«Теории личности выполняют две основные функции: они объясняют и предсказывают поведение» — Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер, «Теории личности» (2006)
Краткая история развития теории психологии личности
- Выделяют три период развития психологии личности: философско-литерутурный, клинический и экспериментальный.
- Философско-литературный период развития психологии личности длился от начала цивилизационного периода до начала 19 века. Первые определения личности были слишком широкими, куда входило все, что он мог назвать своим личным: биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т.п.
- С первых десятилетий 19 века наряду с философами психологией личности стали заниматься врачи-психиатры - так начался клинический период развития психологии личности. Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять его поведение. Делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человеческой личности. В центре внимания психиатров оказались особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больного человека.
- В дальнейшем было установлено, что многие обнаруженные ими особенности есть практически у всех здоровых людей, но у них эти особенности выражены умеренно, а у больных, как правило гипертрофированы. Это относится, например, к тревожности и ригидности, заторможенности и возбудимости.
- Описание врачами-психиатрами личности человека было слишком суженным. В подобного типа определения не входили качества личности, которые при любых условиях, даже если они крайне выражены, всегда положительны, “нормальны”. Например, способности, другие личностные свойства, нравственные качества.
- Вначале 20 века личность стали изучать психологи, которые до это времени главным образом занимались исследованием познавательных процессов и состояний человека. В связи с тем, что в 20 в. наука активно подтверждалась экспериментами, психологи взяли курс на разработку надежных и верных тестовых методов исследования нормальной личности, с этого времени берет начало экспериментальный период развития психологии личности.
Классификация теорий личности
- Существуют самые разнообразные подходы к классификации теорий и концепций личности.
- В отечественной психологии выделяется две основные классификации теорий личности по Р.С. Немову и Б.В. Зейгарник.
Классификация теорий личности по Р.С. Немову
- Р.С. Немов (1941 г.р.) насчитал 48 теорий личности, каждая из которых может быть оценена по пяти параметрам, являющимися основанием для классификации - по способу объяснения поведения (1), по способу получения данных о личности (2), по точке зрения авторов на личность как структурное или динамическое образование (3), возрастная и педагогическая психология (4), по обращению преимущественного внимания на внутренние или внешние проявления (5).
- По способу объяснения поведения (1) все существующие теории личности можно разделить на психодинамические, социодинамические и интеракционистские.
- К психодинамическим теориям поведения относятся теории, описывающие личность и объясняющие поведение человека исходя из его психологических, или внутренних, характеристик.
- В социодинамических теориях поведения главную роль в детерминации поведения играют внешние ситуации. Поэтому в теориях данного типа не придается существенного значения внутренним свойствам личности.
- Интеракционистские теории поведения основаны на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.
- По способу получения данных о личности (2) - экспериментальные и неэкспериментальные. К экспериментальным теориям личности относят теории, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем данных. К неэкспериментальным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.
- По точке зрения авторов на личность как структурное или динамическое образование (3). К числу структурных относят теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться. Динамическими называют теории, основная тема которых - преобразование, изменение в развитии личности, т.е. ее динамика.
- Возрастная и педагогическая психология (4). Теории этого типа построены на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности, как правило, от рождения до окончания средней школы, т.е.е от младенчества до ранней юности. Кроме этого существуют теории, авторы которых поставили перед собой задачу проследить развитие личности в течение всей жизни человека.
- По обращению преимущественного внимания на внутренние или внешние проявления (5). Так, можно выделить теории черт. Согласно положениям данной группы теорий, все люди отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт, а описание личности можно получить на основе тестологического или другого способа выявления и описания личностных черт, например на основе обобщения жизненных наблюдений разных людей за данным человеком. Второй способ оценки черт личности предполагает объединение всех людей в типологические группы. Люди входящие в одну типологическую группу будут обладать близкими психологическими характеристиками, а следовательно, они очень похожи друг на друга своим поведением. Однако свойственные для той или иной типологической группы психологические характеристики, в свою очередь, делают ее непохожей на другие типологические группы.
Классификация теорий личности по Б.В. Зейгарник
- Б.В. Зейгарник (1900-1988) рассматривала существующие теории личности в их содержательно-смысловом и историческом аспекте, в зависимости от условий их зарождения и развития.
- выделяет следующие группы теорий: теории личности фрейдизма и неофрейдизма, гуманистические теории личности, теории личности экзистенциальной психологии, теории личности французской социологической школы и др.
- По этой классификации проведем рассмотрение теорий личности ниже.
Фрейдизм
З.Фрейд. Психоанализ/пансексуализм
- Зигмунд Фрейд (1856-1939) заложил базу теорий личности на которую впоследствии будет наложен ряд теорий, которые могут быть условно объединены в группу теорий неофрейдизма.
