Найти в Дзене
Venefica

Жизнь прекрасна - но для этого следует выжить

Эта статья у меня получилась как эхо моей же попытки поделиться своими соображениями по поводу фильма "Достучаться до небес"

- не по всем известному закону ассоциаций, а потому, что в одном из комментариев на ту статью меня попросили порассуждать на тему фильма режиссера Роберто Бениньи "Жизнь прекрасна", снятого в 1997 году.

Этот оскароносный фильм - о судьбе еврея, скрывающего своего 5-летнего сына в нацистском концлагере. По сюжету фильма, отец-узник объясняет своему ребёнку: это такая игра. Надо избегать эсэсовцев, нельзя капризничать и жаловаться, нельзя просить кушать, тогда он наберёт очки и получит самый большой приз - настоящий всамделишный танк.

Фильм Бениньи получил три премии "Оскар", а зрители выходили из кинозалов потрясенные.

Их бы проняло еще сильнее, если бы они знали, что это - практически реальная история. И, собственно, занимаясь поиском материалов к статье об этом кино, чтобы там было не только "мое видение сюжета", я и набрела на совершенно потрясающие материалы в инопрессе.

Юзеф Янек Шляйфштайн родился 7 марта 1941 г. в еврейском гетто города Сандомир, расположенного на юго-востоке Польши. Впервые родителям пришлось спрятать сына, когда мальчику исполнился годик: жителей (а скорее - узников) сандомирского гетто перевезли в Ченстохово в качестве рабов для фабрики вооружений HASAG.

В первый же день эсэсовцы изъяли у родителей всех детей как "бесполезные лишние рты" - и услали в Освенцим, "для опытов". Мать Янека успела спрятать своего малыша в подвале, и там он жил и рос примерно полтора года в полной темноте и тишине: свет появлялся лишь тогда, когда спускались родители, чтобы его покормить. Его научили понимать - нельзя шуметь или плакать, иначе тебя заберут "злые дяди", и будет очень-очень плохо и маленькому Янеку, и его маме с папой.

Мальчик привык к молчанию - ведь звуки могли привлечь страшных злодеев, - и к обществу кошки, которая ловила мышей, которые могли в темноте покусать Янека, и развлекала его. В сентябре 1943 г. еврейский персонал фабрики заменили более расово пригодными поляками, а бывших арбайтеров отправили в концлагерь Бухенвальд, известный по лозунгу "Jedem das Seine" на воротах.

Именно тогда отец, Израэл Шляйфштайн сказал своему малышу: "Сейчас мы сыграем в интересную игру. Я обещаю тебе вечером три кусочка сахара. Условия такие - ты не будешь плакать, что бы ни случилось". Сахар, сладкий, белый, дарящий радость маленькому ребенку был настолько желанной ценностью, что послушный умненький Янек тут же согласился. Тогда Израэл сделал большой мешок (совсем как в сказке, когда надо убежать от людоеда или злой колдуньи), посадил внутрь сына, накрыв того еще и одеждой, и забросил свою поклажу на плечи.

В Бухенвальде семью разлучили. Мать Янека увезли в другой концлагерь - Берген-Бельзен, а стариков и детей, прибывших в Бухенвальд из других гетто, без промедления расстреляли, как ненужных, на глазах у других заключённых. Комендант лагеря, штандартенфюрер СС Герман Пистер сказал: "Нам нужны работники, а не дармоеды".

Израэл Шляйфштайн всё же тайком пронёс сына в барак, где перед ним встал вопрос - где и как спрятать и уберечь ребенка.

Два немца-коммуниста из того же барака (вот она, настоящая братская пролетарская солидарность между народами) помогли спрятать мальчика. Мужчины отдавали малышу кусочки хлеба из скудной лагерной пайки, тайком приносили попить дождевую воду. Один из узников выточил из дерева игрушку - крохотную лошадку. Ребёнок всегда разговаривал только шёпотом и никогда-никогда не плакал. "Нужно, чтобы плохие дяди никогда не нашли тебя, - объяснял отец. - Иначе они увезут нас к злой колдунье и мы все умрем".

