Найти в Дзене
Принципы

Общие понятия о личности. Взаимосвязь социального и биологического в личности

«Если Вам говорят, что Вы многогранная личность — не обольщайтесь. Может быть, имеется в виду, что Вы гад, сволочь и паразит одновременно» - Михаил Жванецкий
Оглавление

«Если Вам говорят, что Вы многогранная личность — не обольщайтесь. Может быть, имеется в виду, что Вы гад, сволочь и паразит одновременно» - Михаил Жванецкий

Личность (часть 1)
Личность (часть 1)

Общее понятие о личности

  • “Личность” в психологии базовое понятие. Понятие “личность” не является только психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др.
  • Понятие "личность" отрицается физиологией.
  • Личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.
  • Личностью человек не рождается, а становится.
  • Четыре уровня человеческой организации по Б.Г. Ананьеву (1907-1972) - индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.
  • Принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид. Понятие “индивид” характеризует человека как носителя определенных биологических свойств.
  • Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество - он становится "личностью". Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта - носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.
  • Особенности развития всех трех уровней (индивид, субъект, личность) характеризует неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность.
  • Индивидуальность — это совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого. Это своеобразие психики и личности человека, неповторимость духовных, физиологических и личностных качеств.
  • Таким образом, понятие “личность” характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа.

Структура личности

  • Структура личности включает способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки. Кроме этого в структуру личности включают уровень развития психических процессов.
  • Наибольшие разногласия в научном сообществе вызывает проблема иерархии структуры человеческой организации, а также соотношение биологического и социального в личности.
  • Темперамент (от лат. «соразмерность», «надлежащее соотношение частей») - это совокупность устойчивых динамических особенностей психических процессов человека: темпа, ритма, интенсивности. Темперамент связан с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент определяет скорость течения, устойчивость и степень включенности главных функциональных психических процессов.
  • Темперамент является врожденным свойством личности и составляет основу для формирования характера.
  • Характер (от греч. «примета, отличительная черта, знак») - это совокупность индивидуальных психических свойств человека, которые определяют его поведение, отношение к себе, другим людям и окружающему миру.
  • Характер, мотивация, социальные установки, способности являются приобетенными свойствами личности.
  • Мотивация - это совокупность побуждений к деятельности.
  • Социальные установки - это убеждения людей.
  • Способности - это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

Взаимосвязь социального и биологического в личности

  • “Личность” и “индивидуальность” как понятия в отечественной психологии, не совпадают. Возникают научные споры, какое из данные понятий шире.
  • С одной стороны, Санкт-петербургская психологическая школа, понятие "индивидуальность" объединяет в себе те биологические и социальные особенности человека, которые делают его непохожим на других людей, т.е. понятие “индивидуальность” с этой позиции представляется более широким, чем понятие “личность”.
  • С другой стороны, Московской психологической школы, понятие “индивидуальность” рассматривается как самое узкое в структуре человеческой организации, объединяющее лишь относительно небольшую группу качеств.
  • Общее в двух подходах, что понятие “личность” включает в себя прежде всего качества человека, проявляющиеся на социальном уровне в ходе формирования социальных отношений и связей человека.
  • Проблема соотношения биологического и социального в личности человека - одна из центральных проблем современной психологии.
  • Рассмотрение личности как совокупность биологических и социальных факторов является грубым упрощением искажающих суть феномена “личности”. Универсального принципа организации психического, социального и биологического в понятии “личность” не существует, т.к. связи многоплановы и многогранны. Биологическое может выступать по отношению к психическому как его некий механизм, как предпосылка развития психического, как содержание психического отражения, как фактор, влияющий на психические явления, как причина отдельных актов поведения, как условие возникновения психических явлений и т.д. Еще более многобразны и многоплановы связи психического и социального.
  • В биологизаторских концепциях психическое рассматривается как линейная функция развития организма, как нечто, однозначно следующее за этим развитием. Крайнее проявление данной позиции является утверждение о том, что психического как самостоятельного явления в природе не существует, поскольку все психические явления можно описать и объяснить биологическими (физиологическими) понятиями. Это точка зрения физиологов, в т.ч. И.П. Павлова.
  • В социологизаторских концепциях, исходят из идеи рекапитуляции, утверждается, что развитие индивида в конспективной форме воспроизводит основные ступени процесса исторического развития общества, прежде всего развития его духовной жизни, культуры.
  • Наиболее ярко эту социальную суть выразил В.Штерн в книге “Основы генетики человека” (1965) - “Человеческий индивид в первые месяцы младенческого периода с преобладанием низших чувств, с бессмысленным рефлекторным и импульсивным существованием, находится в стадии млекопитающего; второе полугодие, развив деятельность хватания и разностороннего подражания, он достигает развития высшего млекопитающего - обезьяны, и на втором году, овладев вертикальной походкой и речью, - элементарного человеческого состояния. В первые 5 лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов. Затем следует поступление в школу, более напряженное внедрение в социальное целое с определенными обязанностями - онтогенетическая параллель вступления человека в культуру с ее государственными и экономическими организациями. В первые школьные годы простое содержание античного и ветхозаветного мира наиболее адекватно детскому духу, средние годы носят черты фанатизма христианской культуры, и только в периоде зрелости достигается духовная дифференциация, соответствующая состоянию культуры Нового времени”.
  • Две тенденции биологического и социального находятся в постоянном взаимодействии, и для психологии важно выяснить характер их взаимосвязи.
  • Исходной предпосылкой психического развития индивида является его биологическое развитие. Индивид рождается с определенным набором биологических свойств и физиологических механизмов, которые и выступают в роли основы его психического развития. Но эти предпосылки реализуются лишь тогда, когда человек находится в условиях человеческого общества.
  • Три уровня (триада) организации человека - биологический, социальный, психический.
  • Понятия “индивид”, “индивидуальность” и “личность” не тождественны, но образуют единство. Каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека.
  • Личность - это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в процессе вступления его в общественные по своей природе отношения.
  • Психологами личность часто рассматривается как “сверхчувственное” качество.
  • Для личности общество - это не просто внешняя среда. Личность постоянно включена в систему общественных отношений, которая опосредуется множество факторов.
  • Личность конкретного человека, по Петровскому А.В. (1924-2006), может продолжаться в других людях, и со смертью индивида она полностью не умирает. И в словах “он живет в нас и после смерти” нет ни мистики, ни чистой метафоричности, это констатация факта идеальной представленности индивида после его материального исчезновения.
  • Личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников. Эти межличностные связи реальны, но по природе своей сверхчувственный. Они проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, входящих в коллектив, но не сводятся к ним.
  • По московской психологической школе, “индивидуальность” - это лишь одна из сторон личности человека. “Личность” - рассматривается как социальный продукт, никак не связанный с биологическими детерминантами, а следовательно, социальное в большей степени влияет на психическое развитие индивида.
  • В питерской школе, “личность” - это общественный индивид, объект и субъект исторического процесса с совокупностью его общественных отношений с влиянием биологической детерминированности.