Найти в Дзене
Принципы

Психические состояния (часть 3). Стресс и регуляция состояний

Оглавление

«Величайшее оружие против стресса — это наша способность предпочесть одну мысль другой» - Уильям Джеймс

Психические состояния (часть 3)
Психические состояния (часть 3)

В этой заключительной статье о психических состояниях рассмотрены стресс и регуляция состояний, психологическая защита от стресса, "я-концепция", личностно-адаптационный потенциал и способы регуляции экстремальных стресс-факторов.

Опредеделения психического состояния, фукнциональное психическое состояние, виды функциональных состояний, нормальное здоровое состояние приведены в части 1 (ссылка ниже).

Психические состояния (часть 1). Определения, функциональные психические состояния, здоровое состояние
Принципы22 июля

Сознание. Измененные состояния сознания. Степени нарушения сознания приведены в части 2

Психические состояния (часть 2). Сознание. Измененные состояния сознания. Степени нарушения сознания
Принципы23 июля

Понятие об эмоциональном стрессе

  • Являясь одновременно самостоятельным физиологическим, психическим и социальным явлением, стресс по своей сути представляет собой еще один вид эмоционального состояния.
  • Стресс как состояние характеризуется повышенной физиологической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость.
  • При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, а при неблагоприятных условиях - в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.
  • Под стрессом (введено Г.Селье 1907-1982) понимают неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования.
  • Психический стресс - это состояние организма, возникающее в процессе взаимодействия индивида с внешней средой, сопровождающееся значительным эмоциональным напряжением в условиях, когда нормальная адаптивная реакция оказывается недостаточной.
  • Стресс возникает тогда, когда организм вынужден адаптироваться к новым условиям, т.е. стресс неотделим от процесса адаптации.
  • Неблагоприятные воздействия разного рода, например холод, усталость, страх, унижение, боль и многое другое, организм отвечает не только конкретной для каждого воздействия защитной реакцией, но и общим, однотипным комплексным реагированием вне зависимости от того, какой раздражитель действует на организм.
  • При этом в промежутке между воздействием и ответом организма развертываются определенные процессы. Эти процессы были описаны в классических исследованиях Г.Селье, доказывающих, что стадии стресса характерны для любого адаптационного процесса. В частности, они включают непосредственную реакцию на воздействие, требующее адаптационной перестройки (так называемая фаза тревоги и мобилизации), период максимально эффективной адаптации (фаза резистенции) и нарушение адаптационного процесса в случае неблагоприятного исхода (срыв адаптации).
  • Первая фаза - фаза тревоги - осуществляется мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на данном этапе он еще справляется с нагрузкой с помощью поверхностной, или функциональной, мобилизации резервов, без глубинных структурных перестроек. Физиологически первичная мобилизация проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и т.д. У большинства людей к концу первой фазы отмечается некоторое повышение работоспособности.
  • Вторая фаза - фаза стабилизации (резистенции), или максимально эффективной адаптации. На данном этапе отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование организма на воздействующие факторы среды.
  • Но если стресс продолжается долго или воздействующие стрессоры чрезвычайно интенсивны, то неизбежно наступает третья фаза - фаза истощения. Поскольку функциональные резервы исчерпаны на первой и второй фазах, в организме происходят структурные перестройки, но когда для нормального функционирования не хватает и их, дальнейшее приспособление к изменившимся условиям среды и деятельности осуществляется за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма, что рано или поздно заканчивается истощением.
  • Не всякое воздействие вызывает стресс.
  • Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает лишь тогда, когда влияние стрессора (непривычного для человека объекта, явления или каких-либо других факторов внешней среды) превосходит обычные приспособительные возможности индивида.
  • При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны. Под их влиянием изменяется режим работы органов и систем организма. Например, учащается ритм сердца, повышается свертываемость крови, изменяются защитные свойства организма.
  • Стресс возникает тогда, когда организм вынужден адаптироваться к новым условиям, т.е. стресс неотделим от процесса адаптации.
  • Сущность стрессовой реакции заключается в “подготовительном” возбуждении и активации организма, необходимой для готовности к физическому напряжению. Следовательно, мы вправе полагать, что стресс всегда предшествует значительной трате энергетических ресурсов организма, а затем и сопровождается ею, что само по себе может приводить к истощению функциональных резервов.