- Теория личности Фрейда зарождается в начале 1890-х годов в период действия клинических исследований личности. Фрейд несколько лет работал в клинике знаменитого французского невролога Ж.Шарко (1825-1893) в Париже и клинике И. Бернгейма (1840-1919) в Нанси. С начала 90-х гг. Фрейд работал вместе с Й.Брейером, применяя метод гипнотического катарсиса. Впоследствии Фрейд отошел от практики гипнотического внушения и перешел к исследованию и интерпретации сновидений, свободной возникающих ассоциаций, оговорок, забывания. Толкование этого материала Фрейд назвал методом психоанализа или новой техникой психотерапии.
- Метод психоанализа состоит в том, что путем длительных бесед с больным до его сознания доводится истинная причина его заболевания; он начинает осознавать то, что было вытеснено. Происходит, по выражению Фрейда, катарсис. В дальнейшем Фрейд распространил свою концепцию и на психику здорового человека. В рамках данной теории Фрейд очень подробно остановился на механизмах человеческого поведения.
- Фрейд выделяет две потребности, которые определяют психическую деятельность человека: либидозную и агрессивную. Т.к. удовлетворение этих потребностей наталкивается на препятствие или сопротивление со стороны окружающего мира, они вытесняются, образуя область бессознательного. Иногда они прорываются, обходя “цензуру” сознания, и проявляются в виде символов.
- Теории Фрейда часто называют пансексуальными, т.к. по большому счету поведение человека объясняется удовлетворением сексуального инстинкта.
- Раскрывая характер взаимодействия либидо и агрессии и возможности их удовлетворения, Фрейд в структуре личности выделяет 3 основных компонента: ид (“Оно”), эго (“Я”) и супер-Эго (“Сверх-Я”).
- Ид является именно той ареной, где властвуют вытесненные в область бессознательного инстинкты. Аналогия с "ребенком" в транзактном анализе, обслуживающего "хочу".
- Эго, с одной стороны, следует бессознательным инстинктам, а с другой - подчиняется нормативам и требованиям реальности. Аналогия с "взрослым" в транзактном анализе, работающего в области "могу".
- Супер-эго - это совокупность моральных устоев общества, выполняющее роль “цензора”. Аналогия с "родителем" в транзактном анализе, фильтрующего, что человек "должен".
- Таким образом, Эго находится в конфликте, ибо требования Ид и Супер-эго несовместимы. Поэтому Эго постоянно прибегает к защитным механизмам - вытеснению, сублимации. Само вытеснение совершается неосознанно. При этом мотивы, переживания, чувства, которые “переселяются” в область бессознательного, продолжают действовать в виде символов, в виде деятельности, которая приемлема для “цензора”.
- По Фрейду, для осуществления разнообразных функций и форм деятельности существует целая система специальных механизмов (сублимация, проекция, перенос, вытеснение, регрессия и т.д.). При этом организм рассматривается Фрейдом как сложная энергетическая система, управляемая законом сохранения энергии. Поэтому, если либидо остановлено в одном из своих проявлений, оно должно неизбежно произвести какие-то другие эффекты. Супер-эго обеспечивает социальную приемлемость этих эффектов. Однако, если это ему не удается, конфликт между Ид и Супер-эго приобретает обостренный характер, нормальное функционирование системы нарушается; блокированное либидо находит свое выражение в различных болезненных симптомах.
- В конструкции личности по Фрейду, содержится предположение о сложности, многоплановости структур человеческого поведения, и все эти компоненты подчинены в основном биологическим законам.
- В теории Фрейда реальные действия человека выступают символом потребности, “затравленной” сознанием. Поэтому, характеризуя теорию психоанализа, известный отечественный психолог Ф.Б.Бассин (1905-1992) отмечал, что сущность фрейдовского учения состоит в признании фатального антагонизма (борьбе противоположностей) между вытесненным переживанием и сознанием, который приводит к антагонизму между человеком и социальной средой.
К.Юнг. Аналитическая психология. Архетипы
- Карл Юнг (1875-1961) был одним из первых учеников Фрейда, отмежевавшихся от своего учителя. Основная причина разногласий между ними была идея пансексуализма Фрейда. Но борьбу с Фрейдом, Юнг осуществлял не с материалистических, а с идеалистических позиций. Свою систему Юнг назвал “аналитической психологией”.
- По Юнгу, психика человека включает три уровня: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное.
- Определяющую роль в структуре личности человека играет коллективное бессознательное, образующееся из следов памяти, оставленных всем прошлым человечества. Коллективное бессознательное носит всеобщий характер. Оно оказывает влияние на личность человека и предопределяет его поведение с момента рождения. В свою очередь, коллективное бессознательное тоже состоит из разных уровней. Оно определяется национальным, расовым и общечеловеческим наследием. Самый глубокий уровень складывается из следов до человеческого прошлого, т.к. из опыта животных предков человека. Таким образом, по определению Юнга, коллективное бессознательное - это разум наших древних предков, способ, которым они думали и чувствовали, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человеческие существа.
- Коллективное бессознательное проявляется у отдельных людей в виде архетипов, которые обнаруживаются не только в сновидениях, но и в реальном творчестве. Архетипы присущи отдельным людям, но в них отражается коллективное бессознательное. Это некие общие формы мысленных представлений, включающие в себя значительный элемент эмоциональности и даже перцептивные (воспринимаемые) образы. Например, архетип матери - это всеобщая идея матери с чувственным и образным содержанием собственной матери. Ребенок получает этот архетип уже в готовом виде по наследству и на его основании создает конкретный образ реальной матери.
