Найти в Дзене
Красный кот

К термальным источникам Адыгеи. День шестой. Монастырь и много драйва

Мы, получается, в дороге уже шесть дней!? Ничего себе! Быстро время летит!...

...Коты, как известно – это род жидкости. А жидкость, как известно, имеет свойство занимать весь отведенный ей объем. Видимо мы тоже в каком-то смысле коты – на третий день своего пребывания в «Графстве Хаджох» мы начали занимать весь отведенный нам объем местных удобств вполне.

Рядом с «Графством Хаджох»
Рядом с «Графством Хаджох»

И теперь я могу сказать, что наш хостел в моем представлении подтягивается к половине звезды. Велика всё-таки приспособляемость человека - ну прямо точно, как у кота!

******

Сегодня с утра мы ездили в местный монастырь во имя святого архистратига Михаила, называемый тут «афонским».

Перед поездкой
Перед поездкой

Почему афонским? Судя по рассказу монастырского гида первый игумен этого, сравнительно молодого, монастыря (конец XIX века) получил благословение на его основание на святой горе Афон.

С моей точки зрения только это ещё не даёт права называться монастырю афонским. Ибо с самого начала это был обычный синодальный монастырь местной епархии. И устав его и традиции не имели и не имеют, по-видимому, никакого отношения к Афону, в отличие от Ново-Афонского монастыря в Абхазии. Сейчас же Свято-Михайловский монастырь – это просто обыкновенный монастырь Майкопской епархии РПЦ МП. Даже не ставропигиальный.

На территории монастыря
На территории монастыря

На территории монастыря
На территории монастыря

Монастырский кот
Монастырский кот

...Занимающий все местное пространство  (в данном случае в музее аммонитов)
...Занимающий все местное пространство (в данном случае в музее аммонитов)

Я не хочу в данном случае сказать ничего плохого о самом монастыре и о его немногочисленной братии (около 30 человек, согласно словам нашей сопровождающей). Знавала обитель и лучшие времена. Просто хочется подчеркнуть, что святое и полное таинственного смысла для православных христиан слово «Афон», присутствующее в ее названии, не соответствует реальности.

******

Монастырь открылся в 1878 году и просуществовал чуть менее 50 лет, будучи закрыт при Советской власти в конце 1920-х годов. Современную историю обитель ведёт с конца первого десятилетия нового века, когда здания, претерпевшие много видов светского использования и частично уничтоженные, заново были переданы Церкви и отчасти отстроены заново, а отчасти восстановлены.

Виды монастыря
Виды монастыря

Виды монастыря
Виды монастыря

При монастыре существуют, как нам сказали, несколько скитов, два музея (светский музей аммонитов и т.н. «подземный монастырь» недалеко от основных корпусов) и освященный источник.

Музей аммонитов
Музей аммонитов

Наша экскурсия по монастырю не была, на мой взгляд, ни познавательной, ни особо интересной. Какой-то очередной набор затертых штампов без глубины и основательности. И никакого христианского начала от слова совсем (с моей точки зрения).

Сейчас, спустя время, в памяти всплывает только музей аммонитов да церковная лавка, где все желающие могут приобрести товары якобы местного производства (наш гид Ислам Шамильевич заверил, что хвойное мыло - точно дело рук монастырской братии).

******

После монастыря мы направились осматривать небольшой комплекс пещер на склоне горы примерно в полукилометре от монастыря – т.н. «подземный монастырь». Ну, как горы. Тут ведь не горы в буквальном смысле, а скорее огромные холмы. И вот эти пещеры вырыты в склоне одного такого холма – очень низко относительно уровня самого монастыря. Идти туда надо по достаточно крутой лестнице. Метров 100-150 наверное вниз (а потом вверх). Не сахар!

Спуск в «подземный монастырь»
Спуск в «подземный монастырь»

Что сказать про эти пещеры...По словам тутощней симпатичной и бесстрашной девушки-гида весь монастырь во имя Михаила Архангела начинался именно отсюда. Но эта информация мало что прибавляет к разрешению вопроса, который, верно, возникает у большинства тех, кто забирается внутрь этого «монастыря». Зачем?!! Зачем киркой долбать известняковую скалу, деревянной (!!!) лопатой отгребать куски камня, выбивая переходы и микроскопические комнатки в которых все равно нельзя даже прилечь, чтобы поспать? Высота переходов в «монастыре» не больше 1,6 м.

Келья монаха
Келья монаха

Единственное исключение составляет центральное помещение, служившее тут храмом – круглая комната метров десяти в диаметре и метров 5-6 в высоту с этакой как-бы апсидой, служащей храмовым алтарем.

Пещерный храм
Пещерный храм

Естественно – никакого освещения внутри нет. Температура летом вряд ли превышает +10-15 градусов (изо рта идёт пар; впрочем, тут ещё и достаточно влажно). Готовили монахи на костре перед своим «монастырем» – на узком уступе того же самого крутого известнякового холма.

Уступ перед входом
Уступ перед входом

Спали, как нам сказала девушка-гид – сидя.

