Давно хотела побывать в Крепости Орешек, и вот, наконец, в этом году удалось. Задача не из простых - крепость находится на острове в месте, где Нева вытекает из Ладожского озера.
Сухопутного прохода к нему (как в Кронштадте, к примеру) не существует, на остров можно попасть с материка либо из поселка Морозова либо из города Шлиссельбурга, до которых из Санкт-Петербурга надо тоже как-то добраться.
Ходят автобусы, электрички, только все это привязано к графикам из передвижения, ехать долго. Потом еще нужно будет переправиться на остров - на пароме или как-то еще.
В общем, непростое дело. Мы выбрали водный путь на метеоре по Неве, которая, как известно, единственная вытекает из Ладожского озера - месте, где этот самый остров-то и располагается.
Час быстрого плавания по реке - и вот перед нами показались стены с башнями средневековой крепости. Между прочим, ей уже 2025 году крепости исполнилось 702 года!
Этот самый Орешек в свое время был важнейшим форпостом России в борьбе со шведами и несколько раз переходил от русских к шведам и обратно, пока Петр I окончательно не возвратил крепость в ходе Северной войны. Тогда шведское название Нотенбург заменили на Шлиссельбург (ключ-город).
Кстати, на шпиле одной из башен он представлен.
А впервые об этих местах упоминается еще в новгородских летописях 1228 года, когда на Неве действовал легендарный торговый путь «Из варяг в греки». Про этот путь писала здесь. Князем Юрием Даниловичем (внук Александра Невского) на Ореховом острове в 1323-м была построена деревянная крепость.
И в том же году в ее стенах был заключен Ореховецкий мирный договор между Великим Новгородом и Швецией. Об этом событии имеется память - камень с выбитыми на нем словами.
Тогда же и название Орешек (альтернативное название — Ореховая Крепость) всплыло, которое было связано с локацией нахождения — Ореховым островом.
И, хотя мир провозгласили вечным, шведы потом его нарушили. В смутное время они воспользовались царившим в нашей стране сумбуром и осадили крепость.
Подплыли мы к пристани, вышли и сразу направились к воротам крепости, потому что, кроме самой крепости на острове больше ничего и нет. Там нас встретила экскурсовод и началась наша замечательная экскурсия.
Начали свой обзор крепости с Воротной башни. Вообще, по углам Крепости стоит 5 оборонительных башен: четыре из них имеют круглую форму, а одна из них — четырехугольная Воротная. Каждая из башен имеет свое наименование и предназначение. На Мельничной башне находилась мельница, а с Колокольни подавали сигналы о потенциальной опасности.
На северо-востоке Крепости размещается цитадель с тремя башнями, но в настоящее время из них сохранилась только одна.
Что сказать про самую первую башню, с которой удалось познакомиться - сразу произвела большое впечатление.
Необходимо отметить, и экскурсовод это подчеркнула не раз, что крепость неприступная. Взять ее штурмом практически невозможно. В плане подготовленности к бою Крепость была вершиной инженерной мысли того времени.
Помимо общей выносливости конструкции, были продуманы многие нюансы, которые делали Орешек максимально неприступным. Стратегическое расположение башен и бойниц создавалось с учетом равномерности ведения огня, в каждой башне были вентиляционные отверстия, окна для подачи боеприпасов и легко баррикадируемые входы. Если конкретно, то к, примеру, ширина стен была более 6 м (сначала были 4,5, потом надстроили).
Вообще, общий срок, в течение которого в средневековые времена крепость могла выполнять свое целевое назначение - оборонительно-укрепительное, составлял 100-150 лет. За это время менялось и улучшалось вооружение, тактики ведения боя, материалы, так что, крепость, построенная по всем существующим СНИПам и правилам, через 150 лет уже не выдерживала натиск более мощных осадных орудий, а уж с появлением артиллерии эти сроки и вовсе стали сокращаться. Не могло это не отразиться и на крепости Орешек.
На территории крепости имеются остатки древних стен времен Рюриковичей, которые оставили для примера. Это статки новгородской каменной крепости 1352 года, а потом ещё обнаружили остатки защитной стены городского поселения на острове 1410-го года.
Существующий же контур более современный. Вдоль одной из стен даже сохранились остатки казармы, которые Пётр Первый планировал соорудить для своего гарнизона ни много ни мало на 4 тысячи человек казармы. Но пока шло строительство, выяснилось, что такой контингент тут уже не нужен, после строительства Кронштадта, и значение крепости Орешек существенно понизилось.
Но это совсем не означает, что крепость не была нужна в качестве укрепления. Много раз её стены защищали нашу родину от захватчиков, с переменным успехом. Раз как-то ещё в средневековые времена защитники вынуждены были, правда, сдаться шведам, потому что бесперспективно ждали помощи с земли, и последние несколько человек, которые могли передвигаться самостоятельно, открыли ворота.
