Ну-ка, поднимите руки, у кого музыка из балета “Щелкунчик” накрепко ассоциируется с Новым Годом? Лес рук... По честному скажу вам, ребята и девчата, что на самом деле писать рецензии на классические произведения, проверенные временем, со своим видением-всё-таки довольно рисковая вещь. Но меня по этой жизни уже (почти) ничем не напугаешь, так что поехали...
Написал Пётр наш Ильич Чайковский этот двухактный балет на либретто Мариуса Петипа. В основе либретто-сказка немецкого сказочника Эрнста Теодора Амадея Гофмана “Щелкунчик и Мышиный Король”. Сюжет сказки таков: наступает сочельник, и дети советника медицины Штальбаума-Фриц и Мари- получают в подарок множество игрушек и книжек с картинками. И среди подарков-Щелкунчик, который на деле не просто кукла, а щипцы для колки орехов(вот почему я иногда “Щелкунчика” в шутку кличу “Щипцы для орехов!”), а в то время, когда была написана эта сказка(а написана она была в 1816 году), считалось, что щелкунчики приносят в дом удачу. Особенно полюбился Щелкунчик Мари. И всё бы ничего, не задержись она следующей ночью у шкафа с игрушками...она становится свидетельницей битвы игрушек с мышиным войском, во главе которого стоит страшный сон всех генетиков Вселенной-Мышиный Король, мыш о семи головах(ужас какой, да?). Чуть позже, когда Мари очухивается, и оказывается, что она поранила руку и, судя по словам родителей, пережила горячку, она узнаёт от крёстного Дроссельмейера, который и подарил ей Щелкунчика, что на самом-то деле Щелкунчик-это его заколдованный нюрнбергский племяш, который пострадал от раздавленной им Мышильды, мышиной королевы и матушки Мышиного Короля, когда расколдовывал от такого же проклятия, этой же грызунихой и наложенного, при помощи ядра волшебного ореха Кракатук, принцессу Пирлипат(которая на рожу оказывается норм, а вот характер дрянной-всё ей красавца-принца подавай, а ничего так, что твой спаситель из-за тебя почти что и пострадал?). Поздней Щелкунчик всё-таки добивает и Мышиного Короля, а трофеи отдаёт Мари, и потом они направляются в волшебную страну. Мари влюбляется в Щелкунчика, а через какое-то время к ним в дом приезжает тот самый Дроссеймельеровский племянник, и через год и день они женятся, и жили все долго и счастливо, как-то так. Либретто же завершается тем, что Мари просыпается, и всё случившееся с ней ночью оказывается сказочным сном. Да, кстати, с именем нашей главной героини те ещё разночтения: в некоторых редакциях она-Клара, тогда как в оригинале так зовут одну из её кукол, а после русификации сюжета балета во время Первой Мировой войны Мари вообще превратилась в Машу.
Впрочем, не будем терять время и примемся за балет...
Итак, акт первый...
Увертюра. Как сказал когда-то Юрий наш Алексеевич Гагарин- поехали! Мотив увертюры-самое оно для начала всей этой сказки, как ни крути...
Украшение и зажигание ёлки. Так как действие происходит под Рождество, то как же без рождественской ёлки, а? А ёлочку необходимо нарядить... И так как сюжет у нас разворачивается примерно в 19-м веке, то на ёлке у нас зажигаются свечи...да-да, самые настоящие, восковые...это у нас сейчас гирлянды на электричестве и иже с ними... И мелодия как раз, чтобы нарядить ёлку с чувством, с толком, с расстановкой...
Марш. Дааааа, тут уж ни за что не усомнишься, что этот задорный марш слышали даже те, кто весь балет ни разу не видел и не слышал- спасибо, блин, телеканалу “Культура” с его музыкальным конкурсом для юных талантов “Щелкунчик”...
Детский галоп и выход родителей. Ага, главное, чтобы после такого задорного галопа дети не провалились на нижний этаж вместе с родителями...хорошо, если праздник происходит на первом этаже, там-то особо проваливаться некуда, хе-хе...
Сцена с танцами. (Выход Дроссельмейера/Танец заводных кукол(мазурка)/Демонический танец) И вот тут начинается интересное-выход крёстного, советника Дроссельмейера! А как мы знаем, товарищ Дроссельмейер-часовщик и изобретатель, и творит для своих крестников всякие чудо-игрушки...Вот и показывает он детям свои творения...
Сцена и Гросфатер.(Появление Щелкунчика-куклы/Полька Щелкунчика/Колыбельная Мари и игры Фрица/Танец родителей и гостей(Гросфатер)) А теперь, мальчики и девочки, на сцене появляется самый главный герой действия- Щелкунчик! Разумеется, без того, чтобы пощёлкать орешки, как и без характерного для этого дела звука, дело не обходится... А дальше мы живо представляем себе всю полную картину последующих событий: из-за Фрица у Щелкунчика ломаются зубы, Мари утешает несчастного, Фриц же дразнится, ну, а взрослые айда танцевать танец Гросфатер-это такой немецкий и какбы народный танец... Смогли себе представить всё это? Мы-да...
