Найти в Дзене
Нефть и Капитал

Китайские нефтяные «самовары» демонстрируют живучесть

Частный нефтеперерабатывающий сектор Китая демонстрирует живучесть, несмотря на желание властей сократить избыточные мощности.

Нефтеперерабатывающая отрасль Китая вновь демонстрирует свою способность к выживанию, в то время как Пекин пытается решить проблему избыточных промышленных мощностей.

По словам источников, знакомых с ситуацией, сообщает Bloomberg, из трёх небольших нефтеперерабатывающих заводов в провинции Шаньдун, обанкротившихся в прошлом году, один возобновил работу с новым владельцем, а два других ведут переговоры о возможном возвращении. И все они добиваются квот на импорт нефти от центрального правительства.

По словам источников, знакомых с ситуацией, три НПЗ в совокупности просят выделить им до 300 тыс. б/с, но центральное правительство ещё не приняло окончательного решения. По данным правительства, в июне Китай импортировал около 12 млн б/с, при этом НПЗ в Шаньдуне закупали около 2,5 млн б/с.

Оживление экономики происходит на фоне обещаний Китая сократить избыточные мощности, в частности в нефтепереработке, поскольку этот сектор сталкивается с вероятным пиком спроса на бензин в стране из-за роста популярности электромобилей и замедления роста спроса на дизельное топливо.

До банкротства в 2024 году три нефтеперерабатывающих завода принадлежали государственной компании Sinochem Group Co. Независимый оператор Weifang Hongrun Petrochemical Co. приобрел в этом году компанию Shandong Changyi Petrochemical Co. и возобновил работу в конце июня, используя нефть отечественного производства, сообщают трейдеры и аналитики.

Переговоры о приобретении двух других компаний — Zhenghe Group Co. и Shandong Huaxing Petrochemical Group Co. — продолжаются, сообщили источники, отказавшись раскрыть имена покупателей. Они добавили, что сроки возобновления работы пока неясны.

Долгосрочное выживание трёх нефтеперерабатывающих заводов, вероятно, будет зависеть от квот на импорт нефти, которые предоставят им доступ к более дешёвой нефти, например, из Ирана, что поможет смягчить ничтожно низкую маржу. Центральное правительство давно пытается консолидировать так называемый сектор «самоваров», но поддержка местных властей и использование налоговых лазеек позволили ему процветать.

Некоторые издания, например, EADaily, считают, что оптимизм среди «самоваров» возрос после нового пакета санкций ЕС против РФ, где есть снижение «потолка» цен на нефть. Теперь российская нефть потечет в Китай. Рациональное предположение, но следует учитывать, что в том же 18-м пакете есть запрет импортировать топливо из нефти российского происхождения. Таким образом, выиграют от снижения цен и роста объемов (если такое вообще будет) те заводы, которые экспортируют свою продукцию в страны вне Европы.

В Китае не продаются государственные НПЗ-банкроты