Игорь Лобач: «К контрафакту на рынке привело сокращение ввоза иностранных семян»
Краснодар, 23 июля – Юг Times, Зухра Куб. Каковы настоящие объемы воды в Краснодарском водохранилище и почему его работа не согласуется с состоянием реки Кубань.
Сельское хозяйство в настоящее время подвергается государственному регулированию, в том числе через обязательную регистрацию в электронных системах. С одной стороны, это значительно усложняет работу аграриев, с другой - способствует тому, чтобы рынок стал прозрачным и прогнозируемым. Запрет на ввоз семян из определенных стран, как и введение квот на импорт рисовой крупы, также оказывает определенное воздействие на аграрный процесс. Что мешает российской селекции семян пивоваренного ячменя и овощных культур? Как решается долгосрочная проблема Краснодарского водохранилища? На эти и другие вопросы ответил собеседник издания.
- Игорь Александрович, после введения обязательной регистрации на ФГИС «Семеноводство» аграрии стали жаловаться, что электронная бюрократия значительно усложняет их работу. Правда ли, что от системы один вред?
- Необходимость во ФГИС «Семеноводство» возникла, потому что с увеличением объемов производства сельхозпродукции и изменением технологий, которые становились интенсивнее, появилась надобность в более детальном учете аграрных работ. Если мы не видим, какая продукция производится, сложно планировать производство. Сегодня большинство малых крестьянских хозяйств заранее не рассчитывают, сколько и что они будут сеять. Это неправильный подход. Мы все планируем свою жизнь, если хотим, чтобы задуманное удалось. На мой взгляд, негативный фон вокруг ФГИС «Семеноводство» связан с тем, что такой системы ранее не было.
Любое изменение люди чаще всего встречают настороженно, даже если оно направлено на исправление неблагоприятной ситуации. Когда система только начала работать, стали возникать вопросы, на которые не сразу находились ответы. К примеру, мы собрали 178 вопросов от членов Национального семенного альянса.
Контрафакт не исчез
- С чем связаны суровые условия системы для аграриев?
- Могу сказать, почему государство применяет такой жесткий подход к электронной отчетности. В этом году мы делали расчет для прогноза производства посевного материала, исходя из чего видим: очень активизировались изготовители семян неизвестного происхождения. Под видом одних гибридов производят другие, что не соответствует прилагаемой документации. Особенно от подделок страдают известные бренды. В интернете много сайтов сомнительных продавцов, которые реализуют всю палитру гибридов. Они прибегают к хитрости: приводят названия брендов, которые находятся на рынке десятки лет и, по нашим данным, не так много производят, а затем пишут в скобках другие наименования, добавляя, что это стопроцентные аналоги. ФГИС «Семеноводство» позволяет полностью отслеживать историю семян, чтобы перекрыть поток фальсификата. Если все это будет правильно отработано, проблем у АПК станет значительно меньше.
- В чем причина высокого уровня контрафакта на российском рынке семян?
- Одна из причин в том, что на рынке сократилось легальное хождение семян иностранной селекции. Ограничен их ввоз в страну, и находятся те, кто хочет на этом заработать. Нередко мы сталкиваемся с тем, что менеджеры компаний, которые ушли с отечественного рынка, не имея больше доступа к продукции со своей предыдущей работы, несанкционированно занялись этим вопросом. Ситуация не связана с дефицитом: в России возросло производство семян подсолнечника, кукурузы и сахарной свеклы. Проблема контрафакта в стране не нова. В 2009 году более 33% объема рыночного оборота составляли семена неизвестного происхождения. Недобросовестные производители использовали в качестве фальсификата товарную кукурузу или подсолнечник, которые калибровали, подготавливали и красили марганцовкой. Себестоимость такого товара была как минимум в 2,5 раза ниже качественной продукции, обеспечивая высокий доход бенефициарам незаконного производства. Сегодня происходит то же самое.
Импорт экспорту не помеха
- Россельхознадзор с 30 июня запретил ввоз семян голландского происхождения. В связи с этим аграрии говорят о риске нехватки посевного материала, в первую очередь овощных культур. Какова позиция Национального семенного альянса?
- Периодически возникают ситуации, связанные с запретом на ввоз семян из той или иной страны. Ранее подобное происходило с некоторыми культурами из Франции, Германии, Румынии, Казахстана. Предположу, что недавний запрет связан с фитосанитарной обстановкой, которая сложилась в Голландии. Не думаю, что ограничения введены для создания конкурентных преимуществ семян овощных культур отечественной селекции по той причине, что если, к примеру, объем производства семян сахарной свеклы в России был увеличен и при необходимости есть чем их замещать, то в ситуации с овощами все не так однозначно. Тут играет роль, вероятно, санитарный фактор. К примеру, я бы не хотел, чтобы на моем садовом участке появился какой-то вредоносный объект. У меня нет данных, в чем заключается причина запрета. Хотя любые ограничения, связанные с ввозом, всегда воспринимаются болезненно, нежелательно, чтобы путали меры защиты отечественного рынка в отношении тех культур, по которым страна себя обеспечивает, с теми вопросами, которые слабо относятся к поддержке российских семеноводов.