Сцена(Мари и Щелкунчик)(Колыбельная/Преображение детской/Рост ёлки). А дальше Петр Ильич отчебучил не по-детски: после того, как гости благополучно сва...ой, уехали домой, в ночи Мари незаметно проскальзывает к Щелкунчику, и тут начинается атмосфера довольно напряжённого нечто...
Сражение. А вот и мыши припёрлись и айда драться с игрушечным войском... По музыке слышно сразу, какая пошла жаришка...
Еловый лес зимой. Ну что ж, битва выиграна в пользу войска игрушек, мыши свалили-да и бог с ними, нам вредители не нужны...и никто не мешает нам посмотреть, как безобразный Щелкунчик превращается в прекрасного принца и помогает рухнувшей в обморок Мари-дааа, попробуй тут не упасть в обморок, когда отпугиваешь мышей...у меня грызуны если бы не сдохли, то точно бы оглохли опосля моего крика, переходящего чуть ли не в ультразвук...
Вальс снежных хлопьев(танец снежинок). Музыкальный снегопад, плавно переплывающий в музыкальную метель-такое моё видение этой сцены.
То был первый акт, а теперь берёмся за второй...
Дворец сладостей Конфитюренбург. И стоит этот дворец в ожидании наших героев(ага, прям почти что “В ожидании Кусто”). И как вы думаете, ребята, как должен выглядеть подобный дворец? Мне сразу же в воображении рисуется замок из пряников(хотя в оригинале замок, на секундочку, сделан из марципана, но о вкусах не спорят, хоть тресни), украшенный мармеладками, леденцами и иже с ними...
Прибытие Мари и Щелкунчика. И вот наши герои уже на месте назначения, и все так рады, что принц вернулся, а тот и скажи, что если бы не него прекрасная спутница, то не видать бы ему больше родного дома. Разумеется, радость удваивается, и музыка ещё более радостная. Ну да, как же не радоваться этому, а?
Шоколад(испанский танец). Дааа, шоколад в музыкальном изображении-это что-то с чем-то...Интересно, и почему это у Чайковского шоколад ассоциируется с Испанией?
Кофе(арабский танец). Прям Восток-Восток, аж чарует и даже усыпляет...хотя кофе на деле кого-то и бодрит...
Чай(китайский танец). Оооооооо, вот эта мелодия у меня давненько на подкорке мозга записана...да, мощный такой у Чайковского получился музыкальный чай, хе-хе...
Трепак(русский танец; он же карамельная трость). Эта мелодия тоже мне давно и хорошо знакома, ибо где её я только не слышала, и притом неоднократно... Прямо идеальное музыкальное сопровождение к нашему русскому нраву...
Танец пастушков(датский марципан). Опаньки, ещё одна давно знакомая мне мелодия...интересно, пока пастушки так изящно под эту мелодию танцевали, у них коровы случаем не разбежались? Или они лицезрели сие великолепие?
Мамаша Гигонь(Жигонь) и паяцы. Мамаша Гигонь(она же Жигонь)-это типичный французский персонаж балаганных пьес, символизирующий плодовитость и вечное материнство(почти что прямо как наша матрёшка). И под какую же музыку ещё танцевать паяцам, как не под весёлую и задорную?
Вальс цветов. Да, и “Вальс цветов” я отлично знаю, уж можете не сомневаться, ребята... Да, кстати, о птичках... а у вас не возникало никогда желания под эту воздушную и одновременно величественную музыку пуститься с кем-нибудь танцевать вальс? У меня-да...только с кем-не скажу...
Па-де-де(Фея Драже и принц Оршад). И этот мотив я тоже слышала неоднократно, аж даже захотелось самой исполнить под эту чувственную музыку танец...но-к сожалению или к счастью, я не балерина, и если я начну выделывать все эти балетные па, то ногам моим будет полнейший ой-ёй-ёй...
Па-де-де(Тарантелла). Тарантелла-быстро, коротко, даже не успеваешь вслушаться как следует...
Па-де-де(Фея Драже). Чуть ли не самая новогодняя мелодия. Чарующая и загадочная, как и сама Фея Драже-да все феи такие, на секундочку...
Па-де-де(Кода). Сначала мелодия звучит как-то задумчиво, но постепенно перерастает во что-то весёлое и энергичное...
Финальный вальс. А тут у нас настолько всё величественно и заманчиво звучит, что не успеешь глазом моргнуть-опачки, а вот и финал на носу...
Апофеоз. Тихий перезвон колокольчиков, а затем ну очень величественная музыка-так нам Пётр Ильич сказал своей музыкой: вот и сказочке конец, а кто слушал и не уснул на самом интересном месте-молодец!
Уффф, признаюсь, что писать рецензию на “Щелкунчика”, откровенно говоря, мне было сложновато...А то как же иначе-это же Чайковский, это же классика...Впрочем, в гениальности Петра Ильича я уж никак и не сомневаюсь...и поэтому не зря же этот балет не только самый новогодний, но и один из самых обожаемых публикой в мире...