  • При этом стресс ни в коей мере не может рассматриваться как отрицательное явление, поскольку лишь благодаря ему возможна адаптация.
  • Умеренно выраженный стресс оказывает положительное влияние как на общее состояние организма, так и на психические характеристики личности. При умеренном стрессе отмечается позитивное изменение таких психических характеристик, как показатели внимания, памяти, мышления и др. Таким образом, стресс, как целостное явление, должен рассматриваться в качестве позитивной адаптационной реакции, вызывающей мобилизацию организма.
  • При этом существуют стрессовые реакции, которые могут привести к демобилизации систем организма. Это крайне отрицательное проявление стресса в научной литературе получило название дистресс. Именно дистресс несет в себе факторы, разрушительно действующие на организм. Трансформация стресса в дистресс происходит при чрезмерно интенсивном воздействии факторов среды и условий жизнедеятельности, при которых очень быстро истощаются функциональные резервы организма или нарушается деятельность механизмов психической регуляции.
  • Стресс принято разделять на системный (физиологический) и психический.
  • Психический стресс условно делят по характеру возникновения на информационный и эмоциональный. На практике очень редко удается разделить информационные и эмоциональные стрессоры и определить, какие из стрессоров являются ведущим. Чаще всего в стрессовой ситуации информационные и эмоциональные стрессоры неотделимы, поскольку формирование чувств всегда связано с переработкой информации. Поэтому часто информационный и эмоциональный стресс отождествляют.
  • Информационный стресс возникает вследствие информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей поступающей информации и не успевает принимать решения в правильном темпе, особенно по принятию ответственных решений.
  • Эмоциональный стресс возникает вследствие с ситуациями угрозы, опасности, обиды и т.д. С этой точки зрения принято выделять 3 формы эмоционального стресса: импульсивный, тормозной и генерализованный. При эмоциональном стрессе отмечаются определенные изменения в психической сфере, в том числе изменения протекания психических процессов, эмоциональные сдвиги, трансформация мотивационной структуры деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения.
  • Очень часто в результате ошибочной оценки ситуации у человека возникает чувство обиды или гнева. В свою очередь, так называемый информационный стресс всегда сопровождается высоким эмоциональным возбуждением и определенными чувствами.
  • Эмоциональный стресс вызывает такие же изменения в организме, как и стресс физиологический. Например, космонавты перед выходом на орбиту испытывают пульс 130-150 ударов в минуту вместо обычных в 77. У летчиков в момент дозаправки самолета в воздухе пуль возрастает до 186 ударов в минуту. Подобные физиологические изменения вызывает не только опасность, но и ситуации, связанные с высокой ответственностью за выполняемую деятельность и ожидание поступления новой, совершенно нестандартной и необычной информации. Например, во время спуска советского лунохода с посадочной площадки на поверхность Луны частота пульса у членов наземного экипажа резко повысилась и достигла 130-135 ударов в минуту, хотя никакой опасности для их жизни не было. Аналогично с спортивными болельщиками.
  • Основное условие возникновения стресса является наличие угрозы. Возникновение и течение стресса в первую очередь зависит от индивидуальных особенностей человека. Люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. У одних отмечает повышение активности. При стрессе эффективность их деятельности достаточно долго продолжает расти (так называемый “стресс льва”). У других людей, наоборот, отмечается снижение активности, эффективность их деятельности быстро падает (“стресс кролика”).
  • Стрессоры (стресс-факторы) могут быть психосоциальными, так и физическими.
  • Среди свойств личности, обусловливающих вероятность возникновения стресса, ведущее место занимает тревожность, которая в условиях адаптации может проявляться в разнообразных психических реакциях, известных как реакции тревоги. Под тревогой понимают ощущение неосознанной угрозы, чувство опасения и тревожного ожидания или чувство неопределенного беспокойства. Это ощущение служит сигналом, свидетельствующим о чрезмерном напряжении регуляторных механизмов или нарушении адаптационных процессов.
  • Очень часто тревогу рассматривают как форму адаптации при остром или хроническом стрессе. Однако тревога имеет личностную обусловленность и по направленности своего проявления может выполнять как охранительные, мобилизующие, так и дезорганизующие функции. В случае, когда уровень тревоги неадекватен ситуации, происходит перенапряжение регуляторных механизмов, что, как правило, заканчивается нарушением поведенческой регуляции. Поведение человека перестает соответствовать ситуации.