- С 1 июля Россия ввела тарифную квоту на экспорт 50 тысяч тонн рисовой крупы и шелушенного риса, которая продлится до конца года. Как это отразится на внутреннем рынке?
- Начиная с 2005 года рисовая отрасль страны ежегодно увеличивает производство, достигнув к 2010-му продовольственного самообеспечения. По подсчетам Национального семенного альянса, без учета новых территорий внутренняя потребность жителей Российской Федерации в рисовой крупе составляла 550 тысяч тонн. Сегодня, чтобы обеспечить повысившиеся нужды, достаточно 700 тысяч тонн, для получения которых нужно переработать 1,1 миллиона тонн риса-сырца. Сегодня рисоводы страны стабильно производят 1,1-1,15 миллиона тонн непереработанного злака. До разрушения Федоровского гидроузла эта цифра составляла 1,2 миллиона тонн. Это говорит о том, что есть определенный объем риса, который необходимо экспортировать. Россия на протяжении 10 лет стабильно экспортировала в среднем 160-180 тысяч тонн крупы, постепенно занимая рынки других стран. Да, в то же время страна импортирует рис, но это длиннозерные сорта, которые пока невозможно выращивать в природно-климатических условиях Российской Федерации. Импорт и экспорт позволяли сбалансировать ситуацию, которая складывалась на рынке. Но в последние два года посевные площади снизились с 140 до 120 тысяч гектаров. Кроме того, резко изменилась политическая ситуация, которая поставила под угрозу импорт. Поэтому был введен запрет на вывоз рисовой крупы, что создало давление на цены, приведя к их снижению. Однако не стоит забывать про ежегодную инфляцию, которая приводит к росту стоимости техники и рабочей силы. Рисовая отрасль не может стоять на месте, и запрет на вывоз крупы приводит к неблагоприятным последствиям, поскольку рис - одна из самых затратных культур, выращиваемых в стране. Если длительное время оставлять аграриев без должного дохода, в итоге это может привести к снижению производства риса-сырца. Мы консультировались с Минсельхозом России, в результате придя к сбалансированному решению о квоте в 50 тысяч тонн для рисовой крупы. После анализа сложившейся ситуации в дальнейшем эта цифра, возможно, будет увеличена. При этом подчеркну: страна без риса не останется - мы себя обеспечиваем в должном объеме. Тем более в течение ближайшего года ожидается восстановление Федоровского гидроузла.
Нездоровая конкуренция
- Сегодня отечественные семеноводы демонстрируют хорошие показатели по ряду позиций, например, кукурузе и сое. В то же время в российской селекции другие культуры, например пивоваренный ячмень, представлены плохо. Почему это происходит и какие шаги предпринимаются для решения проблемы?
- Национальный семенной альянс совместно с торговыми компаниями глубоко изучал тему отечественной селекции пивоваренного ячменя. Мы считаем, что одна из причин кроется в том, что в мире существует две системы отбора сортов ячменя для пивоварения, которые относятся к европейским странам. Они формируют жесткие условия для включения сортов в реестр, обращая внимание прежде всего на вкусовые качества пива. У нас возникли вопросы, связанные с тем, что системы не пускают чужих в этот сектор экономики. Ситуацию осложняет и то, что многие пивоваренные заводы, действовавшие в России, находились под управлением иностранных компаний, которые не были заинтересованы в том, чтобы наши отечественные сорта были представлены в этой области семеноводства. Соответственно, перед российскими селекционерами не ставилась такая задача. Полтора года назад мы обратили внимание на ситуацию, поскольку считаем, что импортозамещение должно идти по всем направлениям. Предложили пивоваренным компаниям пройти слепую дегустацию, в ходе которой они не будут знать, из какого материала - российского или зарубежного - сделан продукт. Однако они не согласились. Меня это еще больше убедило в том, что на этот рынок не хотят пускать российских семеноводов. В свое время на сельскохозяйственной выставке «ЮгАгро» проводилась слепая дегустация вин. И если до этого российские напитки не получали в призы, то тогда они заняли достойные места. Поэтому в случае с пивоваренным ячменем также имеет место нездоровая конкуренция. Чтобы создать сорт колосовых культур, требуется 7-8 лет. Думаю, за этот период в России появится отечественный сорт пивоваренного ячменя, тем более это направление включено в федеральную научно-техническую программу.
- Какая ситуация складывается с селекцией семян уже упомянутых овощных культур?