- Личное бессознательное не отделено от сознания. Личное бессознательное состоит из переживаний, бывших когда-то осознанными, а затем забытых или вытесненных из сознания. Структурные единицы личного бессознательного представляют собой констелляции (сильные эмоциональные реакции) чувств, мыслей и воспоминаний. Юнг называл констелляции комплексами (например, стремление человека обладать большой властью у Юнга называется комплексом власти).
- Юнг также ввел понятие “Я”. За этим понятием скрывается стремление человека к целостности и единству. Благодаря ему достигается равновесие между сознательным и бессознательным. “Я” может проявляться по-разному. В зависимости от проявления людей можно разделить на определенные типы.
- Отличие юнговского "Я" от фрейдовского "Эго" в различных ролях в структуре личности. "Я" - это центральный элемент сознательной психики, своебразное "я", которое воспринимает мир и себя в нем. Его личные ощущения, интуиция, мышление и чувства, которые позволяют "Я" воспринимать себя индивидуальностью. "Я" фильтрует информацию, анализирует и принимает решения. "Я", понятие более широкое, и может выходить за рамки ограниченного "Эго" и определяющего эгоистичное поведение. "Эго" сужено обслуживанием "Ид", выстраиванием приемлимого поведения удовлетворяющего "Супер-эго".
- В основу классификации личностных типов Юнг положил направленность человека на себя (интровертное/субъективное восприятие) или на объект (экстравертное/объективное восприятие). Соответственно всех людей можно разделить на экстравертов и интровертов. В последующем из-за популяризации факторной теории личности Г.Айзенка (1916-1997), опиравшегося на теории Юнга, но придавшего экстраверсии и интроверсии свое значение, как степень общительности и взаимодействия человека с другими людьми, произошла путаница с этими терминами.
- Юнг также выделяет типы личности по восприятию (темпераменту): ощущающего, интуитивного, мыслительного, чувствующего. Которые в свою очередь подразделяются на экстравертную или интровертную направленность. Всего выделялось 8 типов личностей с доминирующими функциональными психическими процессами: экстравертный ощущающий тип (волевик), интровертно ощущающий тип (комфортист), экстравертно интуитивный тип (вариантщик), интровертно интуитивный тип (детальщик/прогнозист), экстравертно мыслящий тип (рационалист), интровертно мыслящий тип (логик), экстравертно чувствующий тип (эмоционал), интровертно чувствующий тип (отношенец).
- Причем тип личности по темпераменту определяется соотношение различных функций, большинство из которых врожденные. Поэтому типы личности, по Юнгу - это врожденные типы, которые не связаны с условиями общественной жизни.
- На основе классификации Юнга появилась типология людей по фильтрам восприятия (темпераментам). В русскоязычном пространстве - это соционика (будет рассмотрено в отдельной статье), в западных странах - международная классификация типов личностей или типология Майерс-Бриггс (MBTI). Существенных различий, кроме замены одних и тех же понятий своими названиями, соционика от типологии Майерс-Бриггс не отличается. В обоих теориях выделяется 16 типов личностей по темпераменту, с делением 8 типов личностей Юнга на подтипы с вспомогательным функциональными психическими процессами из другой области объективной реальности "среда-объект" для выстраивания целосного восприятия: ощущающе-мыслящий экстраверт (Организатор, Жуков, СЛЭ, ESTP), ощущающе-чувствующий экстраверт (Лидер, Наполеон, СЭЭ, ESFP), ощущающе-мыслящий интроверт (Мастер, Габен, СЛИ, ISTP), ощущающе-чувствующий интроверт (Посредник, Дюма, СЭИ, ISFP), интуитивно-мыслящий экстраверт (Искатель, Дон Кихот, ИЛЭ), интуитивно-чувствующий экстраверт (Инициатор, Гексли, ИЭЭ), интуитивно-мыслящий интроверт (Критик, Бальзак, ИЛИ), интуитивно-чувствующий интроверт (Лирик, Есенин, ИЭИ), интуитивно-мыслящий экстраверт (Искатель, Дон Кихот, ИЛЭ), интуитивно-чувствующий экстраверт (Инициатор, Гексли, ИЭЭ), интуитивно-мыслящий интроверт (Критик, Бальзак, ИЛИ), интуитивно-чувствующий интроверт (Лирик, Есенин, ИЭИ), мысляще-интуитивный экстраверт (Предприниматель, Джек Лондон, ЛИЭ), мысляще-ощущающий экстраверт (Администратор, Штирлиц, ЛСЭ), мысляще-интуитивный интроверт (Аналитик, Робеспьер, ЛИИ), мысляще-ощущающий интроверт (Систематик, Максим Горький, ЛСИ), чувствующе-интуитивный экстраверт (Артист, Гамлет, ЭИЭ), чувствующе-ощущающий экстраверт (Энтузиаст, Гюго, ЭСЭ), чувствующе-интуитивный интроверт (Гуманист, Достоевский ЭИИ), чувствующе-ощущающий интроверт (Хранитель, Драйзер, ЭСИ).
