Найти в Дзене

История Героя. Петр Алексеевич Трофимов. Сквозь пургу, огонь и черный дым...

Сегодня в нашей постоянной рубрике история настоящего фронтового шофера. Петр Алексеевич Трофимов родился в 1914 году в селе Никитино в Оренбуржье. В наше время село входит в состав Саракташского района Оренбургской области. Вот что он сам написал в своей автобиографии в деле о вступлении в члены ВКП (б): "... Родился в 1914 году в Чкаловской области Гавриловского района Никитинский с\с село Никитино. До 1917 года родители занимались крестьянством. С 1917 года до 1922 года занимались крестьянством и единоличным хозяйством. Я жил с отцом и учился в школе. В 1922 году отец вступил в коллектив. Я учился в школе до 1929 года декабря месяца. В 1929 году в декабре месяце я поступил учеником продавца в Никитинское потреб общество и проработал там до 1931 года августа. В 1931 году я поступил в школу учится Куйбышевская область г. Ставрополь и проучился до 1932 года мая месяца. В 1932 году поступил Чкаловская область Халиловский з/совзхоз в качестве комбайнера и проработал до 1935 года. В 193

Петр Алексеевич Трофимов (внизу слева) с сослуживцами
Петр Алексеевич Трофимов (внизу слева) с сослуживцами

Сегодня в нашей постоянной рубрике история настоящего фронтового шофера.

Петр Алексеевич Трофимов родился в 1914 году в селе Никитино в Оренбуржье. В наше время село входит в состав Саракташского района Оренбургской области. Вот что он сам написал в своей автобиографии в деле о вступлении в члены ВКП (б):

"... Родился в 1914 году в Чкаловской области Гавриловского района Никитинский с\с село Никитино. До 1917 года родители занимались крестьянством. С 1917 года до 1922 года занимались крестьянством и единоличным хозяйством. Я жил с отцом и учился в школе. В 1922 году отец вступил в коллектив. Я учился в школе до 1929 года декабря месяца. В 1929 году в декабре месяце я поступил учеником продавца в Никитинское потреб общество и проработал там до 1931 года августа. В 1931 году я поступил в школу учится Куйбышевская область г. Ставрополь и проучился до 1932 года мая месяца. В 1932 году поступил Чкаловская область Халиловский з/совзхоз в качестве комбайнера и проработал до 1935 года. В 1935 году в феврале поехал домой к отцу и поступил работать Чкаловская область Гавриловский район Черноотроженский Машино Тракт. станция бригадир трактор. бригады и проработал до 1936 года декабря. В 1936 году в декабре месяце поступил Чкаловская область г. Медногорск пожарная охрана, работал до 1937 года мая месяца. В 1937 год май пост. Чкаловской области Рысаевской Маш. тракт. стан. комбайнер и 16 октября 1937 года уволился и поступил г. Медногорск Блявинский рудник авто гараж шофер и проработал до 1941 г. Октябрь 1941 год попал в ряды Р.К.К.А. и сейчас в армии..."

Сначала Петр Алексеевич служил в рядах 57-й отдельной стрелковой бригады, в отдельном батальоне связи шофером. Бригада входила в состав 2-й Ударной армии и принимала участие в Битве за Ленинград. В феврале 1942 года он был переведен в 868-й отдельный автотранспортный батальон, который входил в состав все той же 2-й Ударной, где и прослужил до января 1943 года, пока не выбыл по болезни.

Военный билет Петра Алексеевича Трофимова
Военный билет Петра Алексеевича Трофимова

Тут нужно понимать, что 1942 год для 2-й Ударной армии был не просто плохим, а катастрофичным. В марте 1942 года армия попала в окружение, а с апреля ею начал командовать печально известный генерал-лейтенант Андрей Андреевич Власов. Нашему герою, Петру Алексеевичу Трофимову, повезло – он смог выйти из окружения. Но более 30 000 тысяч человек, согласно немецким данным, попали в плен, тысячи были убиты и пропали без вести. Сам Власов, как всем известно, сдался в плен фашистам и стал работать на них.

Кстати, тогда же попал в плен великий советский татарский поэт Муса Джалиль, который смог организовать коммунистическое подполье в коллаборационном лагере "Идель-Урал" и помогал сбежать из плена советским военнопленным. Из-за предательства он был раскрыт, попал в Моабитскую тюрьму, но даже там, под пытками и перед смертью, не предал свои идеалы. До нас дошел его цикл стихотворений "Моабитская тетрадь", написанный им в заключении.

Кто знает, может, Петр Алексеевич во время службы мог возить великого поэта на своей машине.

С июля по август 2-я Ударная армия, по сути, восстанавливалась, но до конца это сделать не получилось. Несмотря на это, уже 8 сентября 1942 года ее ввели в прорыв во время Синявинской операции. И снова она попала в окружение, когда 25 сентября немецкие войска сомкнули вокруг нее кольцо. В этот раз Петру Алексеевичу опять повезло – несмотря на тяжелейшие бои, он смог вырваться из окружения. До января 1943 года он продолжал служить в 868-м автобатальоне, пока его не подкосила болезнь. Важно понимать, что условия были тяжелейшие: помимо жесточайших боев на Синявинских высотах, не способствовали здоровью сырой и холодный климат на торфяных болотах, а также нехватка питания и медикаментов. А для шофера там были крайне высокие нагрузки, так как зыбучие торфяники мешали продвижению любой техники. Поэтому с января по март Петр Алексеевич находился на излечении в Тихвине.