  • Поэтому тревогу часто разграничивают на нормальную и патологическую. Принципиальное разделение тревоги на нормальную и патологическую привело к выделению многочисленных ее аспектов и разновидностей: нормальной, ситуативной, невротической, психотической и др. В то же время большинство авторов расценивают тревогу как единое по сути явление, которое при неадекватном увеличении интенсивности проявления может приобретать патологический характер.
  • Патогенная роль тревоги при психопатологических явлениях, которые представляют собой клинически выраженные нарушения психической адаптации, дает основание считать тревогу ответственной за большую часть расстройство, в которых проявляются эти нарушения. Существует тесная связь между тревогой и некоторыми физиологическими показателями, которые бы была обнаружены при исследовании механизмов эмоционального стресса. Отмечается связь тревоги с эрготропным синдромом - выраженным повышением активности симпатоадреналовой системы, сопровождающийся сдвигами в вегетативном и моторном регулировании. Таким образом, роль тревоги в адаптационном процессе может существенно изменяться в зависимости от ее интенсивности и требований, предъявляемых к адаптационным механизмам индивидуума. Если рассогласование в системе “человек-среда” не достигает значительной степени уровень тревоги не превышает средних значений, то на первый план выступает ее мотивационная роль, и тогда тревога обусловливает активизацию целенаправленного поведения. При выраженном нарушении сбалансированности в системе “человек-среда”, когда происходит перенапряжение механизмов регуляции, тревога значительно возрастает, отражая формирование состояния эмоционального стресса, который может приобретать хронический характер и снизить эффективность психической адаптации, что, в свою очередь, является одной из предпосылок к развитию болезней.
  • Следует учитывать, что тревога - это прежде всего субъективное явление, уровень проявления и характер которого зависит от личностных особенностей индивида. Особенности личности непосредственно влияют на характер ответного реагирования организма на воздействие окружающей среды.
  • Характер реакции на тревогу предопределяет возникающее вследствие стресса заболевание.
  • Установлено, что серьезные заболевания приходятся на год следующий за потрясением. Раздражительность и сердитость, как черты характера, усложняют переживание тревоги, т.к. в их кровь поступает слишком много адреналина. Веселые и добродушные люди переносят тревогу легче. В то же время, существуют доказательства того, что у человека, постоянно подавляющего вспышки гнева, развиваются различные психосоматические симптомы, поскольку во время гнева и ярости увеличивается содержание кислоты в желудке. Хотя подавленный гнев и не единственная причина этих заболеваний, показано, что он участвует в развитии ревматического артрита, крапивницы, псориаза, язвы желудка, мигрени, гипертонии. Многолетняя печаль также не проходит даром. Печаль, которая не проявляется в слезах, заставляет “плакать” другие органы. Как показывают результаты исследования, в 80% случаях инфаркта миокарда заболеванию предшествовала либо психическая травма, либо длительное психическое напряжение.
  • Соматические заболевания человека (болезни внутренних органов) зависимы с его личностными особенностями (характером). Если человек стремится занять в коллективе место, не соответствующее его реальным возможностям, т.е. обладает повышенным уровнем притязаний, то он в большей мере подвержен развитию сердечно-сосудистой патологии. Хронические коронарные заболевания (нарушение кровоснабжения сердца из-за сужения коронарных сосудов) гораздо чаще встречаются у лиц с выраженной целеустремленностью, честолюбием и нетерпимостью к своему ближайшему окружению. Главной особенностью личности, страдающей гипертонией (длительное и стойкое повышение давления), является злопамятство. Предполагается, что указанная тревога порождает состояние напряжения, которое может сопровождаться спазмами гладких мышц, стенок пищеварительных органов и их сосудов. Наступающее ухудшение кровоснабжения (ишемия) приводит к снижению сопротивляемости этих тканей, перевариванию их желудочным соком и к последующему образованию язвы. Причем вероятность возникновения повторных обострений заболевания тем выше, чем меньше скорректирована самооценка, связанная с указанными психологическими особенностями.
  • При прочих равных условиях стресс легче переносят люди рассудочные, способные с помощью аргументации уменьшить субъективную значимость негативных последствий воздействия стрессора. Они стремятся предвидеть дальнейшее развитие событий и относиться к ситуации с юмором.
  • Каждый человек по-разному реагирует на внешний стрессор. В этом проявляется его индивидуальность. Следовательно, личностные особенности самым тесным образом связаны с формой реагирования на стрессор и вероятностью развития негативных последствий.