Зачем?! Старшая дочь, которая и вообще то находится в возрасте поиска и отрицания, была в полном недоумении. У абхазского подвижника Евпатия, который, как помнит благочестивый читатель моих записок, жил на склоне горы Мамдзышха в абхазской Гагре, по крайней мере вид из его пещеры был веселый. Да и сама его пещера – скорее небольшой грот, там и солнышко и тепло и прекрасное Чёрное море вдали. А тут? Гниль поваленных стволов и опавшей листвы. Света мало, воды нет. Зачем?! Это за гранью понимания. По-моему этот мазохизм – продолжение древних гностических ересей и к христианству не имеет никакого отношения! Это я и объяснил дочери в ответ на ее вопрос. Хотя, она и сама пришла к такому же выводу – молодец, воспринимает Христа как Источник Жизни и радости, а не как Гуру в деструктивной секте ненавистников мира (Божьего!) и Богоданной плоти.

******

Пока мы, согнувшись в три погибели, путешествовали по подземным тоннелям, моя сестра во Христе (я тоже, как Павел, могу иметь сестру во Христе женой), страдающая клаустрофобией и младший младенец Василий, страдающий всегда тем же, чем и мать, преодолев катастрофически длинную дорогу наверх отправились к освященноиу источнику, находившемуся ещё в полукилометре дальше по маршруту. Надо сказать, что не так уж много посетителей Михайло-Архангельского монастыря интересуются его истоком. Основная масса, отдав дань монастырским стенам, отправляется именно на источник. Что конечно отрицательно сказывается на его пропускной способности. Вот и сестра Любовь с наследником отправилась в путь не зная реального положения вещей. Дальнейший рассказ – с ее слов: 

«Это двадцать минут в гору, но дорога хорошая. Приходишь на оборудованный пятачок, в сторонке – малюсенькая купелька, но очень глубокая. Везде очереди – поэтому мы там застряли». 

Дорога к источнику
Дорога к источнику

Везде очереди – и к самому главному месту паломничества туристов – источнику, где набирают воду, тоже.

Купальня
Купальня

Струйка воды – мизерная. А люди набирают воду пятилитровыми бутылями.

Источник
Источник

Потому – очередь. В итоге благочестивая сестра во Христе и брат Василий опоздали к отъезду на полчаса. Чем вызвали целый шквал молитв и разных прочих воззваний и восклицаний у благочестивой паломнической группы. Все дело ещё осложнялось и тем, что в том месте связь отсутствует по определению. Поэтому узнать о судьбе нашей сестры-жены долгое время не представлялось возможным.

А ещё, как выяснилось, там есть красивая смотровая площадка. Но до нее никому из нас не суждено было добраться ввиду совершенно непонятным образом ограниченного времени паломничества (на все про все отведено было два с половиной часа).

******

Вторая половина дня была посвящена рафтингу на который сестра Любовь и сестра Лидия наотрез отказались ехать из-за страха почти иудейска, а проще говоря – просто струсили. И зря!

Признаться и сам аз, грешный, не горел желанием поучаствовать в этом мероприятии – воображение у меня хорошее, а картинки радостных рафтеров, штурмующих на надувных лодках разные пороги и водопады – не очень убеждали в безопасности.

Но все оказалось и в самом деле не так уж сложно – зато добавило перцу в наш культурный туризм ровно в той пропорции, в которой азарт и здоровое напряжение мышц и воли не переходит в испуг и уныние.

Перед началом нам провели достаточно хороший инструктаж (сдобренный, естественно, изрядной долей якобы очень весёлых, но в действительности не слишком умных шуток - ведь все были в понятном напряжении перед началом сплава). Одели в соответствующую амуницию (спасжилет несколько более сложный, чем обычно бывает, и каску). Дали весла и объяснили как и что надо делать.

Теперь понятно, что вся сложность рафтинга – в слаженности работы команды, искусстве лоцмана (или как он там называется), который руководит всем этим марлезонским балетом посредством отдания приказов команде и конечно – крутизне мышц самой команды. Напряжение при сплаве весьма велико (ведь мы шли по порогам первого уровня сложности, может быть второго – а всего этих уровней шесть). Зато – буря восторга, взрыв адреналина в крови, когда рафт (эта самая надувная лодка особой конструкции) входит в пороги, где река пытается взять ее на зуб, а команда рафта всеми силами старается удержать курс, не перевернуться, не сесть на камни, не быть расплющенной о скалистые берега и валуны по сторонам.

И естественная (кроме шуток!) гордость, что, мол, и ты все это тоже сумел. Лично я бы попробовал и посложнее трассу (с хорошей командой конечно). Но таких сомнительных услуг тут никто не предоставит, так как эти уровни сложности сплава находятся уже в области спортивной подготовки и требуют хороших навыков – которых ни у кого из нас нет и быть не может.

Брызги, кипение водоворотов – и я с удовольствием констатирую, что такие [относительно] опасные мероприятия прекрасно сплачивают, вместо унылого «туристского» выражения у людей появляется здоровый румянец, азартный блеск в глазах – и осмысленное выражение на лицах!

Прекрасен ты – о, дикий спортивный туризм! Но – не про нашу ты честь.

******

Термальные источники, однако, – принятое, но довольно скучное времяпрепровождение. Сидишь себе как тюлень в этом бассейне. Час бы ещё нормально – за глаза хватает. Но нас вывозят на два часа. А лучше бы лишний час прибавляли к экскурсиям! Например, сегодня совершенно не хватило времени в монастыре. Причем экскурсоводы как будто согласны с нами. Но – такова странная политика нашей турфирмы, о которой в свое время ещё будет сказано.