо. РЖД умеют поддерживать «Сапсаны», а «Стриж» так и не научились. Так что идея продажи выглядит наиболее разумной. Например, Казахстану, который эксплуатирует подобные поезда.