Неврозы

  • Неврозы - это группа нервно-психических расстройств, психогенных по своей природе, являющихся следствием длительного или чрезмерно интенсивного эмоционального напряжения.
  • Главная причина невроза нарушение системы регуляции эмоциональной связи, вызванное противоречием между установками и взглядами личности и внешней действительностью, т.е. в основе такого нарушения лежит конфликт мотивов (интрапсихический конфликт).
  • Невроз - это форма состояния потери связи с реальностью.
  • Невроз, являясь нервно-психическим расстройством, сопровождается вегетативными проявлениями: мышечным напряжением, тремором (дрожь конечностей), нарушениями работы сердца, тревогой, чувством подавленности, головными болями, слабостью. Причем эти вегетативные изменения происходят не сразу, а постепенно. Прежде всего изменяется сон. Он становится поверхностным, человек легко просыпается. Постепенно изменяется чувствительность человека к внешним раздражителя. Звук, свет, разговоры необыкновенно раздражают человека. Даже шум обычного уровня могут стать непереносимым. Повышенная чувствительность выступает с одной стороны, как приспособительный механизм к недостатку информации, обеспечивая приток дополнительных сигналов, с помощью которых можно разрешить ситуацию. С другой стороны, повышенная чувствительность делает человека более восприимчивым к любым раздражителям и проявляется как излишняя плаксивость ,нетерпеливость, взрывчатость, а также в виде болевых ощущений в ответ на слабые сигналы из внутренней среды, которые ранее не воспринимались.
  • Главная особенность невроза - конфликт. Конфликт всегда сопровождается интенсивными переживаниями. Переживания могут быть различны. Например, ощущение своей вины, своего упущения, вследствие которого и возникла травмирующая ситуация и др. В то же время следует отметить, что переживания становятся источников невроза лишь в том случае, если они особо значимы для человека. Поэтому большинство эмоциональных, или интрапсихических конфликтов, послуживших причиной заболевания, по своей природе социальны. Человек заболевает не потому. что он стал жертвой несправедливости, а потому, что проявленная по отношению к нему несправедливость (действительная или кажущаяся) нарушила его представления о справедливости, его веру в добро и зло, в смысл человеческого существования.
  • Таким образом, эмоциональный стресс чаще всего социальное явление, т.е. является неотделимой частью социальной адаптации.