- Также на основе архетипов Юнга, в продолжение типологии людей по темпераментам (фильтрам восприятия), развивается типология людей по архетипам (характерам).
А.Адлер. Индивидуальная психология\комплексы неполноценности
- Альфред Адлер (1870-1937) был не менее известным учеником З.Фрейда, как и Юнг отошедшим от учителя и создавшего “индивидуальную психологию”. Он резко выступил против биологизаторской теории Фрейда. Адлер подчеркивал, что основное в человеке - не его природные инстинкты, а общественное чувство, которое он называл “чувством общности”. Это чувство является врожденным, но оно должно быть социально развито. Он выступил против мнения Фрейда о том, что человек от рождения агрессивен, что его развитие детерминируется биологическими потребностями.
- Также Адлер выступил против расчленения личности на 3 инстанции о которых говорил Фрейд. По его мнению, структура личности едина, а детерминантом в развитии личности является стремление человека к превосходству. Однако это стремление не всегда может быть осуществлено. Так, из-за дефекта в развитии телесных органов человек начинает переживать чувство своей неполноценности, он может также возникнуть в детстве из-за неблагоприятных социальных условий. Человек стремится найти способы для преодоления чувства неполноценности и прибегает к разным видам компенсации.
- Адлер разбирает разные формы компенсации (адекватные, неадекватные) и говорит о возможных ее уровнях. Например, он говорит о возможности выработать гиперкомпенсацию. Это особая форма реакции на свою неполноценность. Умение выработать суперкомпенсацию приводит к тому, что физически слабые и безвольные люди начинают совершать мужественные действия. Более того, в гиперкомпенсации Адлер усматривает механизм творчества, активности. В качестве примера он любил ссылаться на личность Наполеона и считал, что особые способности Наполеона как полководца объяснялись отчасти тем, что у того было обостренное чувство неполноценности из-за малого роста.
- Гиперкоменсацию иначе можно назвать стремлением к бессознательной компенсации запускающейся за счет травм. Погашение боли травм неполноценности являются дровами движения в достижении результата снижающего эту душевную боль. Работающим методом исцеления от этой травмы может быть осознание источника боли, осмысление, медитация, расслабление.
- Три основные формы проявления компенсации по Адлеру:
1. Успешная компенсация чувства неполноценности в результате совпадения стремления к превосходству с социальным интересом.
2. Сверхкомпенсация, которая означает одностороннее приспособление к жизни в результате чрезмерного развития какой-то одной черты или способности.
3. Уход в болезнь. В этом случае человек не может освободиться от чувства неполноценности; не может прийти к компенсации “нормальными” способами и “вырабатывает” симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу. Возникает невроз.
- Таким образом, Адлер предпринял попытку социализировать теоретические воззрения Фрейда, хотя, как мы видим, чувство неполноценности по своей природе является врожденным, поэтому ему не удалось полностью избежать биологизации.
Неофрейдизм
К.Хорни. Коренной невротизм
- Карен Хорни (1885-1952) вначале была преданной ученицей Фрейда. В 1939 г., будучи уже в США, она издала книгу “Невротическая личность нашего времени”, в которой горячо благодарит своего учителя. Однако вскоре она стала резко критиковать Фрейда за его попытку свести механизмы поведения человека к двум тенденциям - либидозной и агрессивной, а также за пансексуализм. Тем не менее в основных своих положениях об “изначальной тревожности” и “коренной тревожности” по существу, повторяет Фрейда и ее основные положения соответствуют фрейдизму: антагонизм природного и социального (принцип стремления к безопасности несовместим с удовлетворением человеческих желаний), фатальность врожденного механизма “коренной тревоги”.
- Основу сущности человека Хорни усматривает во врожденном чувстве беспокойства. Младенец рождается с этим чувством, и уже с первых дней своей жизни начинает чувствовать себя беспокойно. Это чувство окрашивает всю его дальнейшую жизнь, фиксируется и становится внутренним свойством психической деятельности. Чем вызвано это чувство? По мнению Хорни, человек постоянно переживает чувство враждебности мира, и желание избавиться от него порождает беспокойство. Все, что делает человек, - это трансформация чувства беспокойства. Оно является основной мотивацией его поступков. Хорни называет его чувством коренной тревоги, которая детерминирует поступки человека. Коренная тревога заставляет человека стремиться к безопасности.
- Хорни полагала, что развитие неврозов, сущность которых заключается в переживание коренной тревоги, обусловлено противоречиями межчеловеческого общения, прежде всего взаимоотношений между родителями и детьми. Если жизненные ситуации (запугивание, отсутствие любви, гиперопека) заставляют ребенка часто переживать коренную тревогу, то могут возникать стойкие черты характера, такие как неуверенность в себе, боязливое отношение к окружающим.
