Представьте себе трёх друзей из тихого шотландского городка, которые ещё подростками решают создать рок-группу мечты. Они играют с бешеной энергией, порой выходя на сцену без рубашек, так что с них градом льётся пот. Их песни – искренние и эмоциональные гимны, которые фанаты хором распевают на концертах. За четверть века это неподражаемое трио прошло путь от школьных репетиций до аншлаговых стадионов, собирая по дороге армию поклонников. Если вы ещё не догадались, речь идёт об одной из самых самобытных рок-групп Шотландии, завоевавшей любовь слушателей по всему миру. Да, это они – Biffy Clyro.
История группы началась в середине 90-х. В январе 1995 года 15-летний школьник Саймон Нил, вдохновлённый музыкой Nirvana, решил основать собственную рок-команду. К нему присоединились двое товарищей: барабанщик Бен Джонстон (ему тогда было всего 14) и басист Барри Макги. Троица назвала свою первую группу забавным именем «Screwfish» и оттачивала мастерство на репетициях, сочиняя собственные песни и исполняя каверы. Уже 31 января 1995 года юные музыканты отыграли свой первый концерт – это было выступление в молодёжном центре небольшого городка Ист-Килбрайд, где «Screwfish» разогревали публику перед местной панк-группой Pink Kross. Вскоре после первых шагов в группе произошла замена: место бас-гитариста занял Джеймс Джонстон – брат-близнец барабанщика Бена. С этого момента состав коллектива больше не менялся. В 1997 году, сменив название на ныне известное Biffy Clyro, троица перебралась поближе к крупной музыкальной сцене – Саймон поступил в Университет Глазго, а братья Джонстоны – в музыкальный колледж в том же городе. Там, в Глазго, группа продолжила выступать на небольших площадках, постепенно завоёвывая локальную известность своим энергичным стилем.
Уже в конце 90-х Biffy Clyro обратили на себя внимание в шотландском андеграунде. Группу заметил менеджер Ди Бол, который помог записать и выпустить дебютный независимый сингл «Iname» летом 1999 года. Эта первая запись принесла ребятам радиоэфиры на местных станциях BBC Radio и XFM, а главное – шанс выступить на фестивале T in the Park в 2000 году. Именно там, на сцене для молодых талантов, Biffy Clyro приглянулись представителю лейбла Beggars Banquet Records, в результате чего музыканты вскоре подписали свой первый контракт. На студии Electric Honey в 2000 году вышел их мини-альбом с длинным названием Thekidswhopoptodaywillrocktomorrow, а после подписания контракта лейбл переиздал несколько ранних песен группы, готовя почву для большого релиза.
Долгожданный дебютный альбом Blackened Sky увидел свет в 2002 году. Молодые Biffy Clyro здесь выдают сырой альтернативный рок с заметным влиянием Nirvana. По звучанию это был «грязный» пост-гранж с эмоциональными всплесками: тяжёлые риффы соседствуют с мелодичными фрагментами. Лирически пластинка получилась почти целиком про боль расставания и разбитое сердце – фактически Blackened Sky стал единственным альбомом группы, посвящённым именно теме разрыва отношений. Из-за этого тексты здесь менее абстрактны, чем в поздних работах, полны прямых эмоциональных переживаний. альбом получился мощным и оригинальным. Biffy сразу показали свою любовь к нестандартным структурам песен. Несмотря на сумбурность, Blackened Sky заложил фундамент их стиля, сочетая мощь с трогательной лиричностью. Альбом занял последнее место в личном рейтинге самих Biffy Clyro – музыканты шутят, что в нём чувствуется юношеская наивность. Тем не менее, Blackened Sky обожаем фанатами за искренность и смелость экспериментов.
Ключевые треки:
“Joy.Discovery.Invention.” – первая же песня альбома, которая начинается тихой гитарной интро, а в середине внезапно «взрывается» громкими риффами и припевом-боевиком.
“57” – пожалуй, самый «эмоционально-надрывный» трек раннего периода: энергичная песня о болезненном разрыве, звучащая неожиданно мелодично и сопровождаемая лучшим припевом, который только был у Biffy.
“Justboy” – душевный гимн с заметным «стадионным» размахом;
Всего через год Biffy выпустили второй альбом – The Vertigo of Bliss (2003). Его записали в рекордные сроки: основные сессии прошли за один день в студии Great Linford Manor, после чего группа остаток недели просто играла в PlayStation. Результат – дерзкий и разнообразный альбом, который фанаты нередко называют лучшим в ранней дискографии. По звуку это «угловатый» пост-хардкор/арт-рок с массой творческих находок. Biffy сознательно стремились шокировать и озадачить слушателя: «мы хотели делать неудобную, вычурную музыку; тот, кто пробьётся сквозь шум и странные аранжировки, сможет по-настоящему понять нашу группу», объяснял Simon Neil. В Vertigo of Bliss группа полностью отказывается от шаблонов – сложные размеры, сбивчивые структуры, резкие перепады настроения стали визитной карточкой релиза. В текстах – причудливые образы, иногда мрачные, иногда ироничные; само название альбома взято из романа “I, Lucifer” и отсылает к экстатическому «головокружению блаженства».