Регуляция состояний

  • Проблема регуляции состояний является одной из сложнейших в психологии и одновременно относится как к фундаментальным, так и к прикладным разделам психологии.
  • Существует много подходов к исследованию как регуляции состояний, так и психических механизмов, вызывающих стресс.
  • Подход Ф.Б. Березина (1929-2015) или “психофизиологическая адаптация”. Основан на следующих положениях: адаптация протекает на всех уровнях организации человека, в том числе в психической сфере; психическая адаптация является центральным звеном в общей адаптации человека, поскольку именно характер психической регуляции определяет характер адаптации в целом.
  • Механизмы противостояния тревоге - разнообразные формы психологической защиты и компенсации.
  • По Р.М. Грановской (1929-2022) есть 3 группы выхода из напряженной ситуации: изменить или ликвидировать проблему; уменьшить ее интенсивность за счет смещения своей точки зрения на нее; облегчить ее воздействия с помощью включения ряда способов.

Психологическая защита от стресса

  • Психологическая защита - это специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием какого-либо конфликта.
  • Главная функция психологической защиты - “ограждение” сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний. В широком смысле этот термин употребляется для обозначения любого поведения, в том числе и неадекватного, направленного на устранение дискомфорта.
  • Четыре типа психологической защиты: препятствующие осознанию факторов угрозы, вызывающих тревогу; позволяющие фиксировать тревогу; снижающие уровень побуждений; устраняющие тревогу.
  • Различные формы психологической защиты обладают различными возможностями противостоять тревоге и другим негативным состояниям. Существует иерархия типов психологической защиты. Когда одна формы защиты оказывается не в состоянии противостоять тревоге, то “включается” другая форма защиты.
  • Нарушение механизмов психической адаптации или использование неадекватной формы защиты могут приводить к соматизации тревоги, т.е. направлению тревоги на формирование пред болезненных состояний, или к окончательному срыву адаптации. Это происходит потому, что тревога, как и любое другое эмоциональное состояние, связана с вегетативной и гуморальной регуляцией организма, т.е. при возникновении данного состояния происходят определенные физиологические изменения.
  • Использование индивидуумом неадекватной формы психологической защиты и возникновение гипер тревоги всегда сопровождается сверх напряжением, более значительным по своей интенсивности, чем обычное мотивационное. Как правило, в этой ситуации, обусловленной блокадой эмоционального поведения, возникает состояние называемое фрустрацией.
  • Фрустрация - это психическое состояние человека, вызванное объективно непреодолимыми трудностями, возникшими при достижении цели или решении задачи. Фрустрация - это форма стресса с рассогласованностью между поведенческим процессом и результатом, а следовательно человек не достигает цели, а может наоборот достичь противоположный результат.
  • Существенно для адаптации фрустрирующих ситуаций обычно связано с широким диапазоном потребностей, которые не могут быть удовлетворены в той или иной ситуации.
  • Потребность - это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в чем-либо.
  • Потребности по П.В. Симонову (1926-2002) бывают биологические, социальные и идеальные. По А.Маслоу (1908-1970) у потребностей есть иерархия, где высшие потребности являются социальными.
  • Невозможность удовлетворения той или иной потребности вызывает определенное психическое напряжение. В случае реорганизации целого комплекса потребностей или их рассогласованности, когда человек пытается решить две или более взаимоисключающие задачи, психическое напряжение достигает наивысших пределов и в результате формируется состояние, вызывающее нарушение адекватности поведения, т.е. фрустрация. Как правило, то состояние возникает в результате некоего конфликта, который принято называть интрасихическим конфликтом или конфликтов мотивов. Характерная для конфликта мотивов несовместимость и столкновение противоположных тенденций личности неизбежно препятствуют построению целостного интегративного поведения и увеличивают риск срыва адаптации.
  • Конфликт мотивов вызывает эмоциональный стресс. Вероятность возникновения конфликта мотивов обусловлена особенностями когнитивной сферы. Когнитивный диссонанс влечен за собой возрастание напряженности, и чем больше несоответствие, тем выше напряженность, которая приводит к нарушению интеграции поведения.
  • Интеграция поведения - это система взаимосвязи между элементами психической структуры личности, позволяющая успешно решать задачи в интересах адаптации индивида, и в первую очередь добиться согласованности его мотивов и требований окружения. Интеграция поведения реализуется через такие психологические образования, как установка, отношение, ролевые структуры. Конфликт мотивов (интрапсихический мотив) который формируется на основе ролевых и личностных установок, может приводить к дезорганизации поведения и нарушению сложившихся структур личности - “я-образа”, “я-концепции”, самооценки. При этом дезорганизация поведения будет сопровождаться негативным эмоциональным фоном, так как эмоции сопряжены с мотивами и обеспечивают осуществление некоторых регуляторных функций, при этом интеграция эмоций в единую систему определяет характер эмоционального состояния.
  • Построение интегрированного поведения - существенная часть адаптационного процесса. Нарушение поведения на любом уровне интеграции сопровождается снижением качества психической адаптации, возрастанием фрустрационной напряженности и соответствующими физиологическими сдвигами. В зависимости от того, насколько наше поведение интегрировано, т.е. целостно, осознанно и подчинено определенной цели, настолько высок у нас порог фрустрации, который можно рассматривать в качестве меры потенциальной стабильности психической адаптации и способности противостоять возникающему напряжению.