- По мнению Хорни, каждый человек может и хочет совершенствовать свой личностный потенциал, но когда это естественное стремление блокируется внешним социальным влиянием, возникает невротический конфликт.
- По Хорни человеком управляет 2 тенденции: стремление к безопасности и стремление к удовлетворению своих желаний. Оба эти стремления часто противоречат друг другу, и тогда возникает невротический конфликт, который человек сам стремится подавить, вырабатывая определенные способы (“стратегии”) поведения.
- Хорни выделила 4 типа поведения. 1 тип выражается в “невротическом стремлении к любви” как к средству обеспечения безопасности в жизни; 2 тип проявляется в “невротическом стремлении к власти”, которое объясняется не какими-то объективными причинами, а страхом и враждебностью к людям; 3 тип стратегии поведения выражается в стремлении изолироваться от людей; 4 тип проявляется в признании своей беспомощности (“невротическая покорность”).
- Упрощенная модель из 3 типов стратегий поведения: 1. Стремление к людям; 2. Стремление отдалиться от людей, стремление к независимости; 3. Стремление действовать против людей (агрессия). От них и три типа невротической личности: 1. Устойчивый; 2. Устраненный; 3. Агрессивный. Эти типы свойственны здоровым людям.
- Разница между здоровым человеком и страдающим неврозом сводится лишь к тому, что противоречий между конфликтующими тенденциями у здорового значительно меньше, чем у невротика. У здорового человека под влиянием временных внешних обстоятельств возникают “ситуационные неврозы”. “Неврозы характера” же являются подлинной болезнью, так как в их основе лежит стойкий “изначальный конфликт”.
Г.С.Салливану. “Я-система”
- Г.С. Салливан (1892-1949) начал свою деятельность в качестве врача-психотерапевта, однако в дальнейшем выступал как психолог. Салливан провозгласил, что объектом психологического исследования должен стать не отдельный субъект, а личность как продукт совместной деятельности субъектов. Личность, по мнению Салливана, является относительно устойчивой моделью повторяющихся межличностных ситуаций, характеризующих человеческую жизнь.
- Ребенок рождается с потребностью общения с людьми, с потребностью в нежности и с потребностью избегания тревоги. При рождении мир встречает ребенка не очень “нежно” - ребенку холодно, он переживает дискомфорт в момент рождения. В качестве реакции на этот дискомфорт у ребенка проявляется беспокойство.
- Механизм развития личности по Салливану: 1. потребность в нежности и ласке; 2. стремление избежать тревоги. Оба механизма сосуществуют с момента рождения ребенка, и вместе они являются механизмом развития личности.
- Потребность в безопасности и стремлении избежать тревоги является социально, но это социальность включена с рождения в органические потребности. Удовлетворение таких сугубо органических потребностей, как потребность в пище, тепле, требует заинтересованного и нежного соучастия, содействия другого человека, если речь идет о ребенке. Социальное выступает как система межличностных отношений, но сами межличностные отношения не формируются, а существуют с момента рождения. Формирование личности, по Салливану, происходит фатально, неизбежно.
- Внешний мир для ребенка источностик неудовольствия и поводов для тревоги. В борьбе с внешним миром, а вернее сказать, в борьбе с беспокойством, формируется его личность, названную Салливаном “Я-система”. “Я-система”, т.е. личность формируется в борьбе с неизбежным беспокойством на бессознательном уровне и нахождении различных средств для избежания этого беспокойства. “Я-система” заставляет ребенка, подростка, а в дальнейшем и взрослого человека прибегать к помощи вначале матери, а затем и других людей, например коллег по работе. Таким образом, в качестве механизма, формирующего личность, у Салливана выступают межличностные отношения.
Гуманистическая психология
- Гуманистическая психология (появилась в 1930 г.) в сущности состоит в том, что личность рассматривается как некое психологическое образование, возникающее в процессе жизнедеятельности человека в обществе, как продукт развития человеческого опыта, усвоения общественных форм поведения.
- Для психологов гуманистического направления личность является неким психологическим образованием, которое относится не только к окружающей действительности, но и к самому себе.
- Гуманистическая психология оказала большое влияние на социальную психологию.
- Психологи все больше стали интересоваться личностью как “эмпирическим Я” и внутренней структурой личности.
- Гуманистическая психология изначально противопоставлялась неофрейдистким концепциям. Представители этого направления резко возражали против положения о том, что человеческое поведение обусловлено либо стремлением к удовольствию, либо тенденцией к агрессии, либо к защите от общества. Они отвергали положение, в соответствии с которым природные импульсы обязательно враждебны обществу. Наоборот, они предложили рассматривать в качестве источника поведения врожденные альтруистические мотивы.