Многие песни альбома лишены привычной куплетно-припевной структуры и требуют внимания – недаром музыканты шутили, что это самый “obtuse” (непонятный) их релиз, рассчитанный на вдумчивого слушателя.
Ключевые треки:
- “The Ideal Height” – бодрый сингл с запоминающимся припевом, где Biffy демонстрируют баланс между цепкой мелодией и шумовым натиском (не даром эту вещь высоко оценили критики).
- “Questions and Answers” – эмоциональный гитарный хит о попытке разобраться в отношениях; эта песня с ее напряжённым куплетом и мощным рефреном помогла группе расширить фан-базу и до сих пор звучит свежо.
- “Toys, Toys, Toys, Choke, Toys, Toys, Toys” – пример сумасшедшей стороны Biffy Clyro: бешеный темп, громовой рифф и хаотичная структура делают трек испытанием для неподготовленного слушателя, полностью оправдывая стремление группы «пошатнуть комфорт» слушающих. Эта композиция – настоящий аттракцион прог-рок без правил.
Третий альбом Infinity Land (2004) вывел эксперименты на новый уровень и погрузился в тёмную тематику. Альбом пронизан образами смерти, депрессии и вызова судьбе. По звучанию Infinity Land сочетает альтернативный рок с экспериментальным прогрессив-роком и даже элементами пост-хардкора. Песни усложнились ещё сильнее – странные размеры, резкие смены темпа и тональности, неожиданные инструментальные ходы стали нормой для этого релиза. Гитарные строи тоже эксперимeнтальные, от чего музыка приобрела причудливую, тревожную атмосферу. Всё это делает Infinity Land самым мрачным и бескомпромиссным альбомом их первой трилогии (Biffy сами называют первые три альбома своей «странной» трилогией экспериментального рока)
Ключевые треки:
- “Glitter and Trauma” – энергичный трек-обманка: начинается с электронного бита, но внезапно обрушивается тяжёлым гитарным риффом и вокальными переходами от фальцета к пронзительным крикам. Эта песня стала синглом и великолепно передаёт дух альбома – мрачно, агрессивно, но захватывающе.
- “There’s No Such Thing as a Jaggy Snake” – возможно, самый знаковый боевик Infinity Land: буйный ритм, нестандартный размер и кричащий вокал сделали её любимицей на концертах.
- “Only One Word Comes to Mind” – напротив, один из самых мелодичных моментов пластинки: почти поп-роковый припев и сингелонговая структура показывают умение Biffy писать доступные вещи даже в рамках сумасшедшего альбома. После череды тяжёлых и странных композиций эта песня словно луч света, хотя и заканчивается она всё равно мощным гитарным финалом – ведь без этого Biffy Clyro не были бы собой.
После небольшого перерыва (группа на время отвлеклась на сайд-проект и сборники b-side) трио вернулось с альбомом Puzzle в 2007 году, который знаменует резкий поворот к более «доступному» звучанию. Puzzle стал для Biffy переломной работой: во-первых, это первый альбом на крупном лейбле (они покинули инди-лейбл Beggars Banquet) и с большим продакшном, а во-вторых, он был написан под влиянием тяжёлых личных переживаний. Simon Neil вложил в него боль от смерти своей матери Элеаноры – лирика альбома пронизана темами утраты, горя и попытки собрать свою жизнь по кусочкам (отсюда и название Puzzle, «Головоломка»). Практически каждая песня так или иначе связана с переживанием потери и поиском смысла дальше. Этот эмоциональный груз делает Puzzle одним из самых важных и сердечных альбомов Biffy – сам Simon называл его «самой значимой нашей пластинкой».
Музыкально группа решила упростить формы по сравнению с прошлым материалом: песни стали более прямолинейными, мелодичными, с классической структурой куплет-припев, хотя фирменная неожиданность никуда не делась. Звучание стало более «арена-ориентированным», с масштабными припевами и оркестровыми аранжировками – при записи Biffy работали с симфоническим оркестром и хором, что особенно слышно в драматичном открывающем треке. Puzzle буквально наполнен гигантскими гимнами, которые и закрепили за Biffy статус будущих хедлайнеров арен и фестивалей. При этом, хотя музыка стала доступнее широкой аудитории, группа не «продалась» – они сумели сохранить изюминку сложных ритмов и неожиданных ходов внутри более поп-структур. Альбом взлетел на вторую строчку британского чарта и собрал море восторгов – рок-журналы назвали его «шедевром, изобретательным и одновременно доступным». Можно сказать, что с Puzzle началась вторая жизнь Biffy Clyro. Записывался альбом в Ванкувере с топ-продюсером Гартом Ричардсоном; звук сводил сам Энди Уоллес (работал с Nirvana). Оформление обложки доверили знаменитому дизайнеру Storm Thorgerson (создателю культовых обложек Pink Floyd) – на обложке Puzzle изображён человек-головоломка, из которого вынимают детали, что символизирует чувство утраты частей себя. Все три участника Biffy и множество фанатов выбили себе татуировку в виде недостающего кусочка пазла на ребрах – такой вот знак причастности к этому альбому.
Ключевые треки:
- “Living Is a Problem Because Everything Dies” – грандиозное открытие альбома: песня начинается со зловещих струнных и сбивчивых гитарных ударов, а затем переходит в эпичный припев, где Саймону подпевает целый хор.