“Я-концепция”

  • Важнейший элемент структуры личности, влияющий на уровень интеграции поведения, и на процесс адаптации в целом является “Я-концепция”. “Я-концепция” - это относительно устойчивая, в большей или в меньшей степени осознанная и переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. “Я-концепция” - это система отношений человека к себе и окружающим его предметам, людям и другим явлениям.
  • “Я-концепция” - ядро системы саморегуляции человека.
  • “Система отношений - это ядро личности” В.Н. Мясищев (1893-1970). Эта система формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности.
  • В основе “я-концепции” - самооценка и уровень притязаний, отражающие общую направленность мотивационной сферы, ориентированной на достижение успеха (мотивация достижения) или на избежание неудач (мотивация избегания).
  • Есть зависимость между характером мотивации и выбором поведенческих стратегии, а также особенностями адаптации к условиям изменяющейся среды. При преобладании мотивации достижения поведение отличается отсутствием видимой тревоги, и наоборот, мотивация избегания неудач сопровождается проявлением тревоги.

Личностный адаптационный потенциал (ЛАП)

  • Существуют характеристики личности, которые определяют успешность адаптации человека в самых разнообразных условиях. Эти характеристики формируются в процессе всей жизни человека, и это в первую очередь нервно-психическая устойчивость, самооценка личности, ощущения своей значимости для окружающих (социальная референтность), уровень конфликтности, опыт общения, морально-нравственная ориентация, ориентация на требования ближайшего окружения. Все эти характеристики личности взаимосвязаны друг с другом и составляют единую интегральную характеристику называемую личностным адаптационным потенциалом (ЛАП).
  • ЛАП - это свойство личности, которое заключается в способности адаптироваться к условиям социальной среды. Чем выше уровень развития данного свойства, тем к более жестким и суровым условиям социальной среды может приспособиться человек.
  • Люди с высоким ЛАП не только выживают в условиях реальной угрозы жизни, но и способны успешно решить поставленные задачи. Люди с высоким уровнем развития ЛАП имеют больше шансов по сравнению с другими восстановить функциональное состояние организма и вернуться к нормальной жизни.
  • Ключевую роль в управлении своим состоянием играет осознание жизненных целей и соотнесение с ними конкретных ценностей. Чем быстрее человек определяет свои жизненные ценности и цели, тем у него больше шансов избежать негативных последствий внезапно возникшего чрезмерного эмоционального напряжения, поскольку человек, сделавший главный жизненный выбор, в значительной мере определил все дальнейшие решения и тем самым избавил себя от колебаний и страхов. Попадая в трудную ситуацию, он соотносит ее значение со своими главными жизненными ориентирами. Своевременность подобного взвешивания нормализует его состояние. При этом критическая ситуация рассматривается на фоне общей перспективы, например всей жизни человека, в результате чего значимость этой ситуации может резко снизиться. Известно много примеров, когда с людьми происходили несчатные случае, от которых можно было отправиться в течение нескольких часов. Но реакция на них была столь неадекватна, столь не соотносима с личной шкалой ценностей, что развивались значительные жизненные кризисы. Поэтому неблагоприятные последствия возникают часто не из-за самих случаев, а реакции на них.

