The Spectator | Великобритания
Кумовству на Украине теперь не бывать! — Рада проголосовала за закон о передаче независимых антикоррупционных ведомств под государственный контроль, иронизирует автор статьи в The Spectator. На Западе, отмечает он, разгром НАБУ и САП восприняли с ужасом — и Зеленский может столкнуться с неприятными последствиями.
Оуэн Маттьюз
Сегодня в Раде гремели возгласы “Позор!”: депутаты от партии Владимира Зеленского “Слуга народа” при поддержке большинства оппозиционных партий проголосовали за передачу ключевых независимых антикоррупционных ведомств под государственный контроль. Новый закон, который поддержали 263 депутата, — и лишь 26 выступили против или воздержались — вызвал широкое осуждение политиков и активистов гражданского общества, еще недавно верных сторонников Зеленского. Расформирование Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) и Специальной антикоррупционной прокуратуры (САП) также глубоко встревожило ведущих международных сторонников Украины.
“Весьма обеспокоена сегодняшним голосованием в Раде, — твитнула еврокомиссар по вопросам расширения Марта Кос. — Отказ от ключевых гарантий независимости НАБУ — это серьезный откат назад. Независимые органы, такие как НАБУ и САП, играют ключевую роль на пути Украины к ЕС. Верховенство права было и остается в центре переговоров о вступлении в ЕС”.
Президент Эстонии с 2006 по 2012 год Тоомас Хендрик Ильвес назвал этот шаг “полной катастрофой”, добавив, что он “льет воду на мельницу тех в Европе, кто считает помощь Украине бессмысленной, не говоря уже о российских вбросах о том, что украинцы якобы просто расхищают западную помощь ради личного обогащения, — с которыми мы боролись годами”.
Несколькими днями ранее Служба безопасности Украины (СБУ) провела 70 обысков у старших следователей НАБУ и САП — как сообщается, без подобающих ордеров. Обыски также прошли дома у Виталия Шабунина, главы независимой общественной организации Центр противодействия коррупции (ЦПК), а также у его родственников и друзей. “Воспользовавшись боевыми действиями, Владимир Зеленский делает первые, но уверенные шаги к коррумпированному авторитаризму”, — написал Шабунин у себя в Telegram. Исполнительный директор ЦПК и некогда ярая сторонница Зеленского Дарья Каленюк назвала обвинения в мошенничестве и нецелевом использовании государственных ресурсов “абсурдными” и предположила, что это “месть за то, что наша организация делает и будет делать в отношении коррупции и неправомерных действий властей”.
Представитель правительства объяснил обыски и аресты кампанией по выявлению российских агентов, которые якобы подрывают военные усилия Украины под предлогом борьбы с коррупцией. Несколько высокопоставленных союзников Зеленского действительно лишились постов из-за антикоррупционных расследований под эгидой как гражданского общества, так и НАБУ, хотя нет никаких доказательств, что эти обвинения как-то связаны с противоправными действиями Москвы и ее подстрекателями.
Министр обороны Резников ушел в отставку в 2023 году после того, как сайт правозащитной организации “Наши деньги” обнародовал доказательства массового завышения цен военными поставщиками. В прошлом месяце с обвинениями в коррупции столкнулся вице-премьер Чернышов. В совокупности НАБУ и САП работали над 268 делами о коррупции против соратников Зеленского, когда их взяли под государственный контроль, говорит бывший глава Нацбанка Украины Кирилл Шевченко. “Следующие на очереди — активисты, разоблачители коррупции и независимые журналисты, — говорит он. — Зеленский подражает Путину”.
Что гложет как разочаровавшихся в Зеленском бывших союзников, так и его противников, так это то, что ликвидация НАБУ и САП — лишь одно из звеньев долгой кампании по сворачиванию антикоррупционной системы сдержек и противовесов со стороны администрации. Эти ведомства были созданы по требованию Европейского союза, который настоял на их независимости от правительства, а их руководство избиралось на основе честных и прозрачных конкурсов, а не политических предпочтений. Однако ранее в этом году администрация президента Украины заблокировала кандидатуру нового независимого руководителя Бюро экономической безопасности (БЭБ) — еще одного влиятельного правоохранительного органа, — продавив вместо него своего выдвиженца.
Новый закон подчинит все ранее независимые органы Украины по борьбе с экономическими преступлениями правительственному назначенцу генеральному прокурору Руслану Кравченко. Ранее его назначению на должность прокурора мешали обвинения в коррупции, но Зеленский их презрел и все равно отправил его на повышение.
“Если будут ликвидированы САП и НАБУ, не будет больше ни одного органа, который сможет расследовать коррупцию окружения Зеленского. По сути, это лицензия на охоту в заповеднике, — написал Анатолий Шарий, один из самых популярных украинских ютуберов и глава пророссийской евроскептической партии. — Он получит миллиарды от Запада. И продолжит воровать, воровать, воровать”.
Похоже, правительство Зеленского всерьез недооценило настроения простых украинцев. “Это не то, за что наши люди боролись и умирали, — написала главный редактор Kyiv Independent Ольга Руденко. — Это вопиющая несправедливость по отношению к ним”. Главный корреспондент The Wall Street Journal Ярослав Трофимов, уроженец Киева, пишет: “Не будет преувеличением сказать, что украинское общественное мнение пребывает в состоянии абсолютной ярости”. Впервые с начала российской спецоперации в феврале 2022 года видные общественные деятели призвали к антиправительственным демонстрациям.
Пожалуй, еще серьезнее то, что Зеленский в корне превратно оценил последствия своих действий с точки зрения своих западных покровителей. Международные антикоррупционные органы, украинские общественные организации, независимая украинская пресса и западные дипломаты — все они предостерегали Зеленского, что принятие этого закона может поставить под угрозу вступление Украины в ЕС, отменить безвизовый режим и даже спровоцировать санкции Брюсселя против Украины. Но он их не послушался и сделал по-своему.
После голосования в Раде Центр противодействия коррупции опубликовал карикатуру: имитацию обложки журнала Time, где изображен Зеленский, но половина его лица закрыта портретом Виктора Януковича, его нечистоплотного предшественника. Масштабное разграбление государства при Януковиче стало одной из причин революции на Майдане 2014 года. Всего год назад любое сравнение Зеленского с Януковичем казалось вовсе абсурдным. Но сегодня их, как ни прискорбно, сравнивают даже ярые сторонники Зеленского.
Оуэн Мэтьюз — заместитель редактора The Spectator, автор книг