- “Folding Stars” – душераздирающая баллада, посвящённая покойной матери Саймона
- “Machines” – заключительный трек, тихая акустическая песня, в которой чувствуется проблеск оптимизма после всей боли.
Only Revolutions (2009) продолжил курс на широкое звучание и стал для Biffy Clyro альбомом, открывшим двери к массовому успеху. Пластинка моментально понравилась публике: большой звук, яркие припевы, более «попсовый» уклон (в хорошем смысле) – всё это сделало Only Revolutions хитом, получившим платиновый статус в Британии и даже номинацию на Mercury Prize. Тематика альбома более жизнеутверждающая и романтическая по сравнению с мрачным Puzzle. Басист Джеймс Джонстон отмечал, что Only Revolutions во многом получился «альбомом о любви», навеянным тем, что Саймон женился перед его созданием. Название позаимствовано у романа Марка Данилевского “Only Revolutions”, и по словам Джеймса, в песнях много говорится о взгляде на отношения с двух сторон, о жизненных поворотах и революциях, через которые проходят все пары. Несмотря на довольно личные тексты, Biffy здесь избегают прямолинейности – лирика метафорична и временами загадочна, но общий посыл оптимистичнее, чем раньше.
Музыка же представляет собой торжество мелодизма и энергии. Прежняя хаотичность уступила место чёткой структуре: почти каждая песня – потенциальный сингл с запоминающимся припевом. Группа обильно использует струнные оркестровки (для половины треков были записаны партии под руководством композитора Дэвида Кэмпбелла), что добавляет эпичности. Саунд продюсировал всё тот же Гарт Ричардсон, так что связь с Puzzle чувствуется, но в Only Revolutions ещё больше размаха и шлифовки. Тем не менее, Biffy не забыли и про «угар»: на пластинке есть пара по-настоящему тяжёлых номеров с неистовыми риффами, доказывающих, что огонь в них не угас. В целом, однако, альбом светлый, даже триумфальный по настроению – неслучайно критики писали, что здесь эволюция победила революцию, и Biffy Clyro извлекли уроки из прошлого, сделав упор на развитие своего мелодического дара.
В альбоме принял участие легендарный Джош Ом (фронтмен Queens of the Stone Age) – он сыграл сольную партию на гитаре в бодром треке “Bubbles”, придав ему дополнительного шика. Ещё один занимательный момент – балладу “Many of Horror” в 2010 году перепел победитель британского X Factor, выпустив её под названием “When We Collide” – неожиданно для самих Biffy их нежная песня о любви обрела вторую жизнь в поп-формате. Хотя кавер и был раскритикован (фанаты считали, что оригинал лучше), сам факт показывает, насколько широкую аудиторию затронул этот материал.
Ключевые треки:
- “Mountains” – грандиозный гимн любви и упорства, первый большой хит Biffy в Британии (сингл поднялся в топ-10). Песня отличается воодушевляющим припевом, медью (трубы в аранжировке) и общей атмосферой светлой мощи – неудивительно, что именно “Mountains” стала фестивальным фаворитом.
- “Many of Horror” – красивая рок-баллада, в которой нежный куплет сменяется взрывным эмоциональным припевом; Simon вкладывает душу в строки о преданности, несмотря на причинённую боль. Это один из тех треков, что заставляют тысячи зажигалок (а ныне фонариков смартфонов) взметнуться в зале.
- “Bubbles” – живой, ритмичный рок-боевик с фирменным «рваным» риффом и постепенно накаляющейся атмосферой. В конце песни гитара Джоша Ома уводит её в эффектный джем-сейшн – момент чистого драйва, который на концертах разрастается до нескольких минут. Эта тройка отражает баланс Only Revolutions: любовь и боль, лирика и энергия, поп-качество и рок-удар.
К шестому альбому Opposites (2013) группа подошла с максимальными амбициями – это был двойной альбом из 20 песен, своеобразное итоговое высказывание перед долгим перерывом. Opposites планировался как две отдельные пластинки (The Sand at the Core of Our Bones и The Land at the End of Our Toes), но в итоге их выпустили вместе единым изданием. Концепция альбома отражена в названии: два диска противопоставлены по настроению. Simon Neil объяснял, что один из них лирически представляет худший взгляд на вещи – полное отчаяние и погружение в проблемы, – тогда как второй, напротив, несёт более позитивный, обнадёживающий взгляд на будущее. Джеймс Джонстон дополнял: «первый диск – о трудностях прошлого, о том, что привело тебя в эту точку, о боли и вещах, которые не изменить; а второй – про то, что будет дальше, про надежды и страхи, о том, как всё исправить и двигаться вперёд». Такие полярные темы родились не на пустом месте: к 2012 году Biffy Clyro отыграли изматывающе долгий тур, устав от постоянных гастролей, и даже были на грани распада из-за напряжения и проблем с алкоголем у барабанщика Бена. Opposites во многом стал для них терапией – музыканты уехали записывать его в спокойную обстановку Лос-Анджелеса, где смогли залечить нервы и перезарядиться творчески. В результате альбом получился очень личным: в текстах чувствуется гнев, одиночество и усталость (особенно на «тёмном» первом диске), но к концу второго диска пробивается оптимизм, вера в поддержку близких и свежий старт.