Способы регуляции экстремальных стресс-факторов

  • Основной способ избежания чрезмерного эмоционального напряжения является гармоничное развитие личности человека, формирование у него самостоятельной мировоззренческой позиции. Причем это развитие начинается с первых дней жизни человека, а его успех в значительной степени зависит от того, насколько умело строят воспитательный процесс родители ребенка, а затем и педагоги в школе, насколько государство заботится о воспитании подрастающего поколения, и от многого другого.
  • Способ регуляции эмоционального состояния в правильном выборе момента для принятия решения или реализации своего плана. Известно, экстремальная ситуация приводит к сужению сознания, что ведет к нарушению ориентировки в окружающем. Тревога, волнение меняют стратегию поведения. Пораженный смятением человек стремится избежать малейшего риска, боится идти в том направлении, которое грозит заблуждениями и ошибками, поэтому каждую новую информацию он стремится связать с аналогичной, уже известной ему. В этой ситуации человек очень часто совершает ошибки, принимая неправильные решения. Поэтому необходимо учиться выбирать правильный момент для принятия решения, реализации планов в сложный эмоционально-напряженный период или ситуации.
  • Способ снизить эмоциональное напряжение заключается в ослаблении мотивации. Например, отказаться на время от достижения поставленной цели или снизить эмоциональную напряженность через произвольное перенесение внимания, концентрируя его на значимости результата выполняемой деятельности, а на анализе технических деталей задачи или тактических приемах.
  • Для создания оптимального эмоционального состояния прежде всего нужна правильная оценка значимости происходящего события, поскольку на человека воздействует не столько интенсивность и длительность реальных событий, сколько их индивидуальная ценность. Когда событие рассматривается как чрезвычайное, то даже фактор малой интенсивности может вызвать дезадаптацию. Необходимо также иметь в виду, что при сильном эмоциональном возбуждении личностные характеристики играют очень существенную роль в оценке событий. Хороший прогноз становится еще более оптимистичным у оптимиста, а плохой - еще более мрачным у пессимиста. Однако для того чтобы правильно оценить событие, необходима полная информированность о нем. Сем большим объемом информации по волнующему вопросу располагает человек, тем меньше вероятность эмоционального срыва. Отсюда следует, что всеми силами надо увеличивать объем сведений о волнующей вас проблеме. При этом информированность должна быть разноплановой.
  • Способ борьбы с эмоциональными стрессами и напряженностью в заранее подготовленных стратегиях отступления. Наличие запасного варианта поведения в той или иной ситуации снижает излишнее возбуждение и делает более вероятным успех решения задачи на генеральном направлении. Без альтернатив, человек необоснованно пессимистично оценивает ситуации, в случае провала основного варианта. Запасной вариант, при провале основного варианта позволяет сохранить оптимистичное расположение духа, создают оптимальный фон для решения задачи.
  • Следует иметь в виду, что бессмысленно бороться против того, что уже произошло. Лучше вовремя признать поражение, чем “прошибать стену лбом”. Или на время оставить попытки в достижении цели и продолжить при более благоприятных условиях. При признании поражении, сделать анализ ошибок и повторить с большим опытом. Как в восточной пословице: “Господи, дай мне силы, чтобы справиться с тем, что я могу сделать. Дай мне мужество, чтобы смириться с тем, чего я не могу сделать, и дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого”.