В итоге эта деревянная игрушка послужила опасной уликой: лошадку обнаружил во время осмотра барака охранник, 30-летний роттенфюрер СС. Увидев "неположенное" он подверг помещение обыску и наткнулся на тайник, где скрывали малыша. И тут выяснилось, что у фашиста тоже может быть сердце - у эсэсовца был сын возраста Янека, и ему... не захотелось смерти крохотного перепуганного ребенка. Он не стал докладывать коменданту о своей находке, а оставил ребёнка в бараке.

Но фашисты любят во всем порядок, а потому Янеку тоже пошили "детскую" лагерную робу. Маленького узника отныне вызывали на утреннюю поверку, чтобы тот рапортовал в конце: "Все заключённые подсчитаны!". Но когда в барак с очередной проверкой являлись высокопоставленные офицеры СС, ребёнка снова помещали в тайник: дети в Бухенвальде всё ещё подлежали уничтожению.

Уже в феврале 1945 г. Янек чуть было не попал-таки в газовую камеру, но того слишком исполнительного эсесовца очень вовремя отправили на восточный фронт, и он не успел проследить за тем, состоялась ли экзекуция, а старший Шляйфштайн, поблагодарив свою судьбу за еще одну удачу, спрятал сына в лагерной больнице, где ребёнка и скрывали до 11 апреля 1945 года, когда заключённые Бухенвальда подняли восстание. А уже через несколько часов в лагерь вошли части Седьмого десантного корпуса армии США.

Под счастливой звездой страшного времени родился Янек Шляйфштайн - ведь шанс еврейского ребенка выжить в таких условиях был минимален.

Но это не все чудеса для этой семьи: выяснилось, что и мать мальчика спаслась - её нашли живой, но сильно истощенной в лагере Дахау. Восстановив здоровье, в 1948 г. вся семья выехала в Америку, где семья поселилась в районе Бруклин.

Вскоре у Израэля и Эсфири родился второй ребёнок.

Израэл Шляйфштайн окончил дни в 1957 году, жена пережила супруга ровно на 40 лет.

Этот случай стал широко известен уже после выхода фильма Бениньи, когда в госархиве США была обнаружена история маленького Янека. Дав единственное интервью журналистам, самый маленький узник Бухенвальда после самоустранился от общения с прессой - слишком тяжело было ему ворошить воспоминания о постоянном страхе, пропитавшем его ранее детство. Он ведь ТАК старался забыть!

Янек (уже Джозеф на американский лад) рассказал журналистам, что всю жизнь спит с включённым светом, ибо очень боится темноты: так, наверное, сказалось на нем пребывание в подвалах Ченстохова и самых тёмных углах барака в постоянном ожидании прихода "плохих дядь".

В 1947 г. этот 6-летний бывший узник концлагеря стал самым юным свидетелем на судебном процессе против охранников Бухенвальда, где он опознал четырёх эсэсовцев, наиболее жестоко обращавшихся с заключёнными. Их приговорили к высшей мере...

Главный приз
Главный приз

После того, как американские войска вошли в лагерь, выяснилось, что Янек был не единственном ребенком в этом страшном месте: в разных бараках огромного Бухенвальда скрывалось ещё около двадцати детей в возрасте до 10 лет - и почти всем им удалось дожить до конца войны. В их числе - четырёхлетний Стефан Цвейг, родившийся в краковском гетто и отправленный в Бухенвальд в 1944 г. Его спасители спрятали мальчика в тифозном отделении лагерной больницы, куда эсэсовцы не заглядывали из боязни заразиться. Находясь среди больных сыпным тифом, этот ребёнок каким-то образом не поддался опасной инфекции, дожив до освобождения.

А это уже Янек после освобождения
А это уже Янек после освобождения

А фильм Бениньи хороший, светлый, о любви, и о вечных, трогательных семейных ценностях, но смотреть его... то еще испытание.

НепоДзензурное традиционно тут:

https://vk.com/public199851025

или тут

https://old-venefica.livejournal.com/

Сарказм в уксусе, йад с перцем, окололитературные изыскания и прочие деликатесы, взращенные на отечественных реалиях