- Это существенная проблема. Два года назад мы анализировали эту ситуацию и выяснили, что, во-первых, в Российской Федерации практически нет точной статистики по большинству культур, особенно по овощным. Во-вторых, очень мало компаний занимаются селекцией для промышленного производства, а не личных подсобных хозяйств. Можно назвать только одно предприятие, которое работает в этом направлении. При этом многие предприниматели говорят о больших объемах производства, однако их семеноводческие комплексы находятся за рубежом, поскольку там рабочая сила дешевле. В то же время, если мы говорим о продовольственной безопасности, должны выращивать хотя бы минимальный овощной набор на своей территории. Понимая, сколько в стране посевных площадей в теплицах, Национальный семенной альянс начал работать с производством семян на закрытом грунте. Ситуация здесь также неоднозначная. Закрытый грунт делится на определенные категории, с первой по пятую, где к пятой относятся самые современные теплицы с досвечиванием. Их доля на рынке невысока. К примеру, к последней категории относится только 3-5% теплиц, которые выращивают огурцы. Здесь радует, что налаживается взаимодействие между селекционным центром и тепличными комплексами. Однако это движение сдерживает то, что в овощеводстве представлено много культур. Поэтому не надо пытаться развивать их все, а стоит начать хотя бы с борщевого набора. Кроме того, не каждый переработчик тех же томатов, огурцов или сладкой кукурузы готов переходить на продукцию, выращенную из отечественных семян. Нужно стимулировать, чтобы они хотя бы попробовали это сделать. Чтобы изменить ситуацию с селекцией овощных культур, также необходимо поощрять создание трех, а лучше пяти крупных компаний, которые будут всерьез заниматься этим направлением семеноводства для выращивания овощей в промышленном масштабе. Для этого рынок должен быть понятен и прогнозируем. Тогда туда будут приходить инвесторы. Еще один фактор - прозрачность сегмента. Если с контрафактом подсолнечника бороться трудно, то здесь еще сложнее: в одном чемодане поместятся семена, которыми можно засеять половину площадей нашей страны под эти культуры. Поэтому пока нет готового решения. Мы создали специальную рабочую группу и видим, что продвигаемся по этому направлению.
Очищение рукотворного моря
- В 2026 году Краснодарское водохранилище планируют реконструировать и очистить. Чего вы ожидаете от этих работ? Как изменится деятельности аграриев? Будет ли выращиваться в период проведения реконструкции меньше риса?
- Когда Краснодарское водохранилище проектировалось, его работа была рассчитана на 100 лет. В этом году ему исполнилось полвека. Поэтому нужно смотреть на техническое состояние рукотворного моря. По данным 2016 года, оно ежегодно заиливается на 10 миллионов кубометров. То есть объем Краснодарского водохранилища занимают 360 миллионов кубометров иловых отложений, поэтому, когда говорим, что набираем 1,8 миллиарда кубометров воды, фактически это составляет 1,5 миллиарда. Были многолетние споры, в ходе которых мы высказывали свои предложения об очистке, советовались с учеными. В результате исследования темы один из институтов пришел к заключению, что основным вопросом, связанным с извлечением иловых отложений, является то, что в 1998 году было принято решение о снижении уровня максимального набора воды (НПУ) с 2,4 до 1,8 миллиарда кубометров. Вместо укрепления сооружения и нижнего течения реки Кубань в то время решили слить воду и разработать новое НПУ, чтобы избежать опасности подтоплений. Но, во-первых, такая угроза есть всегда. Во-вторых, в результате скорость течения воды в Кубанском море снизилась, и песок, вместо того чтобы спускаться, начал откладываться в водохранилище. На сегодняшний день принята дорожная карта, в том числе по очистке Краснодарского водохранилища и дамб обвалования реки Кубань, чтобы не увеличивать риски затопления населенных пунктов в случае больших сбросов. По нормативам проекта, в случае необходимости Кубань должна принимать 1,2-1,4 тысячи кубометров воды в секунду. Сегодня дамбы на реке были восстановлены за счет федерального бюджета, но в течение 10 лет ее русло не чистится. Поэтому, когда мы поднимаем уровень воды на дамбах, одновременно тот же процесс происходит на Кубани. Ранее, в советское время, и позже, в 90-е годы, очистка регулярно проводилась в определенных местах и такой проблемы не было. Она возникла в основном потому, что власти не могут понять, куда девать иловые накопления и как их использовать в дальнейшем. Мы предлагаем отдать этот песок муниципалитетам, которые находятся в низовьях Кубани, с условием, чтобы они деньги от реализации направляли только на противопаводковые мероприятия.
- Какие мероприятия необходимы для чаши Краснодарского водохранилища?
- В течение восьми месяцев рукотворное море пересохло. За это время можно было с помощью мощной техники начать вывозить ил из его чаши, использовать его при строительстве дорог. Сегодня должно быть принято решение, в том числе с участием силовых органов, чтобы очистить как реку, так и Краснодарское водохранилище. Нужно вновь увеличить НПУ до 2,4 миллиарда кубометров либо очистить водохранилище, чтобы в реальности было 1,8 миллиарда кубов, которые обеспечат выращивание риса на 120 тысячах гектаров в Краснодарском крае. А если говорить о реализации поручения Минсельхоза России - 1,3 миллиона тонн кубанского риса к 2030 году, то необходимо увеличить запасы воды. Хочу подчеркнуть: в настоящее время нет проблем с обеспечением водой рисосеющих хозяйств. При качественном администрировании Кубанское море способно обеспечить площадь 115-120 тысяч гектаров, что укладывается в русло продовольственной безопасности страны.