Редко какая церковь, находящаяся в столь плачевном состоянии, сохранила на своих стенах так хорошо сохранившиеся росписи, как церковь Покрова Пресвятой Богородицы в отдаленном селе на границе двух северных областей - Тверской и Вологодской.
Пройдя через утратившую крышу и поросшую деревьями трапезную, попадаешь в сам храм. Осторожно ступая по обломкам кирпичей и осыпавшейся штукатурке, совершенно не ожидаешь увидеть замечательно сохранившийся купол, украшенный сонмом архангелов и стены, на которых изображения местных святых соседствуют с картинами по мотивам гравюр европейских живописцев.
Очарование простоты
С арки алтарной стены, которую войдя, видишь первой, успокаивающим взглядом смотрит Иисус Христос.
Его изображение небольшое. Образ, выполненный в синих и коричневых тонах, вписан в медальон, не содержит декора и излишних деталей. Но именно на нем акцентируется и удерживается внимание. Не смотря на сдержанность исполнения, образ написан не по канону, черты лица и драпировка тканей одежды выглядят жизненнее привычного списка со Спаса Нерукотворного.
На контрасте с лаконичностью изображения Христа росписи южной и северной стен создают ощущение художественной роскоши, усиливающееся благодаря яркости красок и плотности заполнения пространства.
«В доме Марфы и Марии»
по гравюрам Ю. Каролсфельда
Главная композиция северной стены - сюжет пребывания Христа в доме Марфы и Марии, - написана по гравюре Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда. Роспись частично утрачена, но, учитывая точность в копировании гравюры, можно без труба воссоздать ее в воображении.
Второй ярус занимают фигуры святых Бориса и Глеба. Внизу, по обе стороны от входа - изображения князей Александра Невского и Владимира.
«Христос и самарянка» по гравюрам Г. Доре
Южная стена повторяет композиционное построение северной. Нижний ярус украшают изображения фигуры Сергия Радонежского и княгини Ольги. Между окнами второго света расположились местный святой - Михаил Тверской и повсеместно особо почитаемый Николай Чудотворец.
Над ними - основная композиция, демонстрирующая сюжет беседы Иисуса Христа и самарянки, списанная с гравюры Гюстава Доре.
На обеих стенах первый и второй ярус разделен медальонами с поясным изображением святых: Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Анны Кашинской и святого, чье имя было утрачено с изображения и в лике которого узнается и Антоний Печерский, и Тверской епископ Арсений, и Евфросиний Тверской. Зеркальное повторение композиций южной и западной стен дает основания искать в неопознанном мною образе одного из 42 представителей Собора Тверских Святых.
Вечные ценности
Западная стена также украшена настенными росписями, образцами для которых послужили гравюры Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда.
Справа от входа почти утраченная и узнаваемая лишь по сходству с гравюрой, роспись на сюжет притчи о мытаре и фарисее.
А слева от входа стену украшает роспись с сюжетом притчи о милосердном самарянине
Выбор сюжетов неслучаен, во время церковной службы эти росписи оказываются за спинами прихожан, но покидая храм, уходящие смотрят как раз на них и эти, всем хорошо известные сюжеты, остаются в памяти, напоминая о недопустимости гордыни и важности милосердия.
Второй ярус посвящен семейным ценностям: центральная композиция изображает сцену благословения детей, по бокам от нее в две ниши помещены по паре святых. Их имена стерты и можно только предположить, что это могли быть пары Анна Кашинская и князь Владимир Тверской, с одной стороны, и Дмитрий Донской и Евфросиния Московская - с другой.
Третий ярус увенчивает роспись на сюжет Покрова Пресвятой Богородицы. К сегодняшнему дню уцелела верхняя часть изображения и надпись.
А вот росписи купола сохранились почти полностью. В одну из его граней вписана Троица, выполненная живописцем в иконографическом стиле «Сопрестолие» - Бог Отец (узнаваемый по присущему только ему треугольному нимбу) и Бог Сын с распятием в руке, восседают рядом, а над их головами парит Святой Дух в виде голубя.
Каждая из остальных семи граней барабана содержит изображение одного из архангелов. Да, именно семи, а не восьми.
Архангел Варахиил держит плат с цветами, рядом с ним, вероятно, Иеремиил, Иегудиил, держит в руке «бич» - т.е. плеть (его изображение почти утрачено, но сохранило характерный лишь для этого архангела атрибут, по которому и удалось его узнать), Архангел Рафаил держит чашу, Уриил - книгу, Гавриил изображен с фонарем (или, возможно, с зеркалом), а Архангел Михаил - с мечом.
Необычность подкупольного сонма Архангелов в том, что нарушена традиционная последовательность их изображения. Если не сильно придираться, то нарушение иерархии можно списать на круглую форму купола, в который помещены изображения, где первый всегда будет рядом с последним. Странным выглядит и отсутствие среди них Архангела Селафиила. Возможно, изначально поделенный на восемь частей купол предназначался для восьми Архангелов, но в какой-то момент было решено в одну из граней вписать образ Троицы, для чего пришлось пожертвовать изображением одного из Архангелов.
Народными силами
Немного о самой церкви. Этот прекрасный памятник искусства был построен в период с 1792 по 1803 год. Его появление стало возможно благодаря обычным крестьянам, собравшим средства на возведение каменной церкви. В конце XVIII века в селе Макарово было две деревянные церквушки - Николая Чудотворца и Покрова Пресвятой Богородицы. На месте одной из них и был возведен новый каменный храм.
Какие настенные росписи украшали его интерьер с момента возведения, не известно. Но я предположу, что в 60-е годы, а, вероятнее всего, немного позднее, росписи были обновлены. Утверждать это позволяет тот факт, часть росписей выполнена по гравюрам немецких мастеров, в частности Ю. Карольсфельда, иллюстрации по библейским мотивам которого вышли в свет в 1860 году. Встречается упоминание, что храм был расписан в период между 1908 и 1917 годами. Но уже в 1937 году храм закрыли. С тех пор прошло почти 90 лет, в течение которых прекрасные произведения дореволюционных мастеров продолжают разрушаться.