В марте 1943 года он попал сначала в отдельную учебную роту 165-й стрелковой дивизии, откуда 25 марта 1943 года был переведен в 751-й стрелковый полк той же дивизии.

Алфавитная книга учёта, 751-й стрелковый полк
Алфавитная книга учёта, 751-й стрелковый полк

Там он прослужил до сентября 1943 года и был направлен в 11-й отдельный учебный автомобильный полк, который в то время базировался в г. Бронницы, Московской области. Полк занимался обучением и переподготовкой водителей во время войны, так что можем предположить, что в нем Петр Алексеевич повысил или просто подтвердил свою квалификацию. И после этого, в октябре 1943 года он был направлен в 52-й отдельный автомобильный полк, в котором прослужил до конца войны.

Теперь ему уже приходилось не отступать, а наступать с Красной армией. Сначала полное снятие блокады с Ленинграда, освобождение Великого Новгорода от фашистов. С 17 июля по 25 августа 1944 года полк участвовал в Псковско-Островской наступательной операции. Только за август полком было вывезено более 45 тысяч раненых. Осенью полк активно принимал участие в освобождении Прибалтики, в том числе и Риги. С января по апрель 1945 года полк участвовал в Восточно-Прусской операции, в ходе которой 9 апреля 1945 года овладели городом Кёнигсберг (сейчас – г. Калининград). За эту операцию Петр Алексеевич был удостоен награды "За взятие Кенигсберга".

9 мая 1945 года с капитуляцией Германии закончилась Великая Отечественная война. Но для офицеров и солдат 52-го отдельного автомобильного полка бои еще не завершились. К августу 1945 года полк был переброшен на Дальний восток и принял участие в Советско-японской войне. Петр Алексеевич за участие в этих героических событиях был также награжден медалью "За победу над Японией". И только после окончания этой войны, прослужив еще год, в конце 1946 года Петр Алексеевич смог наконец-то вернуться к семье, в Чкаловскую (сейчас – Оренбургскую) область. Там он дальше продолжил работать водителем, растил дочь, сына и внуков, и умер в 2002 году.

Петр Алексеевич Трофимов (крайний слева) с сослуживцами. 2.12.1945
Петр Алексеевич Трофимов (крайний слева) с сослуживцами. 2.12.1945

Петр Алексеевич был одним из тысяч военных шоферов. Часто их подвиг оставался незамеченным и точно недооцененным. Крутит баранку и крутит, не "языка" же привел. Между тем, без работы шоферов любая армия не смогла бы воевать – некому было бы перевозить боеприпасы и продукты, привозить пополнение и увозить раненых и больных. В любую погоду – стужу, жару, пургу или шторм – водитель крутил свою баранку. Лед Ладоги, торфяники Синявинских высот, горные дороги Крыма – без шофера не обойтись. Своим потомкам Петр Алексеевич рассказывал, что иногда они с сослуживцами специально снимали двери в своих автомобилей - если вдруг треснет лед, так они могли среагировать и выпрыгнуть из машины. Тысячи водителей погибли от авианалетов, в холодной воде Ладожского озера, подорвались на минах или были убиты пулей фашистского снайпера. В 1947 году поэты Борис Ласкин и Наум Лабковский написали текст будущего гимна военных водителей "Песни фронтового шофера", музыку к которому сочинил композитор Борис Мокроусов. Считается, что песня была написана специально для великого певца Марка Бернеса, который в 1945 году снялся в эпизодической, но яркой роли водителя Минутки в фильме "Великий перелом". Этим простым, но выдающимся стихотворением мы хотим завершить нашу историю сегодня.

Через реки, горы и долины,
Сквозь пургу, огонь и чёрный дым,
Мы вели машины, объезжая мины,
По путям-дорогам фронтовым.
Эх, путь-дорожка фронтовая!
Не страшна нам бомбёжка любая.
Помирать нам рановато –
Есть у нас ещё дома дела.
А помирать нам рановато –
Есть у нас ещё дома дела.
Путь для нас к Берлину, между прочим,
Был, друзья, не лёгок и не скор.
Шли мы дни и ночи, трудно было очень,
Но баранку не бросал шофёр.
Может быть, отдельным штатским лицам,
Эта песня малость невдомёк.
Мы ж не позабудем, где мы жить ни будем,
Фронтовых изъезженных дорог.
Эх, путь-дорожка фронтовая!
Не страшна нам бомбёжка любая.
Помирать нам рановато –
Есть у нас ещё дома дела.
А помирать нам рановато –
Есть у нас ещё дома дела.

~~~

Читайте также:

История Героя. Васильев Дмитрий Николаевич. Плотник, сапер, санинструктор

История Героя. Ткаченко Иннокентий Спиридонович. Поиск продолжается…

Боевой путь участников ВОВ