Речь идёт о событиях, произошедших в сентябре 1611 года в результате многомесячной осады Орешек достался шведам. Из 1300 защитников Крепости в живых осталось не более ста изможденных бойцов, остальные пали жертвами голода и болезней. В 1617 году шведы и русские подписали перемирие, по условиям которого Орешек отошел шведам и потерял свое название. Новые хозяева назвали его Нотебург.
Потом Петру Первому стоило больших трудов захватить эту твердыню, своих друзей гвардейцев, погибших при этом штурме, он похоронил в стенах крепости. Произошло это 14 октября 1702. Могила их до сих пор там имеется.
Кстати, на штурм Орешка решился князь Голицын вопреки воле Петра. Про Голицына и его усадьбу я писала здесь, в музее Конюшенного двора как раз и представлена переписка князя с царем.
Или вот ещё другая история беспримерной храбрости. Во время великой Отечественной войны именно гарнизон крепости Орешек своей батареей поддерживал дорогу жизни, проходившую по льду Ладожского озера.
Та сторона крепостной стены, которая выходила на сторону Шлиссельбурга (где находился неприятель) и постоянно обстреливалась немцами, осталась невосстановленной.
Там расположена памятная табличка, на которой содержатся данные о батарее, которая стояла здесь и противостояла врагу. Вид разрушенный стены даёт отличное представление о том, какие здесь творились дела.
Но вернемся к Воротной башне. Въезд не был сквозным, а делался под углом. Это усложняло использование таранов при осаде Крепости. Ведь, если вы разбиваете дверь тараном, то обычно именно в пространство за дверью. Оно, как правило, сквозное - лестница либо сразу выход в коридор или на открытую местность. А тут перед вами возникает глухая стена, а выход направо.Вы поворачиваете направо, а там выход закрыт решеткой. А, пока вы поворачивали, сзади вас тоже падает решетка - и вот уже вы с товарищами по опасному бизнесу в каменном мешке. Там вас можно закидать бомбами или приморить каким-либо иным образом. Такая инновация даже в современных условиях позволяет получать хорошие результаты, а в средневековые времена давала просто невероятные преимущества в случае штурма.
Еще пару слов скажу о крепостных стенах. Высота их 12 м. Подъем и спуск по ним осуществляется по весьма крутой лестнице. Мы попробовали подняться и походить там. Впечатление колоссальное.
Ощущаешь себя каким-то защитником Хельмовой Пади уж как минимум. Коридор, бойницы - из них действительно хорошо просматривается округа и толщина стены тоже очевидна.
Можно себе представить сложности несения здесь службы, нем более в непростых северных погодных условиях. Но и неприступность крепости видна невооруженным глазом. Видео здесь.
Кстати, после того, как Орешек утратил свое стратегическое значение, его практическим качествам нашли применение - здесь устроили политическую тюрьму. Помните замок Иф? Он тоже был на острове. Здесь, конечно, не было таких подземелий, но условия содержания тоже не оставляли сомнений в том, зачем здесь люди находятся.
Здесь содержались самые разные государственные преступники — неугодные члены царской семьи и просветители, опальные фавориты и декабристы, народовольцы и участники польского восстания.
Из самых известных заключенных Орешка можно назвать несостоявшегося императора Иоанна VI - того самого мальчика, сына Анны Леопольдовны и брата датского короля Антона Ульриха, которых своими преемниками назначила Анна Иоанновна, российская императрица. Иоанн Антонович был всю свою жизнь заточен в крепости. Здесь на стене даже имеется медальон с его именем, обозначающий место, где находилось его узилище. Ужасный сюжет из нашей истории, почти такой же, как казнь маленького сынишки Марины Мнишек и расстрел царской семьи.
Здесь же и стенды расположены, из которых информацию об этом факте можно почерпнуть.
Впрочем, остальные узники здесь, видимо, пребывали заслуженно. К примеру, первая жена Петра I - Евдокия Лопухина или его сестра Мария Алексеевна. Виновны в измене.
В 1798 году построили на территории крепости «секретный дом».В 1826 году здесь находились декабристы, ожидающих своей участи Ивана Пущина, Вильгельма Кюхельбекера, братьев Бестужевых. Их тоже признали виновными в измене.
Их камеры сейчас можно осмотреть, они находились тут же, в секретном доме.
Там в настоящее время располагается информация об узниках, пример условий, в которых их содержали, отдельно оборудована экспозиция караульного помещения.
Те, кто их стерегли, вряд ли сильно лучшие условия имели.
Еще здесь имеется отдельное строение - здание Новой народовольческой тюрьмы, в котором находились в заключении 30 террористов-народовольцев , убивших императора Александра II в 1881 году. Его сын Александр Третий не казнил его убийц, а заточил их в крепости в очень жестких условиях.
Для осмотра доступна экспозиция, где представлены камеры узников, можно ознакомиться с жесткими условиями их содержания. В 6 утра надзиратель входил в камеру и прикручивал койку к стене. До вечера заключенный мог пользоваться только стулом и столом - самыми простейшими, прикрученными к полу и стене. Из досуга была только доступна Библия.
В результате половина умерли или сошли с ума. Но были и некоторые, кто выдержал все, дождался послаблений и воспользовался ими.