К.Роджерс. Недирективная психотерапия
- Одни из ведущих представителей гуманистической психологии Карл Роджерс (1902-1987). Автор книги “Центрированная на клиенте терапия” (1954). В качестве ядра личности рассматривал “Я-концепцию”, представленную динамикой соотношения “Я-реального” и “Я-идеального”. По его представлениям, в личности сосуществуют 2 инстанции, которые должны работать согласованно, - реальное “Я”, представляющее собой систему представлений и оценок самого себя, зависящую от индивидуального опыта и актуальных оценок окружающих, и идеальное “Я” представляющее собой то, каким человек хочет быть. Разработал недирективную психотерапию, центрированную на клиенте, в основе которой лежит правило не давать советов клиенту и избегать оценок его поведения, но актуализировать его творческие способности, требующиеся для самостоятельного решения его проблем.
- Недирективная психотерапия, т.е. сосредоточенность на пациенте, без оказания на него прямого давления. Контакт между врачом и пациентом основывается на уважении друг к другу; при этом оба они являются полноправными участниками беседы, или контакта. Функция терапевта состоит в создании такой ситуации, где врач выступает как второе “Я” клиента и с пониманием относится к его внутреннему миру. Глубокое уважение к индивидуальной позиции личности - единственное правило терапии. Клиент в такой ситуации чувствует, что все его внутренние переживания, ощущения воспринимаются с интересом и одобрением, это помогает открыть новые аспекты его опыта, иногда впервые осознать значение тех или иных его переживаний.
- В недирективной терапии используется недирективное поведение. Общение здоровых людей между собой также должно быть недирективным.
- Центральное звено в теории личности Роджерса является категория самооценки. В результате взаимодействия ребенка со взрослыми и другими детьми у него создается представление о себе самом.
- Формирование самооценки не происходит без конфликта. Часто оценка окружающих не соответствует самооценке. Человек стоит перед дилеммой, принять ли оценку окружающих либо остаться при своей, иными словами, обесценивать себя либо других. Происходит сложный процесс “взвешивания”, который Роджерс называет “органическим оценочным процессом”, поскольку источник оценок первоначально лежит как бы внутри организма ребенка, т.е. здесь мы вновь сталкиваемся с понятием врожденных качеств.
- У Роджерса, как и в неофрейдизме, развитие личности определяется врожденной тенденцией. Социальная среда играет роль лишь внешнего, чуждого природе человека фактора давления.
Г. Олпорт. Теория черт
- Гордон Олпорт (1897-1967) в рамках гуманистической психологии разработал психологическую теорию черт. Согласно этой теории, люди отличаются друг от друга по набору и степени развития у них отдельных, независимых черт, а описание личности можно получить на основе тестологического или другого, менее строгого ее обследования, основанного, например, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью.
- По сути, Олпорт предложил методологию изучения личности, которая получила широкое распространение в рамках экспериментальной психологии личности, с помощью опросников.
- Олпорт с Х.С. Робертом составили словарь терминов для описания личности. С этой целью они проанализировали 18000 слов, из которых отобрали 4500 слов, ясно обозначающих черты личности, а также важные и устойчивые характеристики поведения. В последующем Р.Б. Кеттел (1905-1998) 4500 этих характеристик разделил на синонимичные группы, и таким образом сократил до 171 характеристик личности, которые Кеттел на основе полярностей еще сократил до 16 и получился шестнадцатифакторный личностный опросник.
А. Маслоу. Иерархия потребностей
- Абрахам Маслоу (1908-1970) предложил иерархическую модель мотивации, основанную на постулате о ее врожденности и универсальности.
- Маслоу дал описание личностных особенностей самоактуализирующихся людей, - независимости, креативности, философского мировосприятия, демократичности в общении, продуктивности и др. В модели мотивации выделил 2 класса потребностей: потребностей нужды и потребностей развития.
- Маслоу считал основной потребностью человека является самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. “Самоактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое-то дело…Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них - это своего рода призвание”. Все люди такого типа стремятся к реализации высших ценностей, которые, как правило, не могут быть сведены к чему-то еще более высокому. Эти ценности (среди них - добро, истина, порядочность, красота, справедливость, совершенство и др.) выступают для них как жизненно важные потребности.
- Существование для самоактуализирующейся личности предстает как процесс постоянного выбора, как непрестанное решение гамлетовской проблемы “быть или не быть”. В каждый момент жизни у личности есть выбор: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ от борьбы и сдача позиций.
- Самоактуализирующаяся личность всегда выбирает движение вперед, преодоление препятствий. Самоактуализация - это процесс постоянного развития и практической реализации своих возможностей. Это “труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать”. Это “отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе”.
- По Маслоу, самоактуализация - явление врожденное, она входит в природу человека. Человек рождается с потребностями в добре, нравственности, доброжелательности. Они составляют ядро человека. И человек должен уметь эти потребности реализовать. Следовательно, самоактуализация - это одна из врожденных потребностей. Кроме этой потребности Маслоу выделяет в структуре личности еще несколько основных: потребность продолжения рода; потребность в пище; потребность в безопасности; потребность в защите; потребность в истине, добре и др.