Музыкально Opposites – самый эклектичный альбом Biffy Clyro на тот момент. Здесь есть всё: мощные рок-гимны, нежные баллады, ска-панк с духовой секцией, электронные эксперименты, шотландские волынки и даже запись скрежета собственных бород музыкантов в качестве перкуссии – группа пошла «во все тяжкие» в студии, не ограничивая фантазию ничем. Продюсером снова выступил Гарт Ричардсон, и он помог упорядочить это многообразие в единое целое. Критики высоко оценили Opposites: журнал Clash поставил 10/10, похвалив «смесь хард-рока, прогрессивных изобретений и прекрасной лиричности», назвав альбом «цельным произведением, какого в этом году больше не услышите». И хотя некоторые посчитали двойной формат избыточным (мол, есть пары проходных треков), большинство сошлось, что Biffy удалось создать впечатляющий эпос, закрепивший их статус супергруппы. Коммерчески альбом тоже победил: Oppositesдебютировал на первом месте чарта UK Albums.
На ведущем сингле “Black Chandelier” Biffy слегка вернулись к мрачноватому романтизму: песня сочетает меланхолию и взрывной рефрен и стала большим радио-хитом (критики отметили её как образец мелодичного арена-рока группы). А вот трек “Stingin’ Belle” отметился неожиданным использованием волынок в финале – редкий случай появления этого инструмента в мейнстрим-рок-сингле. Biffy таким образом отдали дань родной Шотландии: на концертах момент, когда в “Stingin’ Belle” вступают волынки, неизменно срывает волну восторга. Кстати, название Opposites оправдалось даже в мелочах – одновременно с альбомом вышел сборник b-side’ов под названием Similarities («Сходства»).
Ключевые треки:
- “Black Chandelier” – крупный хит альбома и одна из самых душевных вещей Biffy того периода. Песня начинается тихо и задумчиво, но постепенно разгоняется к мощнейшему припеву. Критики назвали её классическим «мелодичным рок-гимном» группы, а сам Simon вложил в неё свой страх потерять себя.
- “Biblical” – другой эмоциональный пик альбома: среднетемповая рок-баллада с сияющим припевом, которая буквально просится на радио. Журнал NME отметил, что “Biblical” и “Black Chandelier” – это настоящие «анемичные аренные гимны», созданные для многотысячных залов.
- “Stingin’ Belle” – самый буйный трек пластинки, в котором Biffy сочетали тяжеленный гитарный драйв с шотландским колоритом. Гитары ревут – а под конец внезапно входят волынки и поднимают эту вещь на совершенно эпический уровень. Весёлый факт: Biffy шутят на концертах, что строчка «I guess that rhymes» («полагаю, это рифма») из “Stingin’ Belle” вовсе не рифмуется – небольшой самоироничный момент, который фанаты любят подхватывать
После громоздкого Opposites группа взяла паузу, а вернувшись, решила встряхнуть свой звук. Ellipsis (2016) открывает новую главу – Biffy называют его началом третьей трилогии. Альбом сразу удивил: продюсера сменили (вместо привычного Гарта Ричардсона за пультом был Рич Кости, работавший с Muse и др.), песни стали короче и разнообразнее, а настроение – более дерзким. Саймон Нил описал подход так: «мы никогда не хотели быть предсказуемой группой... лучше уж пусть говорят, что мы рехнулись». И правда, на Ellipsis трио позволило себе эксперименты, хоть и другого рода, чем в ранние годы. Здесь появилось много «животной» энергетики и агрессии (в текстах сквозят образы волков, хищников – тем альбом условно концептуально объединён, от названий вроде “Wolves of Winter” до примитивных чувств в песнях). Biffy сами называли настроение пластинки «fight rock, панк в морду» – мол, они так отвечают всем, кто сомневался в них. Звучание при этом совмещает привычный альтернативный рок с неожиданными жанровыми вылазками: тут вам и почти кантри-рок (“Small Wishes”), и фанковая ритмика (“Flammable”), и сырой хардкор-панк (финальный взрыв “In The Name Of The Wee Man”). Производство стало нарочито более «неотшлифованным» – местами голос Саймона звучит специально слегка искажённо, барабаны грубо, создавая ощущение живости записи. В то же время, не обошлось без современных поп-элементов: например, первый сингл “Wolves of Winter” начинается с улыбки и смеха участников и проходит через вокодер-эффект, словно группа решила повеселиться в студии перед тем, как врубить тяжёлый рифф.
Лирически Ellipsis отражает непростой период: Саймон открыто говорил, что часть песен – о его борьбе с депрессией и неуверенностью в себе. Однако вместо мрачной тональности он выбрал путь агрессии и иронии. В “Animal Style” он рычит о своём внутреннем звере, «хищнике и жертве внутри», а в нежной балладе “Re-arrange” признаётся в своих ошибках и обещает измениться ради любимой. Повторяющиеся образы животных (волки, звери) символизируют первобытные эмоции, с которыми он сталкивался. В целом тексты стали более прямыми и личными, с матом и вызовом тем, кто их критиковал – но при этом сквозь весь альбом проходит мысль о том, чтобы вернуться к истокам и вновь обрести себя. Группа словно стряхнула с себя груз прежних побед и решила доказать всем, что они все ещё «Biffy fuckin’ Clyro». И доказали: альбом дебютировал на #1 в UK, а новые песни прочно вошли в сет-листы.
Ключевые треки:
- “Wolves of Winter” – яростный открывающий трек, где Biffy предстают в обличии стаи волков. В начале слышен смех , затем вступает тяжёлый рифф и ударные. Припев – один из самых мощных за карьеру, настоящий боевой клич, которым группа как бы объявляет: «мы вернулись!».
- “Animal Style” – скоростной, зубодробительный номер с хищным гитарным риффом и бешеным вокалом. В тексте Саймон метафорически «выпускает зверя», а музыка идеально передаёт это состояние – песня буквально бросается на слушателя. К концу трека группа устраивает какафонический разнос, который великолепно будоражит на концертах.
- “Re-arrange” – противоположная сторона альбома: мягкая, мелодичная поп-баллада о стремлении изменить себя ради любви. Здесь минимум инструментов – акцент на голосе Саймона. Эта песня показала, что даже в порывистом Ellipsis есть место нежности. Она стала хитом на радио, хоть в интернете некоторые фанаты и спорили, не слишком ли она попсовая для Biffy. На деле же “Re-arrange” прекрасно вписалась в канон группы как современный эквивалент “Many of Horror” – простая, но проникновенная love-song.
Неожиданный поворот: Balance, Not Symmetry – это саундтрек, который Biffy Clyro записали для одноимённого фильма 2019 года. Фронтмен Саймон Нил соавтор сценария этой картины, и группа параллельно работала над музыкой и развитием сюжета. Поэтому альбом получился особенным: это не просто подборка песен, а музыкальное сопровождение истории о девушке, переживающей смерть отца и пытающейся справиться с горем. Главная тема лирики здесь – горечь утраты, граница между жизнью и смертью и поиски сил, чтобы пережить боль потери. Симон признавался, что его сблизило с режиссёром то, что оба в молодости столкнулись с утратой, и фильм/альбом исследуют «одинокий мир горя». В отличие от обычных альбомов Biffy, где тексты порой зашифрованы, здесь лирика более повествовательна и прямолинейна (всё-таки песни вплетены в сюжет фильма). Критики отмечали, что Саймон стал меньше уходить в абстракции, а больше рассказывать истории от лица героини, хотя поэтичности он не утратил.
Музыкально Balance, Not Symmetry – один из самых разноплановых релизов группы. Симон образно сказал, что видит альбом как шесть пар песен: «пара акустических в духе Nick Cave, пара совершенно электронных, пара странных хардкор-треков и пара больших эпичных рок-песен». И действительно, тут присутствуют и нежные акустические номера с пианино, и синтезаторные экспериментальные вещи, и жёсткие гитарные боевики. В одном альбоме уживаются разностилевые треки, отражающие смену настроений фильма. При этом чувствуется почерк Biffy – есть и заразительные припевы, и тяжёлые риффы, и эмоциональный надрыв, то есть все фирменные элементы никуда не делись. Просто упакованы они более эклектично, как будто группа позволила себе сделать саундтрек к самим себе. Интересно, что песни не просто иллюстрировали готовый фильм – они влияли на съёмки: некоторые тексты легли в основу диалогов, а музыка порой диктовала монтаж сцен. Это очень необычный подход к саундтреку, и он оправдался – альбом воспринимается цельно и без просмотра фильма, но зная историю, слушать ещё интереснее.
Ключевые треки:
- “Balance, Not Symmetry” – заглавный трек и задаёт тон альбома. Это бодрая, энергичная композиция с характерным для поздних Biffy сочетанием мощных гитар и цепкого припева. Песня сразу «цепляет» слушателя с первых секунд и прекрасно работает вне контекста фильма, заряжая своей энергией.
- “Different Kind of Love” – мелодичная и более лёгкая песня (соавтором которой выступил Джон Фелдман, известный по работе с поп-панк-группами). В ней чувствуется рок-романтика: яркий припев про «другой вид любви» подчёркивает ключевую мысль фильма – о необычной, но глубокой любви и дружбе, что помогают пережить горе.
- “Fever Dream” – самый длинный трек альбома (больше 6 минут) и самый экспериментальный. Он начинается как мечтательное инструментальное полотно, постепенно набирает мощь и к середине превращается в гитарный ураган. Эта композиция символизирует тягостный сон главной героини: музыка переливается от тихих, печальных отрывков к шумным, тревожным кульминациям. Фанаты отметили “Fever Dream” как один из ярчайших моментов альбома – хоть он и выбивается по структуре, но именно своей нестандартностью и выделяется.
A Celebration of Endings – восьмой студийный альбом (2020) и, как ясно из названия, посвящён идее принятия перемен и прощанию с прошлыми негативными вещами. Саймон Нил объяснял, что «празднуя концы, мы открываем дорогу новым началам» – альбом пропитан решимостью оставить позади плохое (токсичных людей, устаревшие взгляды) и двигаться вперёд. По времени его выход совпал с бурями в мире: нарастающая тревога за климат, а затем и пандемия. В песнях Biffy затрагивают эти темы косвенно: например, “The Champ” Саймон писал под впечатлением от общественного раскола из-за Brexit и пел о разочаровании в лидерах старшего поколения. В другом треке слышны отголоски беспокойства о будущем планеты. Но, несмотря на тёмные подтексты, общий тон альбома скорее боевой и оптимистичный. Саймон говорил в интервью, что чувствовал: «мы вроде достигли дна – дальше надо учиться жить по-новому, заботясь друг о друге». Отсюда и Celebration в названии – акцент на том, что конец старого может быть радостным, если ведёт к лучшему.
Музыка на A Celebration of Endings получилась очень яркой и разноплановой. Biffy явно черпали всё лучшее из прошлого опыта: здесь и экспрессия ранних лет, и хитовая мелодичность середины карьеры, и готовность к экспериментам. Альбом стартует взрывным панк-боевиком “North of No South”, затем чередует энергичные трэки с крупными гимнами. Особенность – неожиданно много поп-элементов: так, первый сингл “Instant History” шокировал фанатов танцевальным электронным битом и почти синт-поповым припевом. Но Biffy сделали это намеренно, добавив современного электронного блеска к своему звуку. А следом они выдают “Tiny Indoor Fireworks” – беззастенчиво жизнерадостный, «пузырящийся» рок-хит, полный энергии и оптимизма. В контраст ему есть тяжёлые вещи: например, “End Of” – злобный трек с почти металическим риффом и строчками против невежества, или завершающий “Cop Syrup”, который начинается как хардкор, а заканчивается красивой оркестровкой. Кстати, Biffy вновь привлекли оркестр к паре песен, продолжая традицию масштабного звучания. Но в целом альбом очень цельный и энергичный – журнал DIY отметил его «искрящуюся энергией и живостью». Критики сходились, что A Celebration of Endings объединил «улыбчивое» и «бешеное» начало группы – от милой поп-стороны до жёсткого рока. И при этом тексты стали злее и прямее. Но альбом всё равно оставляет светлое чувство – после агрессии слышна надежда на перемены к лучшему.
Ключевые треки:
- “Instant History” – смелый синтез рока и электронной поп-музыки. Лёд тронулся с первых же нот: драм-машина, мощные синтезаторные аккорды – можно подумать, включили не ту пластинку! Но затем вступает голос Саймона и припев взрывается фирменным размахом.
- “Tiny Indoor Fireworks” – чистый праздник в звуке. Стремительная гитара, ультра-заразный припев, оптимистичный посыл – песня буквально заставляет улыбнуться. Критики отметили её как один из самых прямых и удачных рок-гимнов группы, лёгкий, мелодичный, но при этом совсем не пустой. Концертные залы уже с первого тура подпевали каждую строчку – “Tiny Indoor Fireworks” стала новой визитной карточкой позитивной стороны Biffy Clyro.
- “Cop Syrup” – полная противоположность: 6-минутный эпик, начинающийся бешеным скримо-панком (Simon орёт «Fuck everybody! Woo!», выражая накопившуюся ярость на всё и вся), а заканчивающийся вдруг нежными смычковыми и фортепиано, словно луч света после шторма. Этот трек – эмоциональные американские горки: от хаоса к гармонии. В финале Саймон почти молитвенно поёт над оркестром: «мы здесь один раз, отдай всё, пока не смолкнет ритм, дари любовь всем» – такой вот месседж на прощание. Этими строками A Celebration of Endings ставит точку, превратив сначала агрессию в катарсис, а потом катарсис – в надежду. Недаром спустя год Biffy выпустят своеобразный постскриптум к этому альбому…
Так называемый «сестринский» альбом The Myth of the Happily Ever After вышел в 2021-м как ответ на предыдущий. Если Celebration… строился на предвкушении перемен к лучшему, то этот альбом родился из суровой реальности локдауна. Biffy записали его практически взаперти на своей ферме-студии в Шотландии, переработав идеи и «остатки» песен, не вошедших в прошлый диск, через призму пережитого за год пандемии. Результат получился удивительно цельным и самодостаточным альбомом, а вовсе не сборником би-сайдов (как можно было бы подумать). Темы песен во многом отражают разочарования и тревоги того «потерянного» года. Название The Myth of the Happily Ever After(«Миф о вечной сказке после») намекает: счастливый финал предыдущего альбома – это иллюзия, впереди всё ещё много борьбы. Саймон признавался, что локдаун пошатнул его веру в важность музыки и заставил заново искать себя без концертов. Эта потеря идентичности и пронизывает альбом. Но, интересно, вместо полного мрака Biffy выдают нечто более жизнеутверждающее, чем ожидалось: как отметил один рецензент, «нигилизм тут направлен в другое русло – если прошлый альбом кончался криком “К чёрту всех!”, то этот заканчивается призывом “Дарите любовь всем”». Действительно, альбом получился темнее и злее по звучанию, но с неожиданно позитивным посланием в финале. Саймон говорит, что этот год научил его ценить главное – любовь, близких – и отсекать лишний шум и конфликт. Он звучит как уставший, но мудрый человек, решивший не тратить время на бессмысленные ссоры.
Музыка развивает идеи Celebration, но более экстремальна по динамике. Biffy сами спродюсировали запись с инженером Адамом Ноблом, и чувствуется чуть более сырое, гаражное качество. Есть очень тяжёлые, агрессивные моменты: например, “A Hunger in Your Haunt” – почти панковский номер с яростью и скоростью, или “Slurpy Slurpy Sleep Sleep” – эпичный завершающий трек с элементами noise-рока и кричащим разгулом. Есть и светлые, мелодичные оазисы: “Holy Water” и “Errors in the History of God” экспериментируют с атмосферным звучанием и духовными мотивами (отсылки к религии и поиску смысла), “Haru Urara” соединяет минор и мажор, проводя слушателя от грусти к надежде. Biffy остались верны себе – альбом полон неожиданных поворотов, смен ритма и настроения, благодаря чему ни одна песня не похожа на другую, но в то же время все служат общей идее. В итоге Myth of the Happily Ever After – «странный альбом для странных времён», как удачно заметили в прессе, мрачный по форме, но во многом светлый по сути, а главное – он показал, что у Biffy Clyro всё ещё полны творческого огня.
Ключевые треки:
- “A Hunger in Your Haunt” – вероятно, главный «боевик» альбома. Песня с первых секунд атакует обломистым гитарным риффом, а Саймон буквально выплёвывает строчки с ядом. Этот трек – выплеск всего накопленного раздражения, при этом он ещё и дико заразителен по мелодике. Недаром его вынесли отдельным синглом. Трек мгновенно подхватывается залом на концертах и врезается в память.
- “Unknown Male 01” – загадочный и атмосферный эпик. Композиция, построенная на нарастании: от тихих, обволакивающих куплетов до грандиозного финального crescendo с оркестром. Текст вдохновлён реальной историей человека, пропавшего без вести, и через эту призму Саймон поёт о потере себя и поиске спасения. Песня производит мурашечный эффект и показывает кинематографичность поздних Biffy – не случайно на неё и “Hunger in Your Haunt” вышел общий концептуальный клип.
- “Slurpy Slurpy Sleep Sleep” – финальная точка альбома и всей истории. С дурашливого названия (отсылающего к старой поп-песенке “Chirpy Chirpy Cheep Cheep”) начинается бескомпромиссный рок-номер, который к концу перерастает в торжествующую кодовую фразу: «мы здесь лишь раз, сделай всё, пока звучит ритм… дари любовь каждому». Песня стартует тяжело и агрессивно, но завершается ликующим, почти праздничным настроением – словно группа говорит: «несмотря ни на что, мы победили собственных демонов». Как отмечено в рецензиях, альбом часто балансирует на грани нигилизма, но в этом треке Biffy Clyro сумели удивить «неожиданно приподнятым посланием надежды» в самом конце. Это придаёт альбому особую силу – после мрака всегда наступает свет.
Спустя четыре года тишины Biffy Clyro готовят к выпуску свой десятый студийный альбом Futique (релиз намечен на сентябрь 2025 года). Название загадочное – похоже на слово, соединяющее «future» и «antique» (будущее + винтаж). И концепция у альбома обещает соответствовать: Саймон Нил описывает Futique как «исследование идей, вещей и отношений, существующих сквозь время». Главная мысль – мы никогда не знаем, когда делаем что-то в последний раз, и в этом есть своя красота и грусть. То есть темы альбома будут вращаться вокруг времени, памяти, конечности моментов и той самой «печальной красоты прощаний». Такое поэтичное описание уже заинтриговало поклонников. Можно ожидать, что Futique продолжит эмоциональную глубину двух предыдущих пластинок, возможно, переосмыслив их с позиции времени: если Celebration праздновал перемены, Myth сомневался в финале сказки, то Futique, похоже, посмотрит на весь путь со взглядом одновременно в прошлое и будущее.
Звуково конкретики пока мало – на момент анонса вышел лишь один сингл, так что судить можно только по нему. Biffy Clyro заявили, что новая музыка будет “грандиозной и эмоциональной” – исходя из первого трека, так и есть. Сингл “A Little Love”, предваряющий альбом, мгновенно узнаётся как Biffy: эмоциональный вокал, большой припев и энергичная подача
Участники и интересные факты:
- Саймон Нил – вокалист, гитарист и основатель группы. Родился 31 августа 1979 года, вырос в городе Эр (Шотландия). Автор большинства песен Biffy Clyro, известен эмоциональной манерой исполнения. Помимо основной группы, Саймон занимается и сторонними проектами: например, он создал экспериментальный дуэт Marmaduke Duke (выпустили альбомы в 2005 и 2009 гг.) и в 2023 году представил экстремальный метал-проект Empire State Bastard, где сотрудничает с бывшим гитаристом Oceansize Майком Веннартом и легендарным ударником Дэйвом Ломбардо. Интересно, что происхождение названия Biffy Clyro Саймон и коллеги раскрывать не любят – за годы они придумали множество шутливых версий. Одна из самых известных гласит, будто Biffy Clyro произошло от некого «Клиффи Байро» – шуточной идеи выпускать ручки с именем певца Клиффа Ричарда (Cliffy Biro), трансформированной в состоянии легкого веселья. Сам Нил признаётся, что это «глупое название» и единого ответа на вопрос о его смысле не существует– и в этом тоже часть чарующего своеобразия группы.
- Джеймс Джонстон – бас-гитарист и бэк-вокалист, брат-близнец Бена. Родился 25 апреля 1980 года в Килмарноке. Джеймс пришёл в группу вскоре после её основания, заменив первого басиста, и с тех пор составляет с Беном и Саймоном неразлучное трио. На концертах братья Джонстоны не только задают ритм секцией «бас + ударные», но и поддерживают Саймона на подпевках, придавая хору голосов Biffy Clyro особую мощь. Интересный факт: оба близнеца получили образование в области звукорежиссуры – возможно, поэтому группа так внимательно относится к качеству звучания своих записей. Джеймс известен также своей энергичной манерой игры на басу и эффектными прыжками на сцене.
- Бен Джонстон – ударник и вокалист (да-да, помимо барабанных партий Бен исполняет и гармоничные бэк-вокалы, что редкость для рок-трио). Родился 25 апреля 1980 года, младший близнец Джеймса (на 5 минут, как шутят фанаты). Бен отвечает за мощный ритм Biffy Clyro с самого первого дня и славится умением играть сложные сбивки, одновременно попадая в ноты при подпевке – например, его голос можно отчетливо услышать в припеве хита «Bubbles». Кстати, именно Бен придумал одну из шутливых версий названия группы: будто Biffy – это прозвище какого-то шпиона (возможно, прототипа Джеймса Бонда), а Clyro – название деревушки в Уэльсе, куда семьями ездили отдыхать музыканты. Как видите, чувство юмора у ребят на высоте.
Любопытные факты: Название Biffy Clyro окутано легендами – музыканты столько раз шутили на эту тему, что поклонники уже не требуют раскрыть правду. Кто-то верит в историю про акроним Big Imagination For Feeling Young ‘Cos Life Yearns Real Optimism (первая буква каждого слова складывается в BIFFY CLYO, почти как название группы). Другие улыбаются, услышав байку о финском футболисте XVII века по фамилии Биффи Клайро. Так или иначе, группа признаётся, что придумывает небылицы просто потому, что им надоел вопрос об имени. Ещё один лозунг, тесно связанный с коллективом, – фраза «Mon the Biff!». Это фанатский клич, искажённое шотландское «Come on, Biffy!», который можно услышать на каждом концерте шотландцев: достаточно паузы между песнями, и толпа обязательно скандирует этот боевой девиз любви к группе
Рекомендации к прослушиванию
Если вы только знакомитесь с творчеством Biffy Clyro, вот несколько композиций и альбомов, с которых стоит начать:
- «Mountains» (сингл, 2008): Громкий гимн, с которого для многих началось знакомство с Biffy Clyro. Энергичный рифф, мощный припев – не случайно именно эта песня стала первым крупным хитом группы, достигнув №5 в британском чарте. Она отлично передаёт драйв и напор их звучания второй половины 2000-х.
- Puzzle (альбом, 2007): Целый альбом, ознаменовавший переход Biffy Clyro в высшую лигу рока. Puzzle стал поворотным моментом в карьере – здесь есть и душевные баллады («Machines»), и взрывные боевики («Living Is A Problem Because Everything Dies»). Рекомендуется к прослушиванию целиком, чтобы прочувствовать, как группа ловко сочетает мелодизм с энергетикой альтернативного рока.
- Only Revolutions (альбом, 2009): Самая успешная пластинка раннего периода, подарившая миру сразу несколько хитов. На Only Revolutions вы найдёте и эмоциональную балладу «Many of Horror», и бодрые рок-боевики («Bubbles», «The Captain»). Альбом номинировался на Mercury Prize и принёс группе статус суперзвёзд, так что это обязательная глава дискографии.
- «Black Chandelier» (песня, 2013): Один из главных синглов альбома Opposites. Композиция отражает более зрелое звучание Biffy Clyro: слегка мрачноватый куплет с электронными эффектами сменяется грандиозным, запоминающимся припевом. «Black Chandelier» показывает умение трио писать нестандартные, но очень цепкие рок-хиты.
Конечно, у Biffy Clyro немало других выдающихся треков – от ранних суровых вещей вроде «57» до свежих песен с последних альбомов. Но начав с перечисленных, вы наверняка поймёте, за что эту группу так ценят поклонники по всему миру.
Biffy Clyro – яркий пример группы, которая росла вместе со своей музыкой. Когда-то они были тремя подростками, играющими альтернативный рок в небольшом зале, а сегодня собирают многотысячные толпы на фестивалях и стадионах. За годы они не растеряли творческий запал: каждый альбом привносит что-то новое, будь то экспериментальный размах Opposites или искренность A Celebration of Endings. При этом в их песнях по-прежнему чувствуется душевность, идущая от дружбы и страсти к музыке, с которой всё начиналось. Biffy Clyroсмогли сохранить свою самобытность – от причудливого названия до традиции играть концерты с обнажённым торсом – и именно за это их любят фанаты. Недаром они с таким жаром скандируют «Mon the Biff!», ведь история шотландского трио – это вдохновляющий путь веры в себя и в силу рок-н-ролла. А впереди у Biffy Clyro новые вершины и новые песни – мы обязательно услышим ещё немало интересного от этой удивительной группы