Это был Николай Морозов - изучивший в тюрьме 12 языков и написавший 26 трудов по философии, химии, физике и алгебре, а после того, как освободился. стал уважаемым человеком, профессором, другом Менделеева и именем его даже назвали поселок на другом берегу. В крепости о нем также есть информация.
Кстати, в этой тюрьме теперь выставка.
В конце XIX века в крепости был казнен брат Владимира Ленина Александр Ульянов за подготовку покушения на Александра III. всех участников покушения казнили прямо здесь, во дворе в числе пятерых «вторых первомартовцев». На стене крепости об этом имеется табличка.
И еще одна, не менее кровавая и ужасная страница в истории крепости - во время Великой Отечественной войны на протяжении 500 дней небольшой гарнизон из 350 воинов оборонял крепость от наступления немецкой армии, которая так и не смогла переправиться на правый берег Невы и замкнуть кольцо блокады Ленинграда. Про обстрелянную стену крепости я уже рассказала, теперь скажу про мемориал в ее центре.
Он составлен из развалин башни и железных вставок, выплавленных из снарядов, которые были обнаружены на территории крепости. Немцы выпустили по нему свыше 50 000 снарядов, потратили больше 100 000 пуль.
А еще доступна для осмотра башня Цитадели, в которой защитники крепости и провели эти 500 дней, мороз тогда иногда достигал минус 40 градусов.
Когда нам экскурсовод предложил спуститься в помещение башни и представить, каково это было - находиться там столько времени в таких условиях, признаюсь, впечатления были прямо-таки жуткими.
Маленький каменный мешок, полуподвал, не представляю, каково было находиться здесь в таких условиях, если ты не только ни в чем не виновен, а наоборот - выполняешь свой долг, стараешься выжить и спасти других.
Все эти объекты - тюремные помещения, башни, стены, мемориал, братская могила - создают весьма мрачное впечатление от крепости.
И правда, место тут такое. Полное скорби и воспоминаний о невзгодах и лишениях. Но есть здесь и место для обычной жизни туристов.
Есть небольшой музей на стене - там расположены макеты башен в разрезе, архивные документы и мемориальные экспонаты.
Есть много стендов с информацией.
Есть лавочки, клумбы даже.
Кофейный ларек и место для приема пищи.
Через ворота в стене можно выйти на берег Ладожского озера и побыть там, устроить пикник, просто погулять.
Нам это не совсем удалось, был сильный ветер и погода весьма холодная.
Но тут она часто такая.
Не для развлечений место. Хотя имеется у стен крепости на берегу и кафе, только мы до него не дошли.
Полюбовались суровой северной природой, имеющей свою прелесть и отправились на свой метеор.
Кстати, насчет способа добраться и цены. Как уже говорила, крепость на острове стоит, к ней сухопутного пути нет. Только вплавь, в ближайшие населенные пункты, из которых можно переправиться сюда тоже нужно добраться.
Произведенный мониторинг возможностей не внушал оптимизма, на эту поездку пришлось бы потратить много сил и времени.
Так как отпуск не резиновый, время свое в Санкт-Петербурге мы старались распланировать оптимально, чтобы и не падать от усталости замертво вечером (все-таки отдыхать же приехали), и успеть побольше всего, пришлось пожертвовать единственным возобновляемым (хотя и с трудом) ресурсом, который у нас имелся - деньгами. Для того, чтобы попасть в крепость, были куплены за 8 тысяч рублей билеты на метеор, который отправлялся от Дворцовой пристани.
Здесь тоже сэкономить не получилось. Были билеты дешевле, но без экскурсии и с отправлением от Васильевского острова. Бегать поутру и искать, где там эта пристань (хотя впоследствии мы ее все-таки нашли) нам не захотелось, а экскурсия в таких местах не помешает нисколечки. В общем, купили и поехали.
Кстати, пока плыли, проплыли мимо всех наших предыдущих стоянок, где мы были во время наших круизов (на теплоходе "Михаил Булгаков" и на теплоходе "Две столицы"). С удовольствием вспомнили наши приключения.
Что и говорить, мы ни минуточки не пожалели о потраченных деньгах. Историю своей страны знать, безусловно, нужно. Но, когда она проиллюстрирована подобным образом, она просто отпечатывается в памяти.
Никакие книги, хроники и лекции не дадут никогда такого эффекта, как личное присутствие на этом месте, ощущения от этих средневековых стен, ветра и шума воды, скромной растительности и мрачных напоминаний о тех, кто здесь находился до вас.
Все-таки, из-за расположения на острове эта изолированность и отверженность что-ли еще усиливается.
Вот, к примеру, в Петропавловке тоже тюрьма была, но таких мрачных ощущений там нет.
Видимо, средневековье не зря зовут мрачным, темным - здесь как будто в него погружаешься. Много нам за время наших путешествий попадалось крепостных, кремлевских стен, скитов и подземелий, но нигде такого мрачного чувства не испытывали.
И все равно, сюда надо приехать обязательно. Кругозор очень расширяет.