Добрый вечер, дорогие друзья ! Сегодня хочу поделиться с вами своим открытием. Это выдающийся ( а, возможно , и великий, просто наследие его ещё не изучено и не оценено) русский филолог, мыслитель и богослов, толкователь Священного Писания Евгений Андреевич Авдеенко.
Есть авторы и книги, которые определяют жизнь, формируют мировоззрение . И хотя Евгения Андреевича я открыла этой весной, безусловно , это человек , который определил мое мировоззрение.
Благодаря его толкованию Священного Писания Ветхий и Новый Завет в моем сердце соединились нераздельно.
Евгений Андреевич родился (23.11.1952 г.) и вырос в Москве. В 1975 г. закончил философский факультет МГУ.
Так о нем вспоминает школьный товарищ:" Особенно тесной дружбы Жэка ни с кем не водил. Он дружил со всеми, и все дружили с ним, но при этом оставался всегда один и сам по себе, словно исполнял монашескую заповедь «всех люби и от всех беги», впрочем, Женя ни от кого не бежал и не был даже отдалённо похож на монаха. В школьном пионерском лагере, куда мы выезжали на июнь месяц в шестом, седьмом и восьмом классах, Жэка был бессменным горнистом, трубил подъём, отбой и пр. Ему нравилось быть горнистом, и, очевидно, он играл эту роль всю свою жизнь. Будить людей от спячки и ежедневной рутины - было его призванием".
В фамилии Евгения Авдеенко будто заложена его судьба . С древнееврейского – Авдий - «раб, слуга Бога», с древнегреческого – «благозвучный, говорящий». Имя же, Евгений , означает "благородный".
Так и есть. Евгений Андреевич на высоком уровне знал древнееврейский и древнегреческий языки , которые лежат в основе христианской цивилизации Иерусалим -Афины.
Эти знания он обратил в службу Богу на двух поприщах : педагогическом и богословском.
Авдеенко - педагог
Вместе с о. Алексием Сысоевым ( отец свящ. Даниила Сысоева) Евгений Авдеенко создал в начале 90-х годов одну из первых и, наверное, лучшую в стране православную классическую гимназию "Радонеж".
На примере лучших произведений древнегреческой и русской литературы Евгений Андреевич беседовал с учениками на вечные темы смысла жизни, любви, дружбы, подвига и т. п. Принципиально не ведя у ребят богословские дисциплины , он закладывал в душах фундамент , на котором можно дальше созидать веру.
К сожалению, в 2005 г. классическая гимназия была расформирована, случившееся пагубно сказалось на здоровье философа.
Авдеенко - Богослов
Надеюсь, что наступит время, когда толкование Ветхого Завета Евгения Авдеенко станет обязательным , если не основным пособием для изучения в духовных школах.
Евгений Андреевич трудился в русле святоотеческой традиции. Но Писание живёт и необходимо его дальнейшее осмысление. Особенно необходимо толкование Писания для современных христиан, которые живут в расхристанном обществе вне библейское традиции.
Думаю каждый , кто прослушал курс лекций Авдеенко "Библейские основания русской идеологии", может подтвердить, что он обладал божественным даром толкования слова Божия, необычайным чувством глубины языка и символическим мышлением.
Евгений Андреевич посвятил себя толкованию Ветхого Завета , особенно книги Бытия. Вообще, он не разделял Писание и следовал словам апостола Павла :"все Писание богодухновенно". И для понимания Евангелия просто необходимо читать и понимать Ветхий Завет, ведь он говорит о Христе и готовит к Его принятию.
Герменевтический метод
Это метод толкования Священного Писания .
В современной библеистике принято считать древнееврейский (масоретский) и являющийся его переводом русский синодальный вариант Ветхого Завета наиболее точным, поскольку это язык оригинала .
Авдеенко настаивал на нераздельности символического языка Ветхого и Нового Завета и параллельном анализе текстов Ветхого Завета на древнееврейском и древнегреческом языках как равноправных.
Почему? Потому что древнегреческий перевод семидесяти толковников (Септуагинта) был сделан в III в. с древнееврейского 70 лучшими толкователями и праведниками и всегда использовался на богослужении.
А вот непосредственно масоретский древнееврейский текст несет след работы «последних редакторов» (раввинов масоретов), стремившихся нивелировать места, имеющие христологический смысл.
Авдеенко - философ
На основе Священного Писания Евгений Андреевич создал собственную парадигму истории, которая основывается на противопоставлении двух духовных начал — «Каин и каиниты» и «сыны Божии». Эти духовные начала проявляются в народах, церквях и отдельных людях.
Вся земная история по мысли Евгения Андреевича, представляет собой борьбу каинитов с сынами Божиими. Будучи лишены благодати Божией и связи с землёй, каиниты не могут жить вне связи с сынами Божиими, духовно паразитируя на них. Их сущность - сатанинское ( по силе) богоборчество.
«Каиниты как историческая общность всегда восстают на Церковь, или борются с ней изнутри, опознание каинитян есть практическая задача церковной жизни. Поэтому Св. Писание сообщает признаки, по которым можно опознать каинитян во все эпохи человеческой истории…». Он называет эти признаки.
Слугами каинитов, чаще невольными, являются вавилоняне.
"Вавилон" также является центральным понятием в философии Авдеенко. Ведь именно вольные каменщики Вавилона произвели первую научно-техническую революцию, уяснив универсальную двоичную систему. В их случае это был кирпич-асфальт, в последующей же истории человечества этот принцип проявлялся и как эрос-танатос (голливудский кинематограф), и как ноль-единица ( создание компьютера).
Если каиниты - это сатанисты, то вавилонянам Бог безразличен, хотя они и могут написать на деньгах:" in god we trust". Им интересно строить и бесконечно конструировать, " улучшать" жизнь.
Точка, в которой сходятся каиниты и жители Вавилона - это желание изменить человеческую природу (совлечь с себя образ Божий), иными словами , трансгуманизм ( замечу, что это явление древнее, а отнюдь не современное). Вот по этому стремлению их и можно опознать в истории .
Думаю, друзья, я достаточно заинтересовала вас творчеством Евгения Андреевича Авдеенко. Предлагаю вместе с ним читать и понимать Книгу Жизни!
Необходимость изучать Библию Авдеенко объяснял так:
'К интенсивному изучению Священного Писания меня побудила необходимость понимать, что происходит в современном мире, потому что все, что нам сообщается, не получало достаточного освещения из тех источников, которые находятся во власти общего гуманистического движения. То есть понять, что происходит в современном мире без Священного Писания, без опоры на категории, которые в нём даны, невозможно".
Закончить хочу словами супруги и верного соратника Натальи Ивановны Московцевой:" Это был настоящий глава семьи: женился с умом, а не только по любви, соблюдал самое важное — мир, и всё это малыми средствами. Высший балл, настоящий мужчина! В такой атмосфере человек расцветает, и в этом мире создавалась его семья и его труды, которые только условно можно делить по тематике и названиям, потому что его работы — одна речь, одно слово".
🔽🔽🔽 Сайт, посвященный наследию Евгения Андреевича.
25 июля 2014 г. день светлой кончины Евгения Андреевича Авдеенко. Пожалуйста, помяните его в своих молитвах!
Благодарю за внимание!