Французская психологическая школа личности
П.Жане. Регуляция психических процессов
- Пьер Жане (1859-1947) высказал мнение о том, что различные психические процессы представляют собой явления, подготавливающие действия. Чувства, мышление являются процессами, осуществляющими регуляцию действий. В основе развития личности положено учение о поведении. Но понятие поведения Жане использует не бихевиористском смысле. Оно рассматривается как включающее не только извне наблюдаемую активность индивида, но и внутреннее психическое содержание, которое становится неотъемлемой частью поведения, его регулирующим звеном.
- Положение Жане о том, что в структуру психических процессов включен процесс регуляции, является чрезвычайно важным. По существу, здесь уже предвосхищена мысль, которая нашла свое дальнейшее развитие в трудах отечественных психологов Л.С.Выготского (1896-1934), С.Л.Рубинштейна (1889-1960), А.Н.Леонтьева (1903-1979), Л.И. Божович (1908-1981) и других, а именно превращение индивида в человека определяется тем, что появляется возможность регуляции и саморегуляции.
- Психика человека развивается в сотрудничестве с другими людьми. Сперва человек сотрудничает с другими и лишь потом, на основе этого, может регулировать собственное поведение.
- В поведенческом акте выделяется 3 этапа: внутренняя подготовка к действию, выполнение действия и завершение действия. В описании поведенческого акта уже включено представление о цели действия.
- В поведении человека Жане выделяет 7 уровней: 1. Рефлекторный. Это самый низкий уровень поведения. 2. Отсроченных перцептивных действий. На этом уровне поведение имеет двухфазное строение, и в нем выделяются подготовка и завершение действия. 3. Элементарных социальных актов. Например актов подражания. 4. Интеллектуальные акты. 5. Манипуляции разными объектами с формированием интеллектуальных объектов. 6. Практической (уместной) деятельности. Интериоризация действия (перевод действий внешнего плана во внутренние). 7. Созидательная трудовая деятельность формирующая внимание и волю.
- Саморегуляция по Жане перекликается с психологическим напряжением и силой. Под психологической силой понимается свойство личности проявляющееся в скорости и длительности отдельных действий. Под психологическим напряжением понимается способность к концентрации и распределению силы. Обе эти характеристики взаимосвязаны и представляют собой энергетическую, динамическую сторону регулируемого поведения. Именно состояние психологического напряжения, в терминах современной психологии можно было бы обозначить как сознательную психическую активность, дающую возможность регулировать свое поведение. Сам Жане называет это состояние активации высших потребностей.
- Воззрения Жане представляются до сих пор современными. Его идеи явились фундаментом для отечественных психологов.
Отечественная психологическая школа личности
Л.И. Божович
- Л.И. Божович (1908-1981) опираясь на понятия о ведущей деятельности и социальной ситуации развития, введенные Л.С.Выготский, показала как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией. Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности, предпосылка к ее развития, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности.
А.Н. Леонтьев
- А.Н. Леонтьев (1903-1979) представил свою концепцию структуры и развития личности. В этой концепции центральное место отведено понятию деятельности. Как и у Божович, основной внутренней характеристикой личности в концепции Леонтьева является мотивационная сфера личности.
- Введено понятие личностного смысла выражаемого отношением целей деятельности человека, т.е. того, на что она в данный момент непосредственно направлена, к ее мотивам, т.е. к тому, что ее побуждает.
- Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые личность включена, тем мотивы более развиты и упорядочены, тем богаче сама личность.
Методология экспериментальных исследований личности
- В настоящее время принято выделять три основных сбора информации о личности, а данные, полученные этими способами, что называют L-, Q-, и T- данными.
- L-данными (life record data) - это данные, полученные с помощью регистрации реального поведения человека в повседневной жизни. Он строится на внешнем наблюдении и регистрации конкретных поступков или достижений личности. Очень часто L-данные используются в качестве внешнего критерия, относительного которого измеряется валидность результатов другого метода. Недостаток метода в чрезмерной субъективности.
- Q-данные (questionnaire data) - метод использования опросников и других методик, построенных на основе самоотчетов. Плюсы в простоте инструментальных конструкций и легкости получения информации, поэтому этот метод занимает центральное место в исследованиях личности. Поскольку метод построен на основе самоотчетов, то результаты обследования могут быть искажены. Эти искажения могут быть вызваны: низким интеллектуальным и культурным уровнем испытуемых; характером мотивации испытуемых, из-за которой результаты могут быть смещены в сторону социальной желательности или подчеркивания своих дефектов; использованием неверных эталонов. Искажения могут быть обусловлены ошибочной теоретической точкой зрения, заложенной в основу конструкции теста.
- T- данные (objective test data) - регистрация объективных данных. Самый сложный и трудоемкий метод, с сложной формализацией результатов и др.
- Из трех способов метод опросников (Q-) получил наибольшее распространение. Это вызвано не только его простотой, но и возможностью создавать различные личностные конструкты, поскольку в основе опросников лежат представления авторов о той или иной личностной характеристике. В пользу опросников возможность использования для разработки новых методик математических приемов.
- Существует 2 основных направления исследования личности с помощью опросников: подход на основе выделения черт личности и типологический подход. В теории черт предполагается существование конечного набора базисных качеств и личностные различия определяются степенью их выраженности. При типологическом подходе исходят из постулата, что тип личности является целостным образованием, не сводим к комбинации отдельных личностных факторов. При этом оба подхода предназначены для формирования понятийного аппарата, систематизирующего информацию об индивидуальных различиях. Подход на основе черт требует группировки личностных признаков, а подход на основе типа типов - группировки испытуемых. Личностные признаки группируется методом факторного анализа, а для группировки испытуемых - методы автоматической классификации. Эти методы являются 2 способами формирования обобщений на экспериментальном массиве данных.
- Два основных варианта постановки задачи группировки испытуемых: 1. группировка испытуемых на незаданные группы (интуитивный способ; о испытуемом мало что известно, но имеются предположения); 2. группировка испытуемых на заданные группы (о каждом испытуемом заранее известно к какой группе он принадлежит).
- Примером получения опросника с анализом 18000 характеристик личности и сжатия до 16-факторного личностного опросника Кеттела приведен в описании теории черт Г.Олпорта.
- Другой классический пример создания опросника, но уже на основе выделения типов, является опросник MMPI (Миннесосткий многофакторных личностный опросник разработанный С.Хатуэй и Дж.Маккинли). При конструировании шкал MMPI Хатуэй и Маккинли воспользовались клиническими представлениями о типах психопатий, или, точнее, о синдромах дисгармонического развития личности. Каждая шкала MMPI, по существу, представляет собой “разделяющее правило” для дифференциальной диагностики здоровых испытуемых от одного из десяти вариантов патологического развития личности, а индивидуальная оценка по шкале теста является показателем “близости” испытуемого к соответствующему варианту дисгармонического развития личности, т.е. решающим правилом диагностики типа личности.
- В классическом виде используется 13 шкал ММРI, содержащих 566 вопросов. В MMPI 3 оценочные шкалы. Они предназначены для выявления установок испытуемого по отношению к тестированию. Остальные 10 шкал являются базовыми для осуществления диагностики.
- В содержательном отношении близкими к MMPI является опросник Х.Смишека, предназначенный для диагностики типа акцентуации личности. В Основу опросника Х.Смишека (1925-1924) положена концепция “акцентуированных личностей” Карла Леонгарда (1904-1988). Согласно этой концепции, черты личности могут быть разделены на группу основных и группу дополнительных черт. Основных черт значительно меньше, но они являются стержнем личности, определяют ее развитие, адаптацию и психическое здоровье. При большой степени выраженности основных черт они накладывают отпечаток на личность в целом и при неблагоприятных социальных условиях могут разрушить структуру личности.
- Личности, у которых основные черты имеют высокую степень выраженности Леонгардом названы акцентуированными. Акцентуированные личности не являются патологическими. “При ином толковании мы бы вынуждены были прийти к выводу, что нормальным следует считать только среднего человека, а всякое отклонение от такой середины (средней нормы) должно быть признано патологией. Это вынудило бы нас вывести за пределы нормы тех личностей, которые своим своеобразием отчетливо выделяются на фоне среднего уровня. Однако в эту группу попала бы и та категория людей, о которых говорят “личность” в положительном смысле, подчеркивая, что они обладают ярко выраженным оригинальным психическим складом. Если у человека не наблюдается проявления тех свойств, которые в “больших дозах” дают паранойяльную, ананкастическую, исетрическую, гипоманиакальную или субдепрессивную картину, то такой средний человек может безоговорочно считаться нормальным.
- Всего Леонгард выделяет 10 (опечатка - д.б. 12) основных типов акцентуаций, в основном соответствующих систематике психопатий в психиатрии.
- В советской психологии типологический подход к описанию личности человека был использован А.Е. Личко (1926-1994) с сотрудниками при разработке патохарактерологического диагностического опросника (ПДО). ПДО предназначен для диагностики типа психопатии и акцентуаций характера у подростков в возрасте от 14 до 18 лет. В основу опросинка положены клиническая типология психопатий и личностных акцентуаций, а также концепция психологии отношений, разработанная А.Ф. Лазурским (1874-1917) и В.Н.Мясищевым (1893-1973). С помощью ПДО сотрудниками А.Е. Личко была обследована большая группа подростков общей численностью 2235 человек, из них 1675 здоровых социально адаптированных подростков-учащихся и 650 подростков с психопатиями и акцентуациями личности различных типов. Результаты этих исследований выявили 11 типов психопатий и акцентуаций характера подросткового возраста: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и конформный. Данный ПДО получил широкое распространение при исследовании психических характеристик личности подростка с целью оценки их соответствия общепринятой норме.
- Существуют множество других опросников скрещивания MMPI и 16PF разработанного Мельниковым и Ямпольским. Соционический опросник (пока еще принят отечественной наукой). И различные другие разновидности.
- В настоящее время современные компьютерные средства в значительной степени облегчают использование математических методов моделирования прикладных психологических задач, что предоставляет психологам широкие возможности для разработки новых экспериментальных подходов к исследованию личности.