Космос Михаила Тихонравова
О полетах к другим планетам мечтали, фантазировали и пробовали представить, как это будет, еще в XIX и начале XX веков. Но только во второй половине XX века появились разработчики ракетной техники, которые превратили эти фантазии в технические проекты, технологии, изделия. Знакомясь с материалами, относящимися к тем разработкам, поражаешься широте их мышления, удивляешься насколько смелыми и в то же время продуманными, системными и перспективными были принимаемые разработчиками тех легендарных времен технические решения, которые во многом актуальны и в наше время. Им было невероятно трудно, они были первыми. Трудно даже представить как сложно давались перспективные работы по космосу. И тем не менее позавидуешь, что им досталось так поработать. Давайте вспомним те очень и очень не простые, но уже легендарные времена и тех обыкновенных людей, живших во имя большой цели, рождавших необыкновенные проекты.
В начале 1960-х годов в Советском Союзе под руководством С.П. Королева начались проработки проектов пилотируемых космических кораблей, предназначавшиеся для многолетних космических экспедиций. Запуск корабля к Марсу даже был запланирован на 8 июня 1971 года (великое противостояние, когда планеты сближаются на наименьшее расстояние), возвращение — на 10 июля 1974 года.
Реальные проработки были поручены 9-му проектному отделу ОКБ-1 под руководством Михаила Клавдиевича Тихонравова. Рассматривались различные варианты корабля для полета к Марсу. Проект назывался - Тяжелый Межпланетный Корабль (ТМК). Молодые конструкторы и проектировщики, из которых тогда был сформирован 9-й отдел ОКБ-1, расшифровывали, аббревиатуру, как дань глубокого уважения, в честь своего руководителя - Тихонравов Михаил Клавдиевич. Следует упомянуть, что исследования по ТМК велись параллельно и двумя другими группами конструкторов под руководством Глеба Юрьевича Максимова и, немного позже, Константина Петровича Феоктистова. Цель работы над проектами ТМК заключалась в разработке корабля, который обеспечивал бы пилотируемые перелеты с орбиты спутника Земли к планетам Солнечной системы с возможностью посадки и исследования этих планет. Первоначально предполагалось исследование Марса, а затем и Венеры.
Итак Проект Михаила Клавдиевича Тихонравова
Первые прикидки по пилотируемой экспедиции на Марс отдел №9, возглавляемый талантливейшим советским ученым и конструктором, Михаилом Клавдиевичем Тихонравовым, сделал еще в 1959 году.
Эскизный проект, разработанный в группе, предусматривал создание на околоземной орбите из отдельных блоков гигантского «Марсианского пилотируемого комплекса» («МПК»). Его масса оценивалась немного более 1600 тонн. Предполагалось использовать ЖРД на жидком кислороде и керосине. Для выведения всей этой массы на орбиту предполагалось осуществить от 20 до 24 пусков сверхтяжелых ракет-носителей. Экспедиция была рассчитана на 30 месяцев, при этом около года планировалось посвятить непосредственному изучению планеты — с орбиты спутника и на ее поверхности. Возвращаемый на Землю корабль должен был иметь массу 15 тонн. Прежде чем осуществить экспедицию, должен был состояться испытательный полет корабля (несколько меньших размеров), которому предстояло облететь Марс, изучив его с определенного расстояния. Однако работа над проектом выявила просто грандиозную техническую сложность и дороговизну такого решения. Стало ясно, что проект в ближайшем будущем реализовать не удастся. Слишком много было нереализуемого и слишком высокие требования к конструкции были в проекте заложены.
Новое задание Михаил Клавдиевич получил после принятия 3 августа 1964 года секретного постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О работах по исследованию Луны и космического пространства", в котором предписывалось осуществить "высадку экспедиции на поверхность Луны с последующим возвращением и посадкой на Землю". Отдел №9 ОКБ-1, возглавляемый Михаилом Клавдиевичем Тихонравовым, было переориентировано работу над лунным проектом, который, представлял собой космический "поезд", состоявший из кораблей 7К ("Союз-А"), 9К ("Союз-Б") и 11К ("Союз-В"). Согласно проекту, на "монтажную" орбиту сначала должен был выводиться корабль 9К (разгонный блок), затем к нему последовательно пристыковывались четыре корабля 11К (танкер) с компонентами топлива. После завершения заправки должен был стартовать 7К с экипажем из двух человек, который вместе с заправленным разгонным блоком образовывал корабль Л1 общей массой 24,2 т. Если бы все шесть запусков прошли успешно, то он переводился двигателями 9К на траекторию облёта Луны. Космический рейс должен был занять не более восьми суток. Опять отсутствие опыта стыковочных операций и сборочных операций на орбите не позволило продолжить работы над этим проектом. Кроме того, стало ясно, что массы выводимых полезных нагрузок имеющихся кораблей "семерок" слишком малы для такого грандиозного проекта
Новая ракета, должна была разрешить часть проблем. Известно, что в эскизном проекте ракетно-космических систем на базе «Н-1», который Главный конструктор Сергей Павлович Королев утвердил 16 мая 1962 года, среди задач, которая ставилась перед этими системами, фигурируют и такие: «облет экипажем в два-три человека Марса, Венеры и возвращение на Землю; осуществление экспедиций на поверхность Марса и Венеры и выбор места для исследовательской базы; создание исследовательских баз на Марсе и осуществление транспортных связей между Землей и планетами».
Даже сейчас выглядит как фантастика, но Сергей Павлович был уверен, что их удастся реализовать еще при жизни его поколения. Так начинались работы по марсианским проектам в ОКБ-1 с начала 60-х годов.