Найти в Дзене
Ключи от себя

Почему современные российские семейные драмы заставляют меня чувствовать себя чужой в собственной стране?

Оглавление
Нелюбовь
Нелюбовь

Знаете, иногда я включаю очередную отечественную драму о семейных отношениях и думаю: а живу ли я в той же России, что и герои на экране? В последние годы отечественный кинематограф буквально наводнили семейные драмы. «Селфи», «Нелюбовь», «Аритмия» – режиссёры будто соревнуются друг с другом, кто лучше покажет кризис современной российской семьи. И знаете что? Я долго не могла понять, почему большинство этих картин оставляют меня абсолютно холодным.
Казалось бы, тематика более чем актуальная. Разводы, проблемы с детьми, непонимание между поколениями – всё это касается каждого из нас. Но вот парадокс: выходя из кинотеатра после очередной «правдивой истории о настоящих людях», я чувствую себя так, словно только что посмотрела инструкцию по сборке мебели.

Когда семья становится музейным экспонатом

Раньше было лучше — да, я осознанно использую эту фразу. В советском кино семейные отношения показывались честно, без прикрас. Вспомните «Москва слезам не верит» или «Осенний марафон» — там люди ссорились, мирились, страдали и радовались по-настоящему. В фильме «Осенний марафон» тоже показан семейный кризис, измена, боль близких людей. Но Данелия снимал не «про развод», а про конкретного человека с его слабостями и метаниями. Поэтому мы сопереживаем Бузыкину, а не анализируем социологические причины распада брака.

Осенний марафон
Осенний марафон

Включаю современную российскую драму и вижу идеальные квартиры, где папа обязательно успешный бизнесмен, мама — либо домохозяйка из глянцевого журнала, либо столь же успешная карьеристка. Дети у них, конечно, талантливые и понимающие. И все они говорят друг с другом языком психологических тренингов.

Я живу в обычной российской семье, работаю, воспитываю детей, общаюсь с подругами. И знаете что? Мы не произносим пафосные монологи о важности семейных ценностей за завтраком. Мы ругаемся из-за того, кто забыл купить хлеб, переживаем о деньгах, смеёмся над глупостями. Мы живые люди, а не персонажи мотивационных плакатов.

Непонятный момент с "правильными" конфликтами

Особенно меня раздражает, как современные российские драмы подходят к семейным конфликтам. Создаётся впечатление, что сценаристы берут список "социально одобряемых проблем" и механически распределяют их между персонажами.

Муж изменяет — но обязательно красиво кается и произносит речь о том, как дорога ему семья. Жена страдает — но непременно с достоинством, философски размышляя о женской доле. Подростки бунтуют — но исключительно против "устаревших взглядов", а не потому, что им просто семнадцать лет и хочется всё попробовать.

В реальности всё не так театрально. Люди изменяют по разным причинам, и далеко не всегда дело в нехватке любви. Жёны не только страдают — они злятся, мстят, иногда сами заводят романы. Подростки конфликтуют с родителями не из-за глобальных мировоззренческих разногласий, а потому что не хотят мыть посуду или рано приходить домой.

Места съёмок как символ отчуждения

Интересные факты о том, где снимают современные семейные драмы, многое объясняют. Большинство картин создаются в павильонах или в специально оборудованных квартирах, которые больше напоминают декорации, чем настоящие дома.

Я помню, как в одном интервью актриса рассказывала о съёмках семейной драмы. Она призналась, что постоянно чувствовала себя неестественно в этих "идеальных" интерьерах. Ей хотелось растрепать волосы, снять туфли, сесть не по-актёрски, а по-человечески. Но режиссёр требовал "красивой картинки".

Вот в этом и проблема. Наши семейные драмы снимают не о семьях, а о том, как, по мнению создателей, семьи должны выглядеть на экране. Получается кино не про нас, а про каких-то инопланетян, которые случайно заговорили по-русски.

Селфи
Селфи

Странный поступок или защитная реакция?

Недавно я поняла, почему так происходит. Российские режиссёры, работающие с семейной тематикой, словно боятся показать правду. Им кажется, что если они покажут обычную российскую семью со всеми её проблемами, зрители не поймут или не примут такое кино.

Но это нелогичный момент в их рассуждениях. Зрители как раз устали от глянцевых картинок. Мы хотим узнавать себя в персонажах, сопереживать им, а не восхищаться их идеальностью.

Помню, как несколько лет назад посмотрела французскую семейную драму. Там мать семейства кричала на детей, отец терял работу и три дня не брился, подростки говорили грубости. И знаете что? Я рыдала в кинотеатре, потому что это было правдиво. Это были живые люди с настоящими проблемами.

История со съёмок: когда актёры становятся заложниками концепции

Одна моя знакомая актриса рассказывала историю со съёмок современной семейной драмы. Режиссёр требовал от неё играть "идеальную мать", которая даже в самых сложных ситуациях сохраняет спокойствие и мудрость. Актриса предлагала показать эмоции, живые реакции, но получала отказ.

"Российская мать не должна выглядеть истеричкой", — объяснял режиссёр. В итоге получился персонаж, которого невозможно полюбить, потому что он не вызывает никаких эмоций, кроме раздражения от его искусственности.

Рассказы актёров о съёмках современных семейных драм часто похожи друг на друга. Все жалуются на то, что их заставляют играть символы, а не людей. Мужчин — символы отцовства, женщин — символы материнства, детей — символы молодости. А где же просто люди?

Выход из тупика

Я не призываю снимать только чернуху или превращать семейное кино в сплошной реализм без надежды. Но хочется честности. Хочется видеть на экране настоящих людей, которые любят и ссорятся, мечтают и разочаровываются, совершают ошибки и исправляют их.

Москва слезам не верит
Москва слезам не верит

Семья — это не музейный экспонат, который нужно красиво представить публике. Это живой организм, который постоянно меняется, растёт, иногда болеет, но всегда остаётся самым важным в нашей жизни. И кино должно это показывать.